Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03-04 2015
21 апреля 2015

Запрос на стартап

Может ли сотрудничество на линии «стартап – большая компания» быть взаимно плодотворным и выгодным? Мнения участников рынка расходятся.

«ИКС»: Какие сегменты ИТ- и телеком-рынка сегодня нуждаются  в притоке новых идей?

Иван РУБЦОВ

 

Иван РУБЦОВ, заместитель гендиректора по работе с ключевыми заказчиками, КРОК: Тренды задают геополитическая и экономическая ситуации. Курс на импортозамещение открывает широкое поле возможностей, идеи требуются повсеместно. Для заказчиков сегодня приоритетно всё, что поможет снизить затраты на ИТ-инфраструктуру, лучше ею управлять, легче реализовывать изменения. Есть спрос на системы оптимизации трафика, диагностики производительности, ускорения работы хранилищ данных. В части софта востребованы и решения open source, и разработка заказного ПО.

Сергей ЩЕРБИНА

 

Сергей ЩЕРБИНА,  заместитель гендиректора, Esri CIS: Сегодня трудно выделить такой сегмент ИТ-рынка, где не продолжали бы появляться новые идеи: спрос на них есть всегда и везде. Даже в таких, казалось бы, устоявшихся областях, как базы данных, новые концепции крайне востребованы. Можно упомянуть такие подходы и технологии, как NoSQL, «большие данные», вычисления в памяти и т.д. Возможно, кто-то скажет, что это хорошо забытое старое, но именно сейчас эти идеи стали глобальной технологической тенденцией и породили многомиллиардные бизнесы.

Григорий СИЗОНЕНКО

 

Григорий СИЗОНЕНКО, гендиректор, ИВК: Западные парадигмы, разработанные для открытого рынка и для экспорта в другие страны, приводят к созданию слишком сложных и ненадежных комплексов, критически зависящих от безотказной работы систем связи. Гораздо лучшие параметры имеют системы, построенные на базе инфраструктурного ПО класса middleware, которое ориентировано на передачу сообщений и асинхронное взаимодействие элементов территориально распределенной ИС.

Разработка всех аспектов такого альтернативного пути – это целое поле возможностей и для стартапов, и для зрелых ИТ-компаний. Это перспективно и в плане импортозамещения: надо побороть в себе желание вложить средства в воспроизведение тупикового пути, ведущего к созданию слишком дорогих, незащищенных и ненадежных решений.

 

Григорий ШЕВЧЕНКО

Григорий ШЕВЧЕНКО, коммерческий директор, «Открытые Технологии»: Уровень развития технологий уже достаточно высок для того, чтобы переходить от массовых унифицированных услуг, продуктов и сервисов к их индивидуализации и персонализации. Это позволит серьезно продвинуть телеком- и ИТ-рынки вперед, обеспечив качественное проникновение технологий в повседневную жизнь каждого человека. Прежде всего изменениям должен подвергнуться сегмент рынка персональных устройств, который должен быть серьезно расширен, в том числе в связи с применением интеллектуальных технологий и технологий ИИ, а также сегменты рынка устройств коллективного пользования, у которых должны появиться расширенные возможности автоматической настройки и персонализации.

 

«ИКС»: Где – внутри или вовне – компания ищет свежие идеи для развития новых направлений бизнеса, разработки новых продуктов?

Анатолий СМОРГОНСКИЙ

 

Анатолий СМОРГОНСКИЙ, гендиректор, Yota: Мобильная связь вошла в число базовых потребностей людей, а значит, увеличить доход можно только придумывая что-то принципиально новое. Вот почему мы готовы поддерживать команды, ведущие разработки в области мобильных приложений, решений для снижения затрат на роуминг, финансовых сервисов, мобильной рекламы, Big Data, M2M, инноваций, связанных с анализом поведения людей (вплоть до скоринга эмоций), включая покупку 100% компании. В прошлом году мы подписали соглашение с Фондом развития интернет-инициатив о том, что он будет отбирать для нас стартапы (как из своего пула, так и с рынка), готовые пройти акселерацию под бизнес-задачи, интересные Yota.

