Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
16 декабря 2015

Скоро ли ждать второй волны внедрения облаков в России?

Доля представителей второй волны облаков пока составляет по всему миру лишь 1%.

Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела маркетинга, «Манго Телеком»

Нетрудно представить, каким потенциалом обладают облачные технологии, если в 2014 г. рост рынка облаков в России был зафиксирован на уровне 38% по отношению к 2013 г. Впрочем, всего годом ранее этот показатель превышал 70%, и в том же 2014-м эксперты в своих прогнозах осторожно понизили средний темп роста на ближайшие пять лет до 27% в год. Это заставляет задуматься о том, не замедляется ли рост рынка и можем ли мы рассчитывать на быстрое наступление второй волны внедрения облаков.

За сравнительно короткий срок облачные технологии прочно закрепились на рынке и стали привычным инструментом. Более того, все больше компаний видят в облачных технологиях не только способ снижения издержек и решения конкретных задач, но и некое конкурентное преимущество, платформу для внедрения инноваций и изменения привычных бизнес-процессов. Такой подход и получил название второй волны облаков.

Сегодня, по данным исследования IDC, четыре из 10 организаций по всему миру используют частные или публичные облачные сервисы. В исследовании принимали участие компании с разным уровнем проникновения облачных сервисов: от экспериментального, когда сервисы используются не системно, на поверхностном уровне, до оптимизированного, когда компания задействует централизованно управляемые облачные платформы. Аналитики пришли к выводу, что развитая облачная стратегия является источником неоспоримых бизнес-преимуществ. Например, выручка компаний с такой стратегией увеличивается в среднем на 10,4%, а ИТ-издержки уменьшаются на 77%.

Основная тенденция в западных странах такова: внедрив облачные сервисы точечно, компании спустя некоторое время обращаются к сервис-провайдерам с просьбой подключить для них целый набор, пакет облачных услуг. В то же время доля представителей второй волны облаков пока составляет по всему миру лишь 1%. В России их еще меньше – сервисы применяются в подавляющем большинстве избирательно.

Что же может заставить российские компании шире применять облачные технологии, внедрять новые сервисы, менять и оптимизировать с их помощью свои бизнес-процессы? Как бы странно это ни звучало, именно кризис может подтолкнуть вторую волну облаков.

Кризисные явления в экономике сказываются на отношении российских предприятий к облачным сервисам двояко. С одной стороны, внедрение требует вложений, что увеличивает и без того высокие в такой период финансовые риски. С другой стороны, кризис – это время ожесточенной борьбы компаний за клиентов, когда как никогда важны конкурентные преимущества, а облака могут дать бизнесу множество дополнительных возможностей.

Первое, на чем начинают экономить компании – это инвестиции в развитие. Поэтому вероятность запуска процесса перестройки ИТ-инфраструктуры компании во время кризиса невелика. Бизнес в большинстве случаев предпочитает занимать в нестабильное время выжидательную позицию. И тут облака открывают перед бизнесом массу возможностей сэкономить деньги.

Давайте разберемся, в каких случаях облачные технологии позволят бизнесу существенно сэкономить, а в каких – нет. Прежде всего стоит различать частные и публичные облака. Частные облака требуют больших вложений, как на этапе построения, так и на этапе обслуживания. Вовлечены обычно не только собственные ИТ-службы, но и интеграторы с высоким уровнем компетенции. Собственное облако в будущем обеспечит компании экономию, но помимо прямых затрат на внедрение необходимо учитывать риски, связанные с обеспечением безопасности или, например, с взаимодействием новых и старых приложений. Иногда такой проект может обойтись компании дороже, чем поддержание действующей ИТ-системы в рабочем состоянии. Поэтому построение частного облака в кризисное время если и заинтересует, то только очень крупные компании.

Другое дело – публичные облака. Аутсорсинг любых услуг в кризис становится более популярным, потому что большинство руководителей компаний понимают выгоду от сокращения расходов на построение ИТ-инфраструктуры путем замены капитальных расходов на операционные. К тому же, это позволяет отвлечь ИТ-специалистов от выполнения непрофильных задач и сфокусироваться на основном бизнесе. В силу доступности такой способ лучше всего подходит малому и среднему бизнесу.

Однако положительный эффект от внедрения публичных облачных сервисов не исчерпывается только экономией. Во-первых, благодаря использованию облачной модели, ее способности моментально адаптироваться под любые особенности бизнеса или организационные изменения компания становится гораздо более гибкой. Во-вторых, некоторые облачные сервисы помогают увеличивать доход.

Пример такого сервиса – облачная телефония. Система телефонии на базе виртуальной АТС легко масштабируется, а любые изменения не требуют дополнительных затрат средств и времени и не отражаются на результате работы.

По сути, приведенная аналогия является лучшей иллюстрацией того, как компания может быстро и без лишних затрат совершенствовать самые разные бизнес-процессы. Это и есть та самая вторая волна облаков. Кризис, каким бы ни было его влияние на ИT-рынок в целом, скорее всего, будет только способствовать росту популярности облачной модели и распространению второй волны.

Этот тезис подтверждается нашей статистикой: по мере нарастания кризиса в 2014 г. увеличивался размер среднемесячных регулярных платежей клиента (ARPU), что говорит об увеличении глубины использования сервисов клиентами. Наибольший рост был зафиксирован в конце года, в результате ARPU за год увеличился почти на 30% и составил 4600 руб.

И последнее, о чем хотелось бы упомянуть в этом контексте. В случае с облаком основным препятствием на пути более широкого распространения технологии является безопасность. Исследование IDC показало, что 42% компаний, пока воздерживающихся от использования облачных сервисов, основной причиной этого называют безопасность. Помимо расчета окупаемости инвестиций в проект внедрения облачных сервисов, компании нужно аккуратно выбирать будущего сервис-провайдера, чтобы максимально оградить себя от возможных плачевных последствий. При этом существует несколько объективных факторов, которые стоит учитывать. Во-первых, это репутация компании и время работы на рынке. Во-вторых – объем клиентской базы. Он должен быть достаточно большим и из соображений безопасности, и из соображений финансовой выгоды: благодаря эффекту масштаба услуги провайдера могут стоить ниже. Впрочем, судя по нашему опыту, по мере знакомства с облачными технологиями опасений становится все меньше.

В целом кризис скорее подтолкнет компании к внедрению инноваций, которые позволят оптимизировать бизнес-процессы и дадут возможность реально сэкономить. Публичные облака можно с уверенностью назвать действенным антикризисным инструментом для средних и малых предприятий, а вот частные облака обладают потенциалом экономии только в долгосрочной перспективе. Поэтому если они и будут внедряться в кризис, то исключительно крупными компаниями, обладающими достаточными бюджетами на развитие своей ИТ-инфраструктуры.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!