Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2015
Максим СУДАКОВ  08 сентября 2015

Зачем Челябинску ИТ-парк

ИТ-парк должен удержать активных и образованных людей в области и помочь Челябинску, в прошлом знаменитому танкограду, занять свое заметное место в высокотехнологичном мире, считает Максим СУДАКОВ, руководитель создающегося ИТ-парка Челябинской области.

Максим СУДАКОВ

– Максим, с точки зрения развития ИТ Челябинск не находится в топе городов России, скорее, занимает позицию догоняющего. Но и у этой позиции есть известные преимущества: учесть успешные модели создания ИТ-парков и отсечь неудачный опыт.

– Это правда. Мы можем использовать то, что уже сделано коллегами, не изобретая велосипед. Мы изу­чили опыт Татарстана (Казани, Набережных Челнов), Калуги, побывали в Кремниевой долине.

Первое, что мы хотим сделать, – воспроизвести современный стереотип ИТ-парка, дать бизнес-сообществу то, что от нас ждут. ИТ-парк – это прежде всего инфраструктурная поддержка. Возможность стартапам, фрилансерам работать в зоне коворкинга, быть рядом с лидерами отрасли – якорными резидентами ИТ-парка, атмосфера делового общения профессионалов (модель московского Digital October), доступ стартапов и малого бизнеса к финансовым институтам, фондам (например, ФРИИ), кредитным организациям.

Второе: парк будет расти и будет успешным, если будет позитивная динамика роста регионального ИТ-бизнеса. Задача парка – оказывать содействие развитию предпринимательской среды, интернет-индустрии, помогать людям входить в бизнес и поддерживать этот бизнес. Парк нужен государству для стимулирования развития отрасли, чтобы увеличивалась доля ИТ в ВРП, создавались рабочие места, привлекались инвестиции, росли налоговые отчисления. Парк нужен бизнесу, чтобы черпать из него кадры, получать заказы, объединяться для решения крупных задач. Парк нужен стартапам и фрилансерам как место их сбора, место генерации идей, созидания проектов и нахождения работы.

Третье: наша задача – содействовать получению заказов. Я считаю, что самый большой потенциал в этой сфере у smart city, который охватывает многие технологические и хозяйственные направления, бизнес- и государственную среду. Мы стремимся находить самые успешные в стране и за рубежом решения и приводить их в наш регион, чтобы наши компании их внедряли или разрабатывали аналоги, чтобы давать подряды местному бизнесу, чтобы создавать рабочие места. Smart city – это точка роста, на которой ИТ-парк будет фокусировать свое внимание.

Площадь помещений ИТ-парка, который расположится в спальном районе Челябинска, в офисном помещении класса А, составит 2500 кв. м, из которых 1700 кв. м зай­мут ключевые резиденты, 800 кв. м будут отданы под конференц-зал, коворкинг и инкубатор. В сентябре этого года в ИТ-парк заедет последний арендатор.

– Местный бюджет не финансирует челябинский ИТ-парк, соинвесторами выступают «Рос­телеком», «ЛАНИТ-Урал» и «Пейджерком». Каков размер и форма частных вложений?

– Финансирование – то, что отличает челябинский ИТ-парк от сходных структур в стране. Наш парк создается на капитал частных инвесторов. В то же время мы открыты для сотрудничества и развития и ведем переговоры с партнерами, для которых это были бы профильные инвестиции, в частности с Инфрафондом РВК. Здание парка мы берем в аренду, объем инвестиций мы оцениваем в 20 млн руб. и рассчитываем, что на прибыль выйдем на четвертый год работы парка.

Однако инвестиции не главное. Считаю, что наш проект стал возможен благодаря тому, что лидеры регионального ИТ-рынка – «Ростелеком», «ЛАНИТ-Урал», «Пейджерком» и Технопарк – объединили свои усилия в формате консорциума, получили поддержку региональной администрации и Министерства информационных технологий и связи. В наших планах – закрепить такой успешный опыт и юридически оформить консорциум ИТ-предприятий Челябинской области в качестве некоммерческого объединения для продвижения интересов ИТ-компаний региона во взаимодействии с крупным бизнесом, органами государственной власти, академическим сообществом, внешними рынками.

– Основные ожидания от ИТ-парка?

– Бизнес ожидает поддержки в продвижении своих продуктов и услуг и привлечения финансирования. Начинающим предпринимателям надо помогать становиться бизнесменами. А бизнес – это деньги и заказы. Скажу вам еще более приземленную вещь: даже при наличии заказа малые предприниматели, стартапы не всегда могут оформить необходимые документы, получить электронную подпись, подать документы на участие в конкурсе. Поэтому первое, что мы будем делать, – предоставлять шаблоны для решения разного рода типовых бюрократических процедур.

– Как вы думаете, почему Челябинская область, передовой промышленный край с активными людьми, которые делают карьеру и бизнес далеко за его пределами, задержался с развитием информационных технологий?

– Трудный вопрос и обидный.

Мы недавно, после посещения Татарстана, разговаривали с нашим министром ИТ и связи Александром Сергеевичем Козловым и пришли к выводу, что если не создадим условия для развития, профессионалы будут уезжать, и всю предпринимательскую среду соберут те, кто создает для нее благодатную почву, – Татарстан, Екатеринбург, Новосибирск. И вот ИТ-парк – один из проектов по поддержке индустрии ИТ в регионе.

Всем известно: в прошлом веке, в войну Челябинск был танкоградом. В 21-м веке Челябинск должен быть знаменит как создатель и поставщик... Чего? Вот на этот вопрос мы и должны найти ответ.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация