Rambler's Top100
Статьи
07 декабря 2015

Б.ЗИНГЕРМАН:Про mHealth пишут больше, чем по всю информатизацию здравоохранения

В отличие от телемедицины технологии mHealth пока не удостоились пристального внимания государства с крупномасштабными проектами и финансированием. Однако решения mHealth уже пошли в массы.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2015, «Телемедицина и mHealth: кроссворд информатизации». Часть VII.

? «ИКС»: mHealth – периферия информатизации здравоохранения или спасательный круг, начало информатизации «снизу»?

Владимир ДУБИНКИН

 

Владимир ДУБИНКИН, начальник отдела сетевых решений, IBS: mHealth – это всего лишь еще один инструмент для тех, кто заботится о своем здоровье, наряду с контрастным душем и кроссовками для бега. Широкое распространение этого инструмента, которое позволит говорить о нем как об элементе системы здравоохранения, зависит, в первую очередь, от массового формирования у людей тяги к здоровому образу жизни.

Дмитрий КУРАПЕЕВ

 


Дмитрий КУРАПЕЕВ, генеральный директор, Ruhealth: Я бы сказал по-другому: mHealth – набор высококлассных современных инструментов для решения насущных вопросов здравоохранения в целом, которыми пока не научились пользоваться ни пациент, ни врач, ни чиновник.

Александр АНТИПОВ

 

Александр АНТИПОВ, руководитель направления цифрового здравоохранения ГК «ФОРС»: Оба сценария имеют право на жизнь, поскольку «снизу», особенно в труднодоступных регионах mHealth может стать единственным способом получения квалифицированной медицинской помощи, а в столице, например, это уже способ повышения экономической эффективности клиники и/или отражение сознательного и заинтересованного отношения граждан к своему здоровью.

Михаил ЗАКАТОВ

 

Михаил ЗАКАТОВ, эксперт практики медицинских проектов, AT Consulting: Я бы сказал, что mHealth – направление в развитии медицинских информационных систем, обусловленное массовым проникновением мобильных технологий в жизнь человека. Оно будет развиваться независимо от желания правительств и политических партий, воли отдельных лиц. Задачей государства в этом случае должно являться направление развития этих технологий в управляемое русло, чтобы получить максимальный эффект для страны.

Борис ЗИНГЕРМАН

 

Борис ЗИНГЕРМАН, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ, руководитель проекта Мед@рхив: Если говорить о вложенных деньгах, то mHealth не просто периферия – для того, чтобы ее рассмотреть, нужен микроскоп! Если говорить о «модности», то она гораздо заметнее. В потоке новостей про mHealth пишут гораздо больше, чем по всю прочую информатизацию. Спасательным кругом же mHealth может стать для пациентов, если врачи захотят с помощью этого круга их спасать. На это надо надеяться.

 

Роман ПЛАВНИК

Роман ПЛАВНИК, медицинский директор, НПО "Национальное телемедицинское агентство": Почему «снизу»? Если во главе угла информатизации здравоохранения стоит министр здравоохранения, тогда, действительно, «снизу», а если главное звено в этом вопросе человек, пациент, его стремление жить дольше и быть здоровым, то очень даже «сверху». Мы живем в рыночном обществе, одно из основных правил которого гласит: «Спрос рождает предложение». В XXI веке, веке высоких технологий и скоростей, резко вырос спрос на здоровье, которое люди хотят получить быстро без длительного посещения лечебных учреждений и не отвлекаясь от своего повседневного ритма жизни. И предложение не заставляет себя ждать. Первичную информацию о своем здоровье человек может получить из интернета в виде справочных или аналитических материалов, публикаций, разных форм анкетирования, тестирования и т.д. Но этого недостаточно, так как любому думающему человеку необходима объективизация его ощущений и предположений. Недавно мой 30-летний сын позвонил мне по телефону и сказал: «Папа, у меня на лице появилась какая-то «шишка». Я сфотографировал ее и послал тебе по WhatsApp. Посмотри и напиши, что с ней делать». По моему глубокому убеждению, это является самой яркой иллюстрацией неизбежности вхождения mHealth в нашу повседневную жизнь.

 

? «ИКС»: Нужно ли интегрировать приложения mHealth в одну ИС? Чья это задача? Решаемы ли задачи интероперабельности разных mHealth-решений и МИС?

 

Александр АНТИПОВ: Конечно, это делать нужно. Отвечать за вопросы интероперабельности должны компании-разработчики систем и интеграторы. Если разрабатываемые системы поддерживают стандартные протоколы взаимодействия и имеют соответствующие интерфейсы, то никаких проблем с интеграцией быть не может.

 

Дмитрий КУРАПЕЕВ: Таких платформ сделано уже достаточно много. Это задачи бизнеса и они решаемы.

 

Роман ПЛАВНИК: Интегрировать все мобильные медицинские приложения в одну ИС необязательно, да это и не получится. Объединяющей интеграционной базой является сеть интернет, и лучшего придумать невозможно. Другое дело – легитимность этих приложений, соответствие их обоснованным и научно доказанным медицинским нормам и правилам. Я считаю, что все приложения mHealth, предусмотренные для применения в классической «официальной» доказательной медицине должны быть сертифицированы государством после прохождения клинических и иных испытаний. Минздравом должен быть создан реестр mHealth-приложений, допущенных к применению в медицине. Это позволит систематизировать mHealth здравоохранение и существенно сократить вероятность попадания на рынок контента, не соответствующего медицинским критериям. В связи с очень высокими темпами проникновения ИТ-технологий в медицину и быстрым «устареванием» многих разработок, считаю, что максимальные сроки прохождения клинических и иных испытаний при сертификации mHealth-приложений не должны превышать 3 месяца.

В интероперабельности, на мой взгляд, вообще нет необходимости. Существуют же на рынке разные медицинские приборы с несовместимым ПО, успешно конкурирующие друг с другом. Важно в этой связи лишь соответствие выпускаемых девайсов критериям медицинской науки.

Борис ПАСТУХОВ

 

Борис ПАСТУХОВ, владелец "Национальной медицинской компании": Интегрировать все данные, снимаемые с носимых устройств, в одну ИС нужно на государственном уровне. Именно госорганы должны разработать стандарты по защите данных. И помочь государству в интеграции новых технологий – задача ИТ-бизнеса.

 


Михаил ЗАКАТОВ: Мировой опыт подсказывает, что задачами обеспечения интероперабельности должны заниматься регулирующие органы (коммерческие или некоммерческие). Есть выработанные за много лет общепринятые профессиональным сообществом стандарты – интеграционные профили. В соответствии с ними любая компания, собирающаяся выйти на рынок, разрабатывает собственный продукт. Частное решение, как правило, не получает широкого распространения.

 

Борис ЗИНГЕРМАН: Значение темы интеграции явно преувеличено. Хотя мы свой проект Мед@рхив считаем такой интеграционной платформой, которая способна объединить в едином хранилище всю информацию о здоровье конкретного человека. Пока у нас это получается.

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!