Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2015
Сергей БЕЛИК  08 сентября 2015

Status quo. Злые шутки консерватизма

Бизнес-модели коммерческих дата-центров и предлагаемые ими сервисы меняются, но заметно медленнее, чем того требуют объективные потребности стремительно трансформирующейся ИТ-среды.

Сергей БЕЛИК, коммерческий директор, «Инсайтекс»

Лидеры спроса сегодня по-прежнему традиционные услуги аренды серверов и площадей в ЦОДах. Заказчики основное внимание уделяют надежности инженерной инфраструктуры, но делают это зачастую на основе субъективных представлений. Есть пользователи, которые выбирают коммерческий ЦОД, опираясь на свой предыдущий опыт. Их можно назвать профессиональными потребителями. Для них важны стабильность электроснабжения и соответствие технических характеристик их потребностям, поэтому ключевыми факторами выбора являются объективно подтвержденная история безаварийной работы инфраструктуры и «гибкость» провайдера. Если оператор ЦОДа идет навстречу малозатратным для него, но значимым для пользователя требованиям, то дата-центр заполняется быстро. Есть также группа «начинающих потребителей». Не обладая собственным опытом, они обращают внимание на сертификаты, известные имена производителей оборудования и на дизайн отделки. Однако случается, что и сертификат Uptime Institute на проект ЦОДа не обеспечивает охлаждения перегревающихся серверов, а комплексные решения от самых известных вендоров не гарантируют стабильной работы инфраструктуры в зимние месяцы. Чрезмерная бюрократия в дата-центре тоже может сделать жизнь арендаторов крайне некомфортной. Так что «начинающие» довольно быстро учатся на своем, как правило, негативном, опыте.

В шорах традиций

Для всех групп потребителей при выборе ЦОДа важно его местоположение. Объекты в Москве, ближайшем Подмосковье и Санкт-Петербурге заполнены, а региональные дата-центры стоят полупустыми. Потребителям, готовым приобретать услуги региональных ЦОДов, не хватает измеримых аргументов для обоснования того, что удаленный автоматизированный дата-центр лучше, чем ЦОД, расположенный в полутора часах езды от центра Москвы. Желание в форс-мажорной ситуации доехать до своего «железа» за час-полтора берет верх над относительно невысокой ценой. Хотя в экстремальной ситуации, которая у нас всегда случается в пятницу во второй половине дня, поездка от центра Москвы до МКАД может занять и три часа, и больше. Вероятно, высокоуровневая автоматизация, дополненная недорогими сервисами обслуживания на месте, даст региональным ЦОДам возможность заполняться быстрее, ведь современные инструменты дистанционного управления позволяют делать удаленно практически все и достаточно оперативно реагировать на инциденты.

Требования к дата-центру для размещения современных ИТ-сервисов отличаются от требований, предъявляемых к традиционному ЦОДу с colocation. Новые сетевые сервисы, хранилища данных и информационные системы изначально имеют распределенную архитектуру, т.е. высокая надежность единичных узлов для них не обязательна. Требования можно кратко сформулировать так: оптимальная технология отвода тепла, потребляющая минимум энергии, и распределение по нескольким площадкам. Эксплуатационная доступность сервисов в сети нескольких ЦОДов, подключенных к разным сегментам распределительной энергосистемы напряжением 220 кВ и выше, оснащенных не традиционными ИБП или ДРУПС, а 10–20-секундными ИБП, расположенными непосредственно в шкафных блоках распределения питания, будет не хуже, чем сейчас в ЦОДах уровня Tier IV. Причем стоимость строительства таких ЦОДов не выше, чем современных, а арендные ставки могут быть заметно ниже. Экономия эксплуатационных расходов будет определяться меньшим потреблением электроэнергии на отвод тепла.

С прицелом на будущее

Консерватизм субъективных запросов заказчиков играет с владельцами коммерческих ЦОДов злую шутку. Они вынуждены подстраиваться под реальные, но не соответствующие современным тенденциям развития ИТ требования. Хуже того, начинается строительство новых объектов, которые уже на этапе проекта морально устарели. Весьма вероятно, что к моменту запуска они могут просто не найти своих потребителей, осознавших, что не стоит платить высокую арендную плату за «качество», которое для них несущественно.

Хочется надеяться, что российский рынок дата-центров станет более цивилизованным. В стране уже достаточно специалистов, которые в состоянии реализовать проекты любой сложности, но сам рынок еще не сформировался. Каждый по-прежнему пытается жить натуральным хозяйством. Заказчики, для которых основным бизнесом являются услуги связи, финансовые операции или предоставление госуслуг, пытаются сами сформировать техническое задание на ЦОД и тратят массу времени и сил на выбор конструкторских решений и исполнителей проекта, набирают и оплачивают собственный штат специалистов. И даже когда этот сложный путь пройден, они получают «кота в мешке», т.е. вынуждены доверять исполнителю или вендору, не имея возможности объективного контроля до начала промышленной эксплуатации. Штрафные санкции за несоблюдение исполнителем согласованных требований технического задания или сроков реализации немного снизят потери в случае неудачной реализации, но не позволят получить ЦОД, который необходим.

Мировой рынок давно работает по другой схеме: есть специализированные строители ЦОДов, которые строят и продают готовые объекты, а заказчик покупает ровно то, что ему нужно, проверив и попробовав. Например, Google сам не строит ЦОДы, он диктует требования, а строят ЦОДы специализированные компании. У нас эта бизнес-схема пока не работает, хотя мировой практикой доказано, что она наиболее адекватна. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!