Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  11 декабря 2015

Автостраховщики берут в руки ИТ-инструменты

Информационные технологии должны помочь страховым компаниям в противодействии распространению поддельных бланков полисов, а также росту фальсифицированных ДТП. 

По разным оценкам, в уходящем году на автострахование приходилось от 50% до 70% всех случаев страхового мошенничества в России. При этом, отметил на Всероссийской конференции «Экономическая и информационная безопасность в страховых компаниях» Сергей Ефремов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков, председатель комитета по противодействию страхового мошенничества, примерно половина субъектов  противоправных действий в автостраховании – это сами страхователи, 25% –страховые агенты (брокеры), 5% – независимые эксперты, 5% – работники станций техобслуживания, 5% – сотрудники страховых компаний и 10% – госслужащие (сотрудники полиции, медучреждений, судебные приставы и судьи).

В условиях, когда за год с октября 2014 г. по октябрь 2015-го из-за повышения стоимости полисов КАСКО страховщики, по данным исследования РБК, потеряли 30% клиентов и 13% сборов, а кроме того, снизили качество своих страховых портфелей, выплаты мошенникам становятся все более обременительными. И уже понятно, что в связи с повсеместным внедрением Европротокола, обеспечивающего при определенных условиях оформление ДТП без участия инспекторов ГИБДД, а также с повышением цен на ремонт транспортных средств, число случаев страхового мошенничества и в 2016 г. будет расти.

Проблема мошенничества усугубляется неоднозначностью разграничения полномочий по в структуре страховых компаний и противоречивость их бизнес-процессов. Как признал Дмитрий Разумовский, начальник АО ИАУ ДАиЗИ Ингосстраха, одними из самых распространенных являются инциденты, возникающие из-за конфликта интересов между различными подразделениями компании. Так, персонал продающих подразделений заинтересован в сборе стоимости страховых премий, специалисты подразделения по урегулированию убытков – в снижении объемов страховых выплат, сотрудники управления активами и инвестициями мотивированы на максимальное развитие инвестиционной деятельности. А поскольку бизнес-подразделения, нацеленного на обеспечение конечного финансового результата, в структуре страховой компании нет, эту обязанность берет на себя ее служба безопасности.

Большие надежды автостраховщики возлагают на единую автоматизированную информационную систему Бюро страховых историй, запущенную 1 августа. Система, в которую в полном объеме должна передаваться вся информация о заключении, изменении или расторжении договоров КАСКО и ОСАГО, будет не только отражать уровень аварийности автовладельцев и помогать страховщикам точнее оценивать вероятность наступления страхового случая, но и выявлять среди потенциальных клиентов лиц, уже совершавших мошенничество. Однако ЕАИС БСИ еще только начинает работать.

По словам Сергея Бабича, начальника отдела методического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству Управления урегулирования деятельности на рынке страхования, ЦБ РФ, к началу декабря к ЕАИС БСИ  присоединились 163 страховых компании, которые передали в систему данные 1200 тыс. договоров и информацию о 12 тыс. случаев убытка. За три месяца количество начавших работать с системой страховщиков выросло на 57 компаний. Вместе с тем, система еще ни разу не выдала информацию по их запросу. «Мы рассчитываем, что в третьей декаде декабря ЕАИС БСИ будет доведена до ума, и с нового года начнет выдавать информацию», – сказал С. Бабич.

Для пресечения случаев мошенничества в страховании уже применяются и другие ИТ-инструменты. Так, в «АльфаСтраховании» для сбора и хранения информации обо всех инцидентах ИБ и случаях мошенничества, а также для оповещения о них специалистов бизнес-подразделений  уже год используется SIEM-система. В ней ведется историческая база данных событий (в их качестве могут рассматриваться факты открытия полисов, сохранения этих документов, доступа отдельных сотрудников к ним), а также сохраняются «сырые» логи.  И, как отметил Михаил Фирсов, руководитель управления ИБ «АльфаСтрахования», благодаря появлению этого ИТ-инструмента службе информационной безопасности удалось собрать объективные цифры для статистического анализа и оценки эффективности, получить экономию за счет выявления и пресечения махинаций внутри компании, повысить лояльность сотрудников. Кроме того, система стала дополнительным инструментом для аудита внутренних бизнес-процессов.

Другой полезный ИТ-инструмент для выявления страхового мошенничества – DLP-системы. По словам В. Клеева,  руководителя  дирекции информационного мониторинга Департамента противодействия мошенничеству, ВСК, для специалистов его подразделения возможность использовать технологию с этой целью оказалась  неожиданной. (Традиционно DLP-системы применяются для предотвращения утечек конфиденциальной информации). Как инструмент для борьбы со страховым мошенничеством эти системы используются за счет наличия в них полного набора средств контроля всех электронных каналов коммуникаций, доступных  каждому сотруднику страховой компании на его рабочем месте.

Так, DLP-система позволяет выявить инсайдерскую деятельность юристов компании –факты передачи ими автоюристам информации об убытках для подачи исковых заявлений в суд, очень распространенные в регионах. Кроме того, эффективна она и для пресечения действий инсайдеров в отделениях продаж по передаче персональных данных клиента, в отношении которых было допущено некорректное урегулирование убытков, для подачи заявления в суд.

Какие результаты работы системы должны настораживать? Выявленная ею отправка по электронной  почте файлов, защищенных паролем, или полностью зашифрованных документов, пересылка фотосетов на личную почту или запись их на внешние носители. Вообще, отметил В.Клеев, вопрос сотрудников службы безопасности должен вызывать любой сотрудик страховой компании, проявляющий интерес к фоторедакторам, для исключения риска подделки им прилагаемых к документам страхователя фотографий.

Кстати, на рынке уже есть специализированная информационная система, без участия человека гарантированно определяет те цифровые фотографии, которые были гарантировано изменены. По словам Максима Степченкова, исполнительного директора IT TASK, благодаря такой информационной системе можно не столько предотвратить случаи страхового мошенничества, сколько  избежать их повторения конкретным агентом или контрагентом страховщика  в будущем.  

Помимо вышеперечисленных ИТ-инструментов, решение об использовании которых каждый автостраховщик принимает сам, существуют технические средства и организационные меры, внедрение и применение которых находится в компетенции государственных органов и профессионального сообщества. В числе первых программное обеспечение для выявления и блокировки в социальных сетях информации о поддельных полисах ОСАГО и диагностических карт ТО, системы видеофиксации ДТП и повреждений транспортных средств с применением технологий ГЛОНАСС и GPS. А в качестве вторых Всероссийский союз страховщиков предлагает увеличение объема продаж электронных страховых полисов, вывод ЕАИС БСИ в режим выдачи информации по запросу автостраховщика, и активизация информационного обмена между ГИБДД и участниками рынка страхования.

А поскольку даже самой крупной страховой компании не удастся справиться с растущим числом мошенничества в одиночку, объединение усилий всех автостраховщиков по выявлению мошенников и по противодействию им, а также по формированию страховой культуры у жителей нашей страны, сегодня тоже рассматривается участниками рынка как действенная мера. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!