Rambler's Top100
Статьи
26 ноября 2015

М.ЗАКАТОВ: Экономическую эффективность телемедицины можно посчитать только косвенно

Технологии mHealth, несмотря на довольно длинную историю развития, на очередной волне миниатюризации и наращивания функциональных возможностей портативных медицинских устройств воспринимаются как нечто новое, которое требует новой инфраструктуры и новых бизнес-моделей.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2015, «Телемедицина и mHealth: кроссворд информатизации». Часть III.

? «ИКС»: Как вы оцениваете современное техническое обеспечение mHealth и перспективы бизнеса на этом поле?

Александр ВАСИЛЕНКО

 

Александр ВАСИЛЕНКО, глава представительства VMware в России и СНГ: Россия пока отстает от западных стран по уровню распространения мобильных решений в здравоохранении. Большинство проектов в этой сфере пока направлено на создание эффективной ИТ-инфраструктуры, которая в дальнейшем будет использоваться для построения будущих инновационных сервисов, поэтому, вероятнее всего, спрос на мобильные решения будет расти позднее.

 

Роман ПЛАВНИК

Роман ПЛАВНИК, медицинский директор, НПО "Национальное телемедицинское агентство": Сейчас годовой прирост смартфонов в мире составляет не менее 1 млрд штук. Не отстает в этом смысле и разработка программного и технологического обеспечения mHealth – в мире насчитывается более 13500 мобильных приложений для здоровья. Глюкометры с поддержкой Bluetooth своевременно проинформируют о Вашем уровне глюкозы, и без Вашего участия с помощью носимых датчиков «дадут команду» в имплантированную инсулиновую помпу на введение точной дозы инсулина. Беспроводные мобильные носимые электрокардиографы обнаружат тенденцию к аритмии еще до того, как Вы почувствуете ее начало. Химический датчик на Вашем телефоне может предупредить вас о надвигающейся приступе астмы, а также напомнить Вам об уровне холестерина, где бы Вы ни находились. С помощью телефона также можно подтвердить, действительно ли Ваши лекарства являются подлинными или поддельными. И это лишь малая часть того, что сегодня может делать с Вашим здоровьем Ваш мобильный телефон.

Перспективы бизнеса в этой области огромны. Достаточно привести данные Всемирной Ассоциации мобильных операторов (GSMA) о том, что прогноз объема рынка mHealth к 2017 году составляет $23 млрд, а маркетинговые возможности для операторов мобильной связи в области mHealth – $11,5 млрд. Цифры говорят сами за себя.

 

Борис ПАСТУХОВ

Борис ПАСТУХОВ, владелец "Национальной медицинской компании": В России есть все предпосылки для развития mHealth – увеличение числа людей, пользующихся смартфонами, рост стоимости услуг в медицинских учреждениях и, конечно, активное продвижение идеологии здорового образа жизни в масс-медиа. У нас, как в США и Европе, постепенно формируется культура ответственного отношения к своему здоровью. «В здоровом теле – здоровый дух» – девиз современных бизнесменов. Быть больным не только невыгодно, но и не модно. Особенно хороши в плане продвижения идей здорового образа жизни мобильные приложения в области фитнеса. Те люди, которые не могут оплачивать услуги персонального тренера, могут скачать бесплатное мобильное приложение на свой смартфон, которое заменит им подобного специалиста. Более того, недостаток времени на поход в фитнес-клуб приводит к тому, что даже люди, у которых достаточно средств на оплату услуг персонального тренера, занимаются дома, используя мобильные приложения.

Владимир ДУБИНКИН

 

Владимир ДУБИНКИН, начальник отдела сетевых решений, IBS: Пока mHealth является зарождающейся технологией, спектр доступных для применения в быту устройств и перечень контролируемых ими параметров не слишком широк. Но успешные бизнес-проекты уже можно реализовывать, такие услуги могут быть востребованы определенными группами пациентов. А соответствие этой технологии привычкам и образу общения молодого интернет-поколения гарантирует рост спроса со временем.

Дмитрий КУРАПЕЕВ

 


Дмитрий КУРАПЕЕВ, генеральный директор, Ruhealth: Технический прогресс никогда не стоит на месте, но имеющихся средств вполне достаточно для развития бизнеса mHealth.