Илья КУЗНЕЦОВ

 

Илья КУЗНЕЦОВ, заместитель CTO по стратегическому развитию, «Лаборатория Касперского»: Мы постоянно и направленно ищем идеи как «внутри», так и «вовне». Наше подразделение Market Intelligence постоянно отслеживает появление новых тенденций на рынке. Работаем мы и с венчурным сегментом – смотрим модели, которые лежат в основе инкубаторов и акселераторов. В качестве примера можно назвать нашу новую инициативу – Security Startup Challenge – акселерационную программу для стартапов в области безопасности.

 

И. РУБЦОВ: Поиск идей, развитие новых продуктов или направлений – это двустороннее движение. Довольно часто инновационные решения появляются в нашем портфеле как ответ на бизнес-задачу заказчика. Есть и другой путь – когда наши эксперты изучают ИТ-новинки, понимают, что они могут быть интересны рынку, и проверяют эту идею внутри компании.

 

Г. ШЕВЧЕНКО: К сожалению, мы недостаточно активно, на мой взгляд, участвуем в подобных проектах. Одна из интересных для нас областей – это медицина. Хотелось бы собрать команду единомышленников.

 

«ИКС»: Удавалось ли найти удачную бизнес-идею у стартапа?

Г. СИЗОНЕНКО: Нет, пока не случалось, хотя мы открыты и для таких возможностей. Но удивляться тут нечему. Сейчас и стартапы, и инвестиционный конвейер нацелены на две задачи: или создать технологию и за бесценок продать ее вместе с командой западной корпорации, или создать какой-либо облачный сервис (как правило, на Западе) и попробовать привлечь западных же инвесторов.

 

А. СМОРГОНСКИЙ: Мы уже имеем опыт работы со стартапами. Первой молодой командой, с которой мы начали сотрудничать, стала компания «НПО Аналитика». Система, которую она разработала, позволяет учитывать и анализировать поток покупателей, время пребывания клиента в торговой точке, количество людей, которые ушли без покупки, лояльность покупателей. Мы протестировали этот продукт в ходе пилотного проекта в пяти наших точках продаж в Москве. Проанализировав данные за месяц, полученные в ходе теста, мы научились выводить промоутеров Yota в самые подходящие и благоприятные для нас часы, определили наиболее эффективные и перспективные точки продаж. В итоге продажи выросли на 42%, а мы получили реальный инструмент для оптимизации затрат.

 

«ИКС»: Насколько интересно сегодня для компании взаимодействие со стартапами?

И. КУЗНЕЦОВ: За последние несколько лет на рынке стартапов зарекомендовали себя подходы к работе с бизнес-моделями и запуску инновационных продуктов, известные как Lean Startup и Customer Development. Обучая организацию моделям работы в стартапе, мы видим возможность синергии гибкости стартапов с возможностями и ресурсами большой компании. Однако обучение и освоение невозможны без непосредственного вовлечения. Для этой цели мы взаимодействуем с различными представителями инновационного сектора – венчурными фондами, акселераторами и серийными предпринимателями.

Михаил ПЕТРОВ

 

Михаил ПЕТРОВ, гендиректор, «Делайт 2000»: Если какая-либо молодая компания предложит реализовать идею, потенциально полезную для нашего бизнеса (оснащения промышленных и административных объектов аудиовизуальными комплексами и смежными инженерными системами), мы могли бы рассмотреть финансирование подобного проекта. Но это крайне маловероятно. Рынок диспетчерских пунктов весьма консервативен и требует глубокой экспертизы. Поэтому ярких «хипстерских» стартапов здесь в принципе быть не может. Все новые идеи рождаются в компаниях, которые долго работают в данном сегменте рынка, имеют опыт реализации множества проектов и глубоко изучили технологии, на которых базируется оснащение диспетчерских пунктов.

 

Г. ШЕВЧЕНКО: Я не сталкивался ранее с проявлением подобной активности или готовности со стороны стартапов. Обычно, если возникает задача найти какие-то решения в области инноваций, мы сами анализируем рынок. Это бывает непростая задача.

