Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2015
Владимир МЕШАЛКИН  08 сентября 2015

Status quo. Строить или арендовать? Старый вопрос в эпоху облаков

Мы привыкли слышать, что проект каждого ЦОДа уникален, среди них не найти и двух одинаковых. Однако дата-центров понастроено уже столько, что начинают работать законы статистики. По недлинному списку признаков можно практически безошибочно определить, на каких заказчиков и какие задачи рассчитан тот или иной ЦОД.

Владимир МЕШАЛКИН, директор центра вычислительных комплексов, R-StyleОсновное отличие корпоративного дата-центра от коммерческого состоит в том, что корпоративный строится для одного заказчика, на его территории и, как правило, для заранее определенного набора информационных систем, оборудования и возможностей масштабирования. Владельцы коммерческих дата-центров не знают, с каким клиентским оборудованием и требованиями к инженерной и телекоммуникационной среде им придется столкнуться, что вынуждает их делать инфраструктуру максимально универсальной. Важным моментом также является обеспечение защиты. Граница безопасности корпоративного ЦОДа совпадает с границами машинного зала, тогда как коммерческие дата-центры бывают вынуждены обеспечивать физическую безопасность (изолированность) внутри одного зала, а также разграничивать инженерные системы, обслуживаемые подрядчиками, и клиентские. При строительстве коммерческих ЦОДов надежности обычно уделяется значительно больше внимания, нежели при строительстве собственных дата-центров, где требования могут быть не такими высокими.

Особняком на этой картине стоит ЦОД для облачных сервисов. Он объединяет в себе черты корпоративного и коммерческого ЦОДов, поскольку перечень используемого оборудования изначально известен и под него оптимизирована инженерная инфраструктура, а состав предлагаемых клиентам сервисов благодаря виртуализации и облачным платформам легко изменяется, исходя из потребностей. Вопрос обеспечения безопасности из физического контекста переходит в сферу реализации ПО облачной инфраструктуры. Масштабирование клиентских систем осуществляется значительно быстрее и качественнее за счет унификации используемого оборудования и системного ПО, а надежность работы в целом находится на более высоком уровне.

Строить собственный ЦОД имеет смысл прежде всего тогда, когда планируется разместить в нем все или большинство информационных систем и обслуживать их самостоятельно, а критичность работы дата-центра для бизнеса является наивысшей. Бюджет в этом случае должен соответствовать критичности – затраты предстоят немалые. На практике же часто оказывается, что многие системы либо не являются критичными для бизнеса, либо их поддержку с самого начала предполагалось отдать на аутсорсинг. В этом случае следует рассматривать вариант использования услуг коммерческого ЦОДа, причем такого, который предлагает облачные сервисы.

Еще один яркий пример потребности в услугах коммерческих дата-центров – организация резервной площадки. Такая потребность возникает как у тех, кто имеет собственный ЦОД, так и у тех, кто пользуется услугами коммерческого. Многие коммерческие дата-центры имеют две и более географически разнесенные площадки и предлагают своим клиентам услуги резервного ЦОДа – как просто colocation для оборудования клиента, так и виртуальную инфраструктуру, резервирующую основную площадку. Последний сценарий становится все популярнее, поскольку у клиента появляется возможность быстро зарезервировать свою текущую инфраструктуру вне зависимости от того, физическая она или виртуальная, и гибко подойти к вопросу капитальных затрат на организацию резервной площадки. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!