Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 07-08 2015
Владимир ЩЕТИНИН  Алексей СЕВАСТЬЯНОВ  Михаил ВЕТРОВ  Кирилл ПАВЕЛЬЕВ  08 сентября 2015

Заточка ЦОДа под клиента

Рынок услуг коммерческих дата-центров давно является рынком покупателя, и для успеха на нем продавцы-операторы должны хорошо знать, чем можно угодить покупателям-заказчикам.

Якорь colocation дополняют облака

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, первый заместитель генерального директора, DataLine

В наших коммерческих ЦОДах 80% заказчи­ков – клиенты уровня en­terprise. Это представители финансового сектора (банки, страховые компании, кредитные организации, платежные системы), ритейл, крупные интернет-проекты (социальные сети, почтовые сервисы, службы знакомств, игровые и видеохостинги), телеком-операторы, представители госучреждений и промышленные компании. При выборе конкретного ЦОДа для них важны уровень отказоустойчивости ЦОДа (инженерные решения должны соответствовать Tier III или выше); сертификаты, подтверждающие соответствие систем безопасности международным стандартам (например, PCI DSS, ISO/IEC 27001:2013), и наличие лицензий на основную деятельность (оказание телематических услуг, передачу данных и пр.); форма владения оператора зданием дата-центра (оно должно либо находиться в его собственности, либо быть арендовано на пять-семь лет как минимум); опыт персонала в эксплуатации и обслуживании крупных инженерных и ИТ-систем дата-центра; опыт построения сложных отказоустойчивых и катастрофоустойчивых облачных решений и наличие статуса партнера соответствующих вендоров.

Якорной услугой наших дата-центров остается colocation (чуть больше 60% в выручке компании). Вместе с тем у нас быстро растут облачные сервисы (около 15%). Еще одно перспективное направление – администрирование оборудования и ПО. Нельзя сказать, что colocation сдает свои позиции, но мы наблюдаем повышенный интерес существующих и потенциальных клиентов к облачным альтернативам, особенно в связи с неблагоприятной экономической ситуацией. Облачные сервисы выгодны и заказчикам, и провайдерам. Они позволяют клиентам отказаться от инвестиций в закупку, апгрейд и поддержку оборудования, а оператору ЦОДа – максимально эффективно использовать имеющиеся аппаратные ресурсы и, следовательно, предлагать оптимальные финансовые условия аренды виртуальных мощностей. Та же логика делает обоюдовыгодными услуги администрирования оборудования и ПО: оператор получает возможность нанимать высококвалифицированных специалистов, будучи уверенным в том, что сможет на 100% «утилизировать» этот дорогостоящий ресурс, а заказчики могут пользоваться их услугами по доступной цене, поскольку стоимость специалистов делится между всеми клиентами данного сервиса.  икс  

 

Запад уже в облаке. Россия – на пути

Михаил ВЕТРОВ

Михаил ВЕТРОВ, региональный директор, Linxdatacenter, Москва

Если еще два года назад заказчики приходили в ЦОД с запросом на colocation и лишь в процессе переговоров узнавали о преимуществах облачных технологий и «на ходу» решали совместить первое и второе, то сегодня соотношение запросов на colocation и облачные сервисы составляет примерно 50/50. В целом же среди заказов превалируют комплексные решения, объединяющие преимущества этих двух моделей. Все чаще среди заказчиков можно увидеть компании, специализирующиеся на онлайн-играх и электронной коммерции, операторов платежных систем и видеоконтента, хостинг-провайдеров. Как правило, у них нет большой инфраструктуры и они хотят отказаться от дополнительных затрат на ее развертывание, чтобы сфокусироваться на развитии основного бизнеса. Для таких клиентов удобна IaaS-модель.

В качестве нового тренда среди заказчиков можно назвать значительный рост заказов на миграцию данных от наших европейских и американских клиентов в связи с вступающими в силу в сентябре изменениями закона «О персональных данных». Некоторые особенности имеет работа с заказчиками из финансового сектора, по традиции требующими индивидуального подхода.

Пул наших заказчиков можно условно разделить на две категории: международные и российские компании. Для первых облачные сервисы – более привычная практика. В Европе, например, это направление давно и активно развивается. Российские же компании по большей части поначалу относятся к такого рода аутсорсингу скептически, но могут придти к облаку в процессе анализа конкретного бизнес-кейса и совместной работы со специалистами провайдера. Просто на это уходит немного больше времени. Это вопрос развития рынка в данном регионе, и думаю, что уже совсем скоро для российских компаний облако станет такой же привычной моделью, как и для международных.

За последние годы уровень требований и проработки запросов со стороны заказчиков сильно вырос. Компании стали лучше ориентироваться на рынке, даже приходят в ЦОД со своими чек-листами и проверяют инженерную инфраструктуру по собственным корпоративным правилам. Впрочем, есть и универсальные критерии: например, как иностранным, так и российским клиентам важно, чтобы дата-центр соответствовал уровню Tier III и прошел сертификацию по стандарту информационной безопасности ISO 27001, особенно в свете требований упомянутого закона о персональных данных.  икс  

 

Главное – нейтральность

Владимир ЩЕТИНИН

Владимир ЩЕТИНИН, заместитель управляющего директора по коммерческим вопросам, IXcellerate