Александр АНТИПОВ

 

Александр АНТИПОВ, руководитель направления цифрового здравоохранения ГК «ФОРС»: Основной вопрос – к существующим измерительным приборам, особенно беспроводным. Пока их набор серьезно ограничен, а стоимость существенна. Но уже сегодня есть вполне доступные многофункциональные решения, например, датчик в форм-факторе пластыря от Vital Connect.  Мы думаем, что в ближайшие несколько лет ситуация изменится, и рынок наполнится дешевыми «умными» приборами для измерения всех важных показателей здоровья человека.

Григорий ШЕВЧЕНКО

 


Григорий ШЕВЧЕНКО, вице-президент по работе со стратегическими заказчиками, «Открытые Технологии»: Пока это еще начало большого пути. И даже еще не очень ясны перспективы. Но они безусловно огромные.

 

Игорь НИКУЛИН

Игорь НИКУЛИН, директор департамента информационных технологий компании КРОК: Мобильная медицина и технологии mHealth – это современный тренд. Медицина сейчас все больше развивается в сторону повышения качества и доступности медицинских услуг, а также удаленного обслуживания пациентов (телемедицина). Поэтому перспективы бизнеса в этом поле самые широкие. При этом в развитии mhealth заинтересованы как сами пациенты, так производители вместе с клиниками – каждый в своей степени. Так, пациенты хотят следить за здоровьем, отсюда – большой спрос на трекеры активности и прочие девайсы. А частные клиники за счет использования продвинутых технологий могут повышать качество услуг и выделяться на фоне конкурентов. В числе основных преимуществ для медицины - возможность производить мониторинг состояния пациентов 24/7, максимально оперативно реагировать на экстренные ситуации (в том числе и удаленно), а также наращивать базу данных для анализа и диагностики. Но в целом сейчас идет накопление технологий, постепенно увеличивается разрыв между тем, чем пользуется медицина, и что предлагают производители медицинского оборудования и ИТ-компании. Это говорит о естественном развитии технологий.


? «ИКС»: Могут ли в российских реалиях телемедицина и mHealth стать способом экономии средств, а не источником новых затрат? Какова цена «входного билета» в mHealth для врача, пациента, ИТ-компании, производителя гаджетов?

 

Владимир ДУБИНКИН: Безусловно, да. Оба этих направления телемедицины позволяют повысить эффективность работы врача и снизить непродуктивные затраты времени и денег на сопутствующую деятельность, не относящуюся непосредственно к лечебному процессу. Время в дороге, в очередях, повторные визиты, нестыковки расписания специалистов, неравномерность загрузки врачей, стоимость переезда и потраченное рабочее время пациентов – это неэффективные затраты времени и денег, которые можно устранить с помощью телемедицины. А повышение эффективности и снижение стоимости лечения при ранней диагностике заболеваний, повышение качества жизни человека – прямая выгода и для человека, и для государственной системы здравоохранения.

Цена входного билета в mHealth невелика по сравнению с бюджетами, затрачиваемыми на информатизацию врачебной деятельности в целом. Технически, врачу достаточно иметь компьютер и подключение к Интернет, чтобы начать оказывать mHealth-услуги базового уровня. Для более высокого уровня сервиса потребуется сайт с функционалом, почти не  отличающимся от обычного интернет-чата. Львиная доля затрат на начальном этапе будет связана с рекламой и завоеванием доверия потенциальных клиентов. Возможно поэтому ИТ-компании – нечастый участник процесса построения mHealth-стартапов. Для пациентов же величина затрат вполне сравнима со стоимостью приобретаемых ими регулярно развлекательных гаджетов и платежами за сотовую связь.

 

Дмитрий КУРАПЕЕВ: При определенных заболеваниях (сердечно-сосудистные, легочные заболевания, астма, сахарный диабет) телемедицина и mHealth, безусловно, позволяют сэкономить прежде всего за счет снижения риска развития осложнений, необходимости в частых повторных визитах, госпитализациях, излишних обследованиях в условиях стационара, которые могут быть заменены исследованиями в домашних условиях. Однако, если говорить с позиций доказательной медицины, то у нас пока мало данных многоцентровых исследований, которые это подтверждают. Пока что эти выводы делаются главным образом на основании небольшого числа одноцентровых исследований и моделирования.

