Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  19 января 2016

Больше открытых данных?

Систематизированные данные органов госуправления в машиночитаемых форматах  размещаются в интернете во всем мире с целью неоднократного, свободного и бесплатного использования. Что сдерживает этот процесс в России?

Для граждан возможность получить доступ к актуальным официальным данным различных министерств и ведомств, а еще лучше воспользоваться приложением, позволяющим выбрать хорошую школу для ребенка, квалифицированного врача-специалиста для консультации, проверенное место для семейного отдыха – дорогого стоит, хотя и в большинстве случаев совершенно бесплатна. А ИТ-компаниям, разработчикам приложений,  наличие специализированного веб-ресурса с тематическими наборами таких данных, помимо монетизации своих приложений, позволяет развивать новые направления бизнеса, прежде всего, аналитическое или консалтинговое. Так что, по большому счету, открытые данные являются «топливом» для цифровой экономики. Кроме того, раскрытие результатов деятельности органов государственного управления в цифровом виде, способно обеспечить им поддержку со стороны общества при условии, конечно, что результаты эти положительные.

Портал открытых данных Российской Федерации запущен весной 2014 г., и сегодня предлагает разработчикам приложений и аналитикам около 4200 наборов данных. Однако их могло бы быть и больше, если бы все 617 информационных ресурсов (кадастров, регистров, перечней, описей, списков, реестров и т.д.) федеральных органов исполнительной власти стали доступны в формате открытых данных. Тем более, что как отметил Андрей Жулин, проректор, директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ на приуроченном к общероссийскому саммиту "Открытые данные - 2015" заседании Совета по открытым данным при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства 96% этих ресурсов не имеют ограничений на публикацию или даже содержат прямое указание на ее необходимость.

Между тем, констатировал он в своей презентации, на сегодняшний день значительная часть информации федеральных органов исполнительной власти не раскрывается в форме открытых данных либо публикуется по их инициативе, зачастую, в усеченном виде. Поскольку в Распоряжении Правительства РФ от 10.07.2013 №1187-р  обязательными для публикации определены только 7 наборов открытых данных, появились случаи отказов министерств и ведомств раскрывать данные, не имеющие к этим наборам отношения. В 2016 г. действие нормативного документа решено распространить еще на 200-300 наборов открытых данных, публикация которых должна стать обязательной. Соответствующий проект изменений в Распоряжение Правительства № 1187-р будет разрабатывать Минэкономразвития РФ. 

Однако, оказывается, значительная часть опубликованных открытых данных в России разработчиками приложений не востребована. В среднем, отметил Василий Пушкин, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, 49% опубликованных всеми федеральными органами исполнительной власти наборов открытых данных ни разу не скачивалось. Лидером по количеству скачиваний он назвал Минэкономразвития РФ: из 38 опубликованных ведомством наборов открытых данных были скачаны 22, или 57,9%. У остальных ведомств этот показатель значительно ниже. (Региональные данные скачиваются чаще: в среднем, по всем субъектам РФ с портала открытых данных было загружено 72% наборов). 

Причин столь невысокого интереса видится несколько. Это и отсутствие информированности некоторых разработчиков приложений о наличии в открытом доступе большого количества официальных данных, готовых к автоматизированной обработке, и их непонимание, как такие разработки монетизировать. Есть и еще одна причина: ни федеральные органы исполнительной власти, ни субъекты РФ, публикующие свои публикующие свои наборы открытых данных на федеральном портале, не поддерживают эту информацию в актуальном состоянии. Причем, процентное соотношение актуальных наборов открытых данных аналитики оценивают, в среднем, как 32% к 68%. У Роструда, Минэнерго, Росавтодора, Минздрава и Минэкономразвития доля актуальных наборов данных выше 50%, а вот у Минобрнауки, ФТС России, Росморречфлота – не достигает и  10%.

Так что в наступившем году предстоит и расширять список наборов открытых данных обязательных к публикации федеральными министерствами и ведомствами, и добиваться регулярной актуализации ответственными ФОИВ уже опубликованной информации, и активнее продвигать идею создания приложений на основе открытых данных в сообщество разработчиков. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!