Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2015
08 сентября 2015

ЦОДы разные нужны. ЦОДы всякие важны

Рынок услуг дата-центров развивается намного быстрее рынка остальных ИТ-сервисов, и происходит это одновременно и благодаря, и вопреки экономической ситуации. На этом рынке нет дефицита предложения, а заказчики такие разные, что ни один ЦОД – физический или виртуальный – не сможет угодить всем. Нужно выбирать свою делянку и максимально качественно ее обрабатывать.

«ИКС»: Как развивалась ситуация на рынке ЦОДов в течение последних двух лет? Как изменились стратегии и тактики провайдеров коммерческих дата-центров?

Павел РАСТОПШИН

 

Павел РАСТОПШИН, старший вице-прези­дент по корпоративным продажам, MAYKOR: За последние несколько лет рынок ЦОДов кардинально расширился и изменился. Аутсорсинг инфраструктуры достиг определенного уровня зрелости: в нем выделились отдельные сегменты. В этих сегментах, от colocation до облачных сервисов, появилось множество конкурирующих друг с другом игроков. Провайдеры услуг дата-центров стараются формировать грамотную ценовую политику, сокращать затраты с одновременным повышением качества обслуживания.

Дмитрий ГУЛЯЕВ

 

Дмитрий ГУЛЯЕВ, руководитель направления ЦОД департамента MCIS, Delta Electronics: Перемены на рынке ЦОДов определяются двумя важными векторами развития. С одной стороны, закон о хранении персональных данных спровоцировал повышение спроса на услуги местных ЦОДов. С другой стороны, сложная экономическая и политическая ситуация в стране заставляет заказчиков искать различные способы для оптимизации своих расходов. На первый план выходит стоимость владения оборудованием, и предпочтения заказчиков сдвигаются в сторону более выгодных с точки зрения ТСО инфраструктурных решений.

Владимир ЛЁВИН

 

Владимир ЛЁВИН, гендиректор, Wellink: Владельцы ЦОДов осознали, что заработать можно не только на «железе». И не столько на площадях, сколько на дополнительных сервисах. Поэтому у коммерческих дата-центров ассортимент услуг расширился – в сторону бизнес-приложений, управления инфраструктурой, безопасности и предоставления сервисов повышенного качества. Думаю, доход по этим сервисам пока редко превышает 20% оборота ЦОДа, но это верный путь к «сердцу» потребителя.

Максим БЕРЕЗИН

 

Максим БЕРЕЗИН, руководитель направления облачных вычислений, директор виртуального дата-центра, КРОК: Рынок коммерческих дата-центров и облачных услуг демонстрирует рост из года в год, вопреки кризису или, скорее всего, благодаря ему. Появляются новые облачные поставщики и провайдеры услуг аутсорсинговых ЦОДов, но предложение еще далеко от насыщения. Крупных игроков, готовых предложить широкий спектр услуг, причем услуг сложных, высоко­уровневых, по-прежнему можно пересчитать по пальцам одной руки. А именно такие услуги будут наиболее востребованы в скором времени, заказчики уже морально готовы передавать в облака критичные данные.

 

«ИКС»: Как идет процесс сдвига сервисов, предлагаемых российскими дата-центрами, в облачную сторону? Каким требованиям должны удовлетворять ЦОДы, предлагающие облачные сервисы?

В. ЛЁВИН: Тяжело! Если ЦОД изначально планировал зарабатывать на облачных сервисах, то их развитие происходит по мере развития всего рынка. Если же дата-центр начинал с аренды «железа» и площадей, то ему сложно предлагать дополнительные сервисы. Только кризис вынуждает ЦОД двигаться в этом направлении.

Владимир КУРИЛОВ

 Владимир КУРИЛОВ, заместитель гендиректора по развитию бизнеса, «ЛАНИТ-Интеграция»: Собственные дата-центры компаний не спешат двигаться в облачную сторону, поскольку нет производственной необходимости. Вызванное кризисом сокращение ИТ-подразделений происходит по критериям, не связанным с автоматизацией ИТ-процессов и повышением эффективности ИТ. А в публичных дата-центрах, предоставляющих услуги крупным компаниям, кризис только актуализировал вопрос снижения расходов на ИТ. Поэтому все крупные игроки предлагают IaaS в качестве альтернативы colocation. Одновременно вырос спрос на аренду ПО, поскольку коммерческие компании средней руки сейчас активно избавляются от непрофильных ИТ-ресурсов. Считаю, что выживут дата-центры, которые предоставляют услугу colocation и имеют IaaS-платформу с высоким показателем доступности.

 

П. РАСТОПШИН: Если не рассматривать colo­ca­tion, то граница между классическим ЦОДом и IaaS весьма расплывчата. Она лежит не в технической, а скорее, в организационной и юридической плоскостях. В первом случае вы покупаете оборудование, во втором – сервис. Но и услуги классического ЦОДа сейчас все чаще наращивают сервисами, так что иногда остается только терминологическая разница.

 

«ИКС»: Как клиенты сейчас относятся к облачным сервисам – с энтузиазмом, с опаской, как к заурядному рабочему инструменту?

Ярослав ФАРОБИН

 

Ярослав ФАРОБИН, руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения», «Сервионика»: На мой взгляд, клиенты относятся к облакам с интересом. Сегодня, когда многие компании вынуждены отложить свои планы модернизации физической инфраструктуры, вырос интерес к облакам как антикризисной мере: ведь требования бизнеса к ИТ не снижаются, и новые подходы, позволяющие сократить издержки без потери надежности, востребованы все большим числом клиентов.

Робертас БАЛЬКИС

 

Робертас БАЛЬКИС, руководитель департамента развития и инноваций, ТЕО: Средний и крупный бизнес все чаще обращается к решениям на базе облаков. И если раньше компании переносили в облако только вспомогательные информационные системы, то сейчас все чаще переносятся критические для деятельности ИТ-системы. Основные причины: повышение уровня надежности и безопасности, отсутствие необходимости инвестировать в собственную ИТ-инфраструктуру, рост компетенции внутренних специалистов. Опять же не нужно думать об обслуживании систем и их безопасности. Теперь все это – забота провайдера.

Дмитрий КАЛГАНОВ

 

Дмитрий КАЛГАНОВ, операционный директор, ГК Safe­Data: В последнее время мы наблюдаем явную трансформацию сознания наших клиентов: несмотря на непрекращающийся поток запросов на услуги размещения оборудования и аренды серверов, к нам все чаще приходят с заявками на выделение мощностей облачной платформы, на предоставление услуг более высокого уровня, в частности SaaS.

Александр СМОРГОНСКИЙ

 

Александр СМОРГОНСКИЙ, руководитель департамента маркетинга, развития и управления продуктами фиксированной связи, «ВымпелКом»: До сих пор облачные сервисы от оператора связи воспринимаются клиентами как инновации. Среди заказчиков еще не сформировалось единого восприятия. Поэтому со многими клиентами мы проводим дополнительную работу – обучаем использованию облачных услуг, демонстрируем эффективность их применения и преимущества на практике.

Андрей ЛИСТОПАД

 

Андрей ЛИСТОПАД, руководитель департамента развития облачных проектов, Caravan: Сейчас большинство наших клиентов получает не облачные, а классические услуги ЦОДа, хотя интерес к облачным сервисам, безусловно, велик. Спрос на них примерно в шесть раз выше, чем на colocation, если исходить из объема поступающих обращений (в среднем рост этого направления составляет 50–60% ежемесячно).

