Rambler's Top100
Статьи
20 мая 2015

А.Сморгонский: Рынок стартапов в России неоднородный

В поиске новых технологических и бизнес-идей стартапам лучше обращаться за помощью к институтам развития. 

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3–4’2014. Часть IV.

«ИКС»: Насколько интересным сегодня для компании является взаимодействие со стартапами?

Илья КУЗНЕЦОВ

 

Илья КУЗНЕЦОВ, заместитель CTO по стратегическому развитию, «Лаборатория Касперского»: За последние несколько лет на рынке стартапов зарекомендовал себя подход к работе с бизнес-моделями и запуском инновационных продуктов известный как Lean Startup и Customer Development. Обучая организацию моделям работы в стартапе, мы видим возможность синергии гибкости стартапов с возможностями и ресурсами большой компании. Однако обучение и освоение – невозможно без непосредственного вовлечения. В частности и для этой цели мы взаимодействуем с различными представителями инновационного сектора – венчурными фондами, акселераторами и серийными предпринимателями.

Анатолий СМОРГОНСКИЙ

 

Анатолий СМОРГОНСКИЙ , генеральный директор, Yota: Мы всегда находимся в поиске новых идей и решений, поэтому открыты для сотрудничества со стартапами и готовы делиться с ними не только своими ресурсами, но и опытом. Если команда уверена, что ее проект или технология будут полезны для нашего бизнеса, они могут обратиться во ФРИИ.

Григорий ШЕВЧЕНКО

 

Григорий ШЕВЧЕНКО, коммерческий директор, «Открытые технологии»: Я не сталкивался ранее с проявлением подобной активности или готовности со стороны стартапов. Обычно, если возникают задачи найти какие-то решения в области инноваций, мы сами анализируем рынок. Это бывает очень непростая задача.

Григорий СИЗОНЕНКО

 

Григорий СИЗОНЕНКО, генеральный директор, ИВК: Интересно ровно настолько, насколько их идеи и разработки соответствуют нашим целям.

 

Михаил ПЕТРОВ

Михаил ПЕТРОВ, генеральный директор, «Делайт 2000»: Приступая к разработке нового решения, мы рассчитываем на собственные финансовые возможности. Мы всегда проводим предварительную оценку будущего спроса: готовы ли заказчики заплатить за решение, которое мы намереваемся создать? Заказчики же приобретают решения, которые позволяют избежать очевидных рисков и связанных с ними затрат, поддерживают реализацию ключевых производственных процессов. И лишь затем, намечая пути оптимизации и интенсификации процессов, они готовы рассматривать решения, которые привносят дополнительную ценность в основную деятельность компании.

В нашем «портфеле идей» постоянно есть ряд интересных не реализованных задумок, которые ждут своего часа. Например, мы уже сегодня могли бы создавать для каждого диспетчера индивидуальное звуковое пространство: часть аудиоинформации, поступающей из различных источников, будет слышать конкретный человек, а другая часть будет доступна всем диспетчерам. Технически это вполне осуществимо. Однако заказчики пока не готовы нести расходы на подобные решения.

Что касается потенциальной роли «Делайт 2000» как инвестора стартапов, то если какая-либо молодая компания предложит реализовать идею, потенциально полезную для нашего бизнеса, мы могли бы рассмотреть финансирование подобного проекта. Но это крайне маловероятное событие. Рынок диспетчерских пунктов весьма консервативен, он требует глубокой экспертизы. Поэтому ярких «хипстерских» стартапов здесь в принципе быть не может. Все новые идеи рождаются в компаниях, которые работают в данном сегменте рынка на протяжении долгих лет, имеют опыт реализации множества проектов у заказчиков разных индустрий и глубоко изучили технологии, на которых базируется оснащение диспетчерских пунктов.

Алексей БЕССАРАБСКИЙ

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ,  руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Office»:   Хотя нашу компанию трудно назвать стартапом, мы взаимодействуем с инвесторами. Intel Capital – глобальный фонд по инвестициям, слияниям и приобретениям корпорации Intel – оказал нам инвестиционную поддержку в размере $10 млн, главная цель которой – подготовка к выходу нашей компании на рынок облачных бизнес-приложений Европы. Средства были инвестированы в начале 2014 г., проект развивается в соответствии с планом, наш офис в Германии откроется в этом году.

 

«ИКС»: Как вы оцениваете открытость игроков стартап-индустрии, их готовность взаимодействовать с бизнесом?

 

Иван КУЗНЕЦОВ: Стартапы, вообще говоря, являются максимально открытыми к взаимодействию и активными организациями. Инвестиционные фонды, в свою очередь – также образуют живую, взаимодействующую экосистему. Инновационные продукты развиваются максимально быстро, если не «скрываются», пока не выпустят продукт «за который не стыдно», а заявляют о себе, когда еще только нащупывают будущую бизнес-модель. Инвестиционные фонды, в свою очередь, строят бизнес на инвестициях с высокими рисками и обычно заинтересованы в их разделении , а также взаимном участии в бизнесе. Проблемы обычно случаются на «обратной стороне»: большим компаниям очень сложно выбирать бизнес-идеи из внешнего потока и принимать решения по взаимодействию со стартапами. И особенно, наверное, в России, где только-только начинает распространяться атмосфера открытости и культура «Pay-It-Forward» Кремниевой долины.

 

Григорий СИЗОНЕНКО: Не вижу ни особой открытости, ни ошеломляющих результатов. Особенно если учесть, какие ресурсы закачаны во всевозможные венчурные фонды.

 

Алексей БЕССАРАБСКИЙ:  Пожалуй, большинство успешных стартапов – открытые к сотрудничеству компании, ведь без активных бизнес-коммуникаций сегодня успеха достичь практически невозможно.

 

Григорий ШЕВЧЕНКО: Я не сталкивался ранее с проявлением подобной активности или готовности со стороны стартапов. Обычно, если возникают задачи найти какие-то решения в области инноваций, мы сами анализируем рынок. Это бывает очень непростая задача.

 

Анатолий СМОРГОНСКИЙ: Рынок стартапов в России очень и очень неоднородный. Есть, например, проекты, созданные опытными людьми, которые много лет проработали в интернете или телекоме, а потом решили уйти в свое дело. Они знают, как общаться с инвесторами и потенциальными партнерами, как преподносить свой продукт, чтобы его захотели купить. Есть и команды, которые состоят из молодых талантливых ребят, у них горят глаза, они хотят повторить историю успеха Брина и Пейджа и даже делают что-то классное. Но у них нет именно бизнес-опыта, они не знаю, куда идти со своими идеями, где найти деньги на то, чтобы реализовать задумку.  

Подготовила Александра Крылова

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!