Наша бизнес-модель основана на продвижении «чистого» colocation и принципиальной нейтральности. Мы не предлагаем услуг системной интеграции, а также облачных и телекоммуникационных сервисов. Несмотря на то что услуги colocation предоставляются практически в каждом дата-центре, по-настоящему качественный сервис размещения оборудования заказчиков в дефиците, поэтому все шансы добиться успеха имеет тот провайдер, который сможет его предложить. А это означает соответствие надежности ЦОДа международному уровню Tier III, доступность 99,999% и широчайший спектр возможностей подключения к телеком-провайдерам. Кроме того, необходимо привлечь в дата-центр как можно больше сервис-провайдеров различных услуг, демонстрируя нейтральность и отсутствие конкуренции по отношению к ним со стороны ЦОДа. То есть дата-центр может работать и в качестве провайдера для провайдеров, и напрямую с конечными заказчиками. Провайдерам, которые сами оказывают услуги бизнес-клиентам, можно предложить повышенное SLA, малое время реакции на инциденты и индивидуальное отношение, а конечных заказчиков, кроме непосредственно colocation, наверняка заинтересуют установка оборудования в клетки или выделенный перегородками периметр с жесткими правилами допуска, круглосуточный мониторинг параметров эксплуатации по каждой стойке, предоставление помещения под офис, дополнительный склад или место сборки и тестирования оборудования.

В любой стране мира практика работы дата-центров одна и та же: высококачественный colocation плюс широчайший выбор телеком-операторов и отличная связность, что обеспечивает заказчикам ЦОДа эффективную работу приложений с минимальной задержкой. Такой подход актуален и для России, где, несмотря на большое число дата-центров, предложение продукта с указанными свойствами ограничено. Поэтому здесь можно действовать так же, как в Европе: развивать сеть дата-центров, соответствующих уровню Tier III, но по своим характеристикам превышающих требования этого стандарта, привлекать сервис-провайдеров и требовательных к качеству корпоративных заказчиков.   икс  

 

Нужен единый взгляд на ЦОД

Кирилл ПАВЕЛЬЕВ

Кирилл ПАВЕЛЬЕВ, вице-президент по технологиям, DataSpace

При выборе дата-центра сегодня клиенты все чаще интересуются не только его техническими характеристиками, сертификатами Uptime Institute, уровнем резервирования инженерной инфраструктуры, организацией службы эксплуатации, но и наличием в ЦОДе систем мониторинга и автоматизированного управления. В частности, востребованы возможности удаленного доступа к инфраструктуре, обеспечивающей работоспособность оборудования клиента, возможности отслеживания в режиме реального времени его энергопотребления и микроклимата в машинном зале. Некоторые клиенты запрашивают удаленный доступ к системам видеонаблюдения и СКУД. Причем в первую очередь заказчика интересует именно возможность мониторинга, а не управления, управление – это вотчина оператора ЦОДа, а для заказчика главное – соблюдение SLA. В свою очередь, оператору ЦОДа для выполнения SLA необходимо иметь развитые инструменты мониторинга и управления инженерной и ИТ-инфраструктурой.

Целый ряд вендоров выпускает продукты, позиционируемые ими как системы управления инфраструктурой дата-центров (Data Center Infrastructure Management, DCIM), однако, на мой взгляд, ни одна из имеющихся сейчас на рынке систем такого рода не удовлетворяет полностью всем нашим требованиям как оператора ЦОДа. Есть хорошие решения, охватывающие те или иные направления (видеонаблюдение, контроль доступа, мониторинг энергопотребления и микроклимата в стойках и в машинном зале, отчетность и т.д.), но нет единого продукта, внедрение которого закрыло бы вопрос DCIM в дата-центре. Поэтому оператору ЦОДа приходится использовать разные системы под разные задачи и в итоге у него работает не одна DCIM-система, а несколько разных подсистем.

Польза DCIM-системы вполне очевидна: на основе собираемых ею данных служба эксплуатации дата-центра может определить проблемные места. Например, DCIM-система может подсказать, что для повышения эффективности работы той или иной стойки следует изолировать холодный коридор вокруг нее или установить в нее оборудование с низким тепловыделением. Современные системы мониторинга способны снимать показатели потребления электроэнергии с каждой стойки, а в некоторых случаях и с каждого юнита ИТ-оборудования. Это позволяет прогнозировать эффективность, финансовые затраты и энергопотребление. Системы контроля доступа дают возможность повысить эффективность пребывания в ЦОДе посетителей и сотрудников клиентов, скоординировав их работу и минимизировав простои при доставке, установке и обслуживании оборудования.

Пока же операторы ЦОДа вынуждены использовать отдельные решения разных поставщиков: компьютеризированные системы управления техническим обслуживанием, автоматизированные системы управления зданием, системы контроля доступа, видео­наблюдения, мониторинга и т.д. Конечно, все эти системы, насколько возможно, увязываются друг с другом. Но если бы на рынке имелся единый модульный продукт, который дата-центры могли бы приобрести в нужной им конфигурации, то решение самых разных проблем стало бы более эффективным и интересным. Пока классические DCIM-системы ограничиваются управлением инфраструктурой серверных помещений, тогда как в крупном ЦОДе для повышения эффективности управления нужно выходить на более высокий уровень всей инфраструктуры, включая в ее контур генераторы, трансформаторы, ИБП, ГРЩ, охлаждающее оборудование и т.д. На мой взгляд, DCIM-системы должны развиваться в сторону комплексной интеллектуализации зданий, причем не только для дата-центров, но и для других критических объектов. Такие системы должны консолидировать и впоследствии использовать «большие данные», для того чтобы из класса продукта мониторинга и управления эволюционировать в аналитический продукт, который позволит оптимизировать структуру и более эффективно управлять объектом.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!