Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09-10 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  06 ноября 2015

VSAT против курса доллара и ВОЛС

VSAT-операторов, некогда обеспокоенных дефицитом спутникового ресурса, сегодня заботят другие проблемы: оптоволокно дотягивается до чисто «спутниковых» территорий, курс доллара ставит крест на бизнес-моделях... И в долгожданном Ка-диапазоне чувствуется горьковатый привкус.

20-я конференция SatComRus 2015 оставила двойственное впечатление. С одной стороны, победные реляции нашего спутникового национального чемпиона ГПКС о завершении работ по ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2018 гг.», выполнении Федеральной космической программы России на 2006–2015 гг., запусках новых спутников, расширении зоны охвата сервисов, работающих в Ка-диапазоне, увеличении доступного частотного ресурса за пару лет более чем втрое. С другой – скачок курса доллара, сделавший неподъемной цену комплекта оборудования для частных клиентов; опасения относительно санкций, которые могут оставить операторов вообще без импортного оборудования; попытки исполнения государственных директив по импортозамещению (операторы попросту «импортозаместили» зарубежные спутники российскими, благо частотного ресурса теперь хватает).

Кстати, подход к импортозамещению самих представителей спутниковой отрасли представляется вполне разумным: не изобретать велосипед, но и не сидеть сложа руки в ожидании, когда на наш рынок придут китайские производители. Михаил Краснов, начальник Центра создания и применения электроннокомпонентной базы «Российских космических систем» (РКС), считает, что нужно заниматься не импортозамещением, а разработкой импортонезависимых решений. Заменить некоторые импортные детали в уже имеющейся бортовой аппаратуре очень сложно, если вообще возможно, а новые разработки можно вести полностью на отечественной компонентной базе. Российская микроэлектронная промышленность в последние годы активно наращивала объемы производства и занималась разработкой компонентной базы для космических применений. РКС участвует в приемке и испытаниях этих изделий, но при этом не разрывает контрактов с иностранными партнерами, тем более что европейские санкции не коснулись заказчиков спутников гражданского назначения.

Ну а компания «Газпром космические системы» решила строить собственное сборочное производство спутников и полезных нагрузок. Дело здесь не только в импортозамещении, но и в давней проблеме со сроками исполнения заказов партнерами. Будущий завод планируется ввести в эксплуатацию в 2019 г. Заняться разработкой и строительством спутников собирается и компания «Энергия-Телеком». Она нацелилась на спутники с высокой пропускной способностью, которые стали новым трендом в космической связи. Как отметил генеральный директор компании Андрей Шестаков, такие спутники требуют в 10–20 раз меньше затрат на предоставление полосы шириной 1 Гбит/с, чем обычные. Разрабатываемый компанией спутник «Энергия-100» с пропускной способностью 100 Гбит/с планируется запустить на ракете «Союз-2.1б» на орбиту 112° в.д. Обслуживать он будет 24 региона Сибири и Дальнего Востока. На услуги спутникового доступа физлицам выделено всего 5% емкости системы, а за счет остальных 95% планируется предоставлять операторам услуги аренды каналов связи, цены на которые будут в 5–10 раз ниже нынешних.

С. Пехтерев: «В сегменте В2В сейчас почти нет роста, и объясняется это только кризисом в экономике»

Удар по ценам собирается нанести и КБ «Искра» со своим сервисом спутникового интернет-доступа для физических лиц «Стриж». Он работает на базе российского спутника «Экспресс AM5» в Ка-диапазоне. Зона покрытия «Стрижа» охватывает 17 регионов страны в Сибири и на Дальнем Востоке, где к концу 2016 г. планируется набрать 14 тыс. пользователей коллективного доступа и 15 тыс. индивидуальных абонентов, которым предлагается, как было объявлено, доступная спутниковая «безлимитка». При этом оператор понимает, что ситуация с продвижением спутникового интернета сейчас сложная. Оптоволокно протягивают во все более мелкие населенные пункты, а ценовая конкуренция с кабельными сервисами – занятие практически безнадежное. В 10 тыс. населенных пунктов в России сейчас вообще нет никакой связи, но следует учитывать, что в них живут люди с низкими доходами и даже 500–700 руб. абонентской платы за спутниковый интернет (не говоря уже о покупке комплекта оборудования) для них большие деньги. То есть в реальности «Стриж» нацелен в первую очередь на небедных обитателей коттеджных поселков.

Самый большой опыт работы в Ка-диапазоне для частных пользователей имеет, пожалуй, группа компаний AltegroSky. По словам ее гендиректора Сергея Пехтерева, оператор должен учитывать, что модели поведения клиентов в разных регионах страны могут различаться настолько сильно, что приходится менять тарифные планы. Сегмент В2С в Ка-диапазоне по-прежнему развит слабо по сравнению с США и Европой, но выход на этот рынок и прибыльная работа на нем в нынешних экономических условиях с нынешними ценами на оборудование весьма проблематичны. Эту проблему операторам предстоит решать в 2016 г.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!