Олег ЛЮБИМОВ

 

Олег ЛЮБИМОВ, исполнительный директор, «Селектел»: Сейчас в России уровень опасений по поводу облачных технологий выше, чем в Европе и Америке. Но это нормально для формирующегося рынка. Более развитые рынки тоже проходили эту стадию. В этом плане Россия отстает от Европы на год-два. Сомневаться в облачных решениях российских клиентов заставляет недостаточное знание возможностей облаков, ложное ощущение неразвитости платформ и т.д. Но такое восприятие на наших глазах меняется. Мы уверены, что в ближайшие несколько лет облачная модель ИТ-инфраструктуры станет в России мейнстримом.

 

«ИКС»: Что больше интересует заказчиков при выборе ЦОДа – технические характеристики, ассортимент предоставляемых услуг, наличие сертификатов, организация эксплуатации ЦОДа?

Р. БАЛЬКИС: В последние два года мы видим, что клиенты становятся более профессиональными. В списке их требований к оператору ЦОДа – безопасность, наличие сертификата от Uptime Institute, надежность компании-поставщика и предоставление дополнительных услуг. Можно даже говорить о том, что средний и крупный бизнес выбирает не конкретный дата-центр или определенный облачный сервис, а компетенции ИТ-поставщика и те дополнительные бонусы, которые дает им такое сотрудничество.

Я. ФАРОБИН: Приоритеты зависят от целей клиента. Если основная необходимая заказчику услуга – сolocation, то на первый план выходят вопросы сертифицированности ЦОДа, технических характеристик, соответствия законодательным требованиям к работе с информацией. Если же заказчик фокусируется на облачных сервисах, требования к дата-центру не столь критичны. Ключевой момент – финансовая ответственность сервис-провайдера за надежность облачной платформы и качество ее поддержки.

А. СМОРГОНСКИЙ: При выборе площадки клиенты внимательно анализируют технические характеристики дата-центра, ассортимент и стоимость услуг, наличие сертификации, уровень технической поддержки и принимают взвешенное решение, учитывая все перечисленные параметры.

О. ЛЮБИМОВ: При выборе ЦОДа решающую роль играет репутация компании-оператора и стоимость предлагаемых решений. Также клиенты ориентируются на сертификацию инфраструктуры по международным стандартам, на профессиональный уровень персонала, уровень проработки основных регламентов, спектр дополнительных сервисов, условия SLA и т.д.

П. РАСТОПШИН: Особого доверия к сертификации по международным стандартам, даже таким представительным, как сертификат Uptime Institute, в России пока не наблюдается. Это весьма обидно, ведь в этом году появилась новая версия сертификации ЦОДов – Efficient IT Stamp of Approval, которая предусматривает оценку эффективности инфраструктуры ЦОДа и его влияние на окружающую среду. Как это часто бывает, рынок обгоняет по своей зрелости заказчиков, а провайдеры слишком мало делают для их развития. 

М. БЕРЕЗИН: При выборе провайдера компании ориентируются на длительность его работы, портфолио услуг, отзывы клиентов (особенно если они работают в той же отрасли), сертификацию площадки, квалификацию служб эксплуатации. Заказчики чаще всего строго отслеживают соответствие оказываемых услуг SLA, и это оправдано, так как в случае длительного простоя площадки урон для пользователей облачных услуг может быть и финансовым, и репутационным.

Эндрю ХАРДИСТИ

 

Эндрю ХАРДИСТИ, технический директор, Data­­Space: Критерии выбора дата-центра сильно зависят от размера и специализации заказчика. Клиенты, для которых любой, даже незначительный простой ИТ-инфраструктуры означает серьезные финансовые потери, конечно, выбирают ЦОД, который может обеспечить бесперебойную работу всех ИТ-сервисов. Самым наглядным подтверждением таких возможностей дата-центра являются сертификаты Uptime Institute, причем не только и не столько на проектную документацию, сколько на готовую площадку и эксплуатационную устойчивость. И грамотные заказчики, которым нужен действительно качественный сервис, это прекрасно знают.

 

«ИКС»: Чем принципиально отличаются проекты и оснащение корпоративного ЦОДа, коммерческого дата-центра, предназначенного для услуг colocation, и ЦОДа, ориентированного на предоставление облачных сервисов?

В. КУРИЛОВ: Прежде всего, они отличаются параметрами энергопотребления/охлаждения на стойку и уровнем доступности инженерной инфраструктуры. Для colocation критична резервированная инфраструктура (условно говоря, Tier III и выше), а для облачных сервисов критично высокое энергообеспечение на стойку (не менее 10 кВт/ч).

П. РАСТОПШИН: Проект корпоративного ЦОДа выполняется под определенные задачи с учетом стратегии компании. В обоих других случаях задача более расплывчата, и ее формулировка зависит от зрелости постановщика задачи – провайдера услуг. Он должен спрогнозировать поведение клиентов и их потребности и предусмотреть в проекте необходимую гибкость. В случае облачных сервисов прогнозировать труднее, так как необходимо предсказать еще и параметры сервиса, которые окажутся востребованы.

М. БЕРЕЗИН: Разницы в архитектуре машинных залов для этих двух видов услуг нет. С точки зрения провайдера с облаком работать комфортнее, распределение оборудования по стойкам в облаке довольно равномерное, что позитивно сказывается, например, на эффективности работы системы кондиционирования машинных залов. В целом, сейчас нет особых проблем по совместному использованию мощностей дата-центра для оказания услуг colocation и для растущих в геометрической прогрессии облачных услуг.

 

«ИКС»: Каковы ваши прогнозы развития ситуации на российском рынке услуг дата-центров? Как будет меняться ассортимент запрашиваемых клиентами сервисов?

Д. КАЛГАНОВ: Облачные услуги постепенно начнут доминировать в портфеле услуг дата-центров, и несомненным конкурентным преимуществом будут пользоваться компании, готовые предлагать комплексные услуги (не только размещение оборудования, но и выделенные виртуализированные вычислительные ресурсы с надежной коннективностью, гарантированное распределение и быструю доставку контента до пользователя).

Илья АСТАХОВ

 

Илья АСТАХОВ, директор департамента развития сетей и платформ, «АКАДО Телеком»: Помимо Москвы рынок ЦОДов быстро развивается в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, крупных региональных центрах типа Казани и Новосибирска. Однако дата-центры постепенно смещаются на периферию, что свидетельствует об активности происходящих там бизнес-процессов и дешевизне строительства по сравнению со столицей. В дальнейшем границы рынка ЦОДов могут вообще размыться, так как облачные сервисы позволяют хранить информацию без привязки к определенному месту.

 

А. СМОРГОНСКИЙ: Традиционный colocation будет востребован среди корпоративных клиентов еще длительное время, но рынок будет расти динамично за счет облачных сервисов, таких как частные облака, виртуальные серверы, удаленные рабочие места и различные XaaS-решения.

Максим ЗАХАРЕНКО

 

Максим ЗАХАРЕНКО, гендиректор, «Облакотека»: Безусловно, чем дальше, тем больше рынок будет уходить от аренды «железа» в сторону более высокоуровневых облачных сервисов. Клиенты требуют максимум удобных software defined-услуг, которыми можно управлять через API или веб-интерфейсы. Вторая тенденция на рынке ИТ – прозрачное распределение ИТ-инфраструктуры «по миру» с полным централизованным управлением всеми элементами и контролем безопасности. Соответственно, сервисы ЦОДов будут обязаны обеспечивать не только самостоятельное функционирование ИТ-ресурса, но и стандарты распределения и интеграции ИТ-инфраструктур.

 

А. ЛИСТОПАД: Сейчас большинство известных нам дата-центров универсальны, т.е. оказывают широкий спектр услуг. Но за последние года три наметилась новая тенденция – ЦОДы начали сужать свою специализацию в пользу того или иного типа услуг: одни делают ставку только на colocation, другие – только на облака. Думаю, скоро узкая специализация станет залогом конкурентоспособности.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!