 

Роман ПЛАВНИК: Безусловно, на этапе разработок и внедрения телемедицинских и mHealth-технологий в здравоохранение, необходимы определенные инвестиции. Но наш опыт и опыт многих наших коллег показывает, что такие инвестиции могут и должны приносить как прямую (финансовую), так и опосредованную (здоровое трудоспособное население) прибыль. «Цена входного билета» в mHealth очень вариабельна. Для врача, по моему убеждению, эта цена вообще должна быть нулевой. Для врача это лишь инструмент для работы, такой как фонендоскоп, тонометр или, предположим, телефон для связи с пациентом. Для самого пациента «цена входного билета» в mHealth эквивалентна цене той медицинской услуги, которую он получает с помощью mHealth. В клиниках цены на медицинские услуги начинаются от 200-500 рублей, и лишь немногие услуги, в основном высокотехнологичные, в которых задействованы сложное оборудование и высококвалифицированный медицинский персонал, стоят дороже 10 тыс. рублей. Для ИТ-компаний и производителей инновационной медицинской техники «цена входного билета» может быть очень разной. Я знаю разработчиков, которые потратили на создание хорошего мобильного медицинского приложения не более 1 млн. рублей. Вместе с тем, крупные проекты в этой области, в том числе межотраслевые, могут оцениваться в десятки и даже сотни миллионов рублей.

 

Григорий ШЕВЧЕНКО: Если речь идет о сохранении здоровья населения, то для государства это всегда затратный процесс. Экономить здесь – это ставить крест на своем будущем. Всё дело в постановке правильных целей. Создание индустрии mHealth – это процесс, который тоже требует очень крупных инвестиций.

 

Александр АНТИПОВ: Именно экономический аспект является ключевым драйвером развития mHealth. Индивидуальный дистанционный мониторинг является ярким примером стационаро-замещающих технологий. Вместо того, чтобы записываться к врачу, ехать в поликлинику, ждать приема, достаточно лишь занести результаты измерений в систему с помощью смартфона или с компьютера через веб-браузер. Конечно, это не отменяет визитов к врачу, но сами визиты становятся существенно более информативными – у врача есть вся история измерений ключевых показателей в тот период времени, когда человек находился дома, и он может сделать более точные назначения. При этом экономически выигрывают все: пациент посещает врача только для содержательных консультаций, врач фокусируется на визуальном осмотре и назначении лечения, а ЛПУ имеет возможность привлечь большее количество пациентов, не увеличивая количества врачей.

Понятие «входного билета» трудно формализуемо. Можно, например, сказать, что с использованием платформы REMSMED врач уже сегодня может иметь перед глазами журнал измерений своих пациентов, а пациенты могут не только вести свой электронный дневник наблюдений, но и получать напоминания о своевременном приеме лекарств, проведении тех или иных измерений, сдаче необходимых анализов. И обойдется это всего в несколько сотен рублей в месяц, если говорить именно о «входе», то есть просто об использовании имеющейся платформы.

ИТ-компаниям и производителям гаджетов намного сложнее – существует серьезная конкуренция, российская законодательная база находится в стадии формирования, присутствует определенный консерватизм в менталитете потенциальных заказчиков. Также нельзя забывать о том, что предлагаемые продукты должны быть не просто удобными для потребителя – они должны открывать перед ним новые возможности, предоставляя лучшее качество жизни.

Артём АВЕДЬЯН

 

Артём АВЕДЬЯН, руководитель департамента медицинских информационных систем, GE Healthcare Russia & CIS: Телемедицина и mHealth не только могут, но и уже становятся источниками экономии. Например, телерадиология позволяет ЛПУ не только экономить средства на пересылку диагностических изображений, но и зарабатывать деньги за счет оказания дополнительных экспертных услуг внешним пациентам.

 

Михаил ЗАКАТОВ

Михаил ЗАКАТОВ, эксперт практики медицинских проектов, AT Consulting: Чтобы что-то сэкономить, надо сначала потратить. Необходимо организовать телекоммуникационную инфраструктуру для задач телемедицины, затратить средства на обучение врачей, выпустить нормативные акты, провести рекламную кампанию по популяризации технологий. Экономическую эффективность телемедицины можно посчитать только косвенно – это и повышение качества диагностики и лечения (особенно в сложных случаях), возможность улучшения качества медицинских записей, совершенствование медицинских информационных систем, выход на новый уровень развития профессионального сообщества.

Появление нового персонального гаджета обуславливается как развитием технологических устройств для регистрации информации о здоровье, так и зрелостью систем обработки получаемых данных. Широкое применение в медицине портативных устройств для регистрации изменения уровня кислорода в крови или регистрации электрокардиосигналов позволило довольно быстро реализовать приложения в mHealth, но создание принципиально новых устройств – дело очень затратное. Иными словами, качественную систему дешево не сделаешь.

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!