 

«ИКС»: Какие факторы могут способствовать установлению взаимовыгодного сотрудничества «больших» ИТ- и телеком-компаний со стартапами?

 

Г. ШЕВЧЕНКО: Открытость информации. Господдержка и госгарантии востребованности результата деятельности стартапа. Внятное законодательство, регулирующее отношения «бизнес – стартап – инвестор».

 

А. СМОРГОНСКИЙ: Необходимо, прежде всего, развитие правильной инфраструктуры для взаимодействия стартапов и больших компаний в телекоме. В больших компаниях чаще всего нет ресурсов для анализа того или иного стартапа, оценки его эффективности для бизнеса, готовности к интеграции. Зато такие ресурсы есть, например, во ФРИИ. И они занимаются оценкой, образованием и поддержкой стартапов профессионально, обладая колоссальной экспертизой в этой области.

 

Г. СИЗОНЕНКО: Если госзаказчик будет вынужден строить системы на действительно готовых и действительно российских разработках, это вынудит интеграторов и операторов повернуться к российским компаниям. Но это тяжелый, даже болезненный процесс. Поэтому без жесткого решения на государственном уровне и жесткого и объективного контроля его исполнения траектория развития рынка будет иной. Долгострой, попытки выдать зарубежные разработки за отечественные, отверточное производство во всех видах, борьба за получение гос­поддержки.

 

«ИКС»: Какие проблемы стартап-движения в России вы видите?

 

И. КУЗНЕЦОВ: Первое и главное, чего не хватает стартап-движению в РФ, – плотного ежедневного нет­воркинга внутри экосистемы. Если в Кремниевой долине можно протестировать адекватность гипотезы бизнес-модели за день или неделю, то у нас этот же процесс может растянуться на месяцы. Второе – в России модели быстрого развития стартапов многим начинающим предпринимателям просто неизвестны, и потому наше комьюнити наступает на грабли, по которым в Долине уже прошли 10 или более лет назад. В выигрыше оказываются стартапы, которые находят менторов или инвесторов, активно вовлеченных в инновационный сектор в США или Европе, или же те, у кого ключевые основатели быстро открывают представительство в Кремниевой долине. Третья проблема – слабое развитие дисциплины продуктового менеджмента. Даже если стартап начинает «выстреливать», то его масштабирование частенько «вязнет» в силу неправильного управления развитием продуктового предложения, что видно, например, в user experience или подходах к продвижению.

Алексей БЕССАРАБСКИЙ

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ,  руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Office»: На фоне множества прочих стран Россия до сих пор не может похвастаться особенно привлекательными условиями для работы предприятий в ИТ-отрасли. Улучшение отраслевого законодательства, смягчение налогового режима, развитие технопарков, разработка государственного форсайта по развитию информационных технологий могли бы облегчить развитие стартап-движения в сфере ИТ.

 

Г. СИЗОНЕНКО: Главных проблем две. Одна – это отсутствие рынка для инновационной продукции, в частности для ПО. А ведь именно на ИТ-стартапах должен был бы отточить мастерство отечественный конвейер венчурных инвестиций. Дело здесь в состоянии экономики и отсутствии на государственном уровне решений, вынуждающих госзаказчика (крупнейшего в стране потребителя ИТ) строить системы на базе готовых российских разработок и при этом отвечать за результат. Такое сочетание принуждения и ответственности, во-первых, сузило бы поле для злоупотреблений, а во-вторых, заставило бы серьезно продумывать постановку задач, создавать штат экспертов, повышать долю нефинансовых соображений при выборе предлагаемых решений.

Вторая проблема – ориентация на финансовые показатели, а не на прорывной характер идей. Это стимулирует стартапы и инвесторов к участию в «пузырях» и выталкивает перспективные разработки из страны.

 

Г. ШЕВЧЕНКО: Главная – отсутствие достоверной и достаточной информации о деятельности таких компаний. К тому же на рынке бытует мнение, что много стартапов создаются исключительно для того, чтобы получить финансирование, а не конечный результат.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!