Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  18 февраля 2016

Предпосылки и составные части цифровой трансформации

Новые игроки предлагают сервисы, подрывающие устои компаний традиционных индустрий. Последним приходится вырабатывать стратегию и тактику цифровой трансформации бизнеса. 

Поставщики услуг такси, как и компании, работающие в сфере гостеприимства, первыми столкнулись в конкурентой борьбе с Uber и с Airbnb, компаниями, не отягощенными содержанием собственных таксопарков и гостиничных комплексов, а агрегирующими на цифровых платформах уже имеющиеся в этих сферах предложения и предлагающими их в удобном виде пользователям. Нет сомнений, что в ближайшем будущем подобные игроки появятся и в других сегментах массового рынка. А потому компаниям, на нем представленным предстоит озаботиться их цифровой трансформацией, то есть разработать стратегию и тактику, предусматривающие большой комплекс активностей. Он должен затронуть отношения с клиентами, работу с рынками, внедрение современных технологий, а также бизнес-модель и бизнес-процессы, 

В компании IDC цифровую трансформацию связывают с «третьей платформой», технологическими составляющими которой являются мобильные и облачные технологии, соцсети, большие данные и интернет вещей. При этом под последним понимается как сеть, объединяющая всевозможные сенсоры и датчики с уникальными идентификаторами, работающие автономно. Однако, поскольку, по словам Алексея Федорова, руководителя направления облачных сервисов IDC Россия, этот набор технологий для всех одинаков (так, сегодня всем компаниям доступны облака, сервисы уведомлений на базе SMS или push-нотификации, а также карты Google), второй неотъемлемой частью процесса цифровой трансформации бизнеса являются строящиеся на основе их использования новые бизнес-модели. Именно способность найти принципиально новую модель ведения бизнеса или придумать, как на базе вышеперечисленных технологий провести апгрейд уже существующей и делает того или иного игрока лидером.

Сегодня в авангарде движения к благам цифрового мира находится финансовый сектор, телекоммуникационные компании и розничные сети, но за ними уже постепенно выдвигаются промышленность, медиа и государственный сектор. Первопроходцы уже создали в своей структуре подразделения по цифровизации бизнеса, занимаются разработкой программных платформ, предназначенных для интеграции с множеством разных участников рынка, активно взаимодействуют со стартапами, среди которых ищут новые идеи, как в области технологий, так и в области бизнес-моделей. В России программы по поддержке инновационных команд - всевозможные конкурсы, хакатоны и т.д. – сегодня реализуют, как крупные банки (Сбербанк, Альфа-Банк), так и ведущие операторы связи (МТС, «ВымпелКом», «Ростелеком»).

Понятно, что, в отличие от компании Uber,  в основе бизнеса которой революционная модель была положена изначально,  традиционных игроков ожидает длинный путь. Им предстоит изучить и освоить возможности облачных и мобильных технологий, социальных сетей, больших данных и интернета вещей, получить результаты и научиться воспроизводить лучшие из них, сделать процесс их достижения таких результатов управляемым, а затем снова оптимизировать его. Впрочем, признает А. Федоров, как вариант стратегии цифровизации бизнеса, подходящий для крупных компаний и корпораций, – гибридное развитие, при котором трансформации сначала подвергается одно из направлений бизнеса (оно может выделяться при этом в отдельную дочернюю компанию).

Если посмотреть на цифровизацию отдельно взятого предприятия, то одна из самых важных задач  такого проекта – обеспечить надежную, своевременную и аккуратную  передачу информации между технологическими и офисными уровнями его структуры для оптимизации взаимодействия, к примеру, с поставщиками, с партнерами и с потребителями. Способ ее решения – использовать различные подключенные устройства – сенсоры и датчики для сбора первичной информации, то есть реализовать концепцию интернета вещей.

Показательным в этом смысле можно считать проект, реализованный компанией Cisco совместно с производителем станков с числовым программным управлением, компанией Mazak. На определенном этапе своего развития эта компания задумалась о переходе от модели продаж выпускаемого оборудования к сервисной модели, предполагающей фактически сдачу этих станков потребителю в аренду.

 В этом случае предметом сделки становится время, в течение которого оборудование работает, а поставщик берет на себя все затраты по его техническому обслуживанию. Основанием для выполнения тех или иных ремонтных работ служат результаты анализа информации, которая собирается со всех станков и консолидируется в облаке. Для решения этой задачи в проекте используются промышленные Ethernet-коммутаторы Cisco, в которых, по словам Игоря Гиркина, менеджера по развитию новых технологий Cisco, имеются вычислительные возможности для запуска дополнительного ПО. Оно как раз и собирает данные о «здоровье» станка и передает его в облако. Результаты такого анализа позволяют производителю не только предупреждать выход оборудования из строя, но и давать рекомендации другим потребителям, к примеру, по изменению условий его использования.

Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco Россия и СНГ

В России потенциалом в области интернета вещей обладает проект развертыванию сети WiFi в московском метро, в ходе которого проводная и беспроводная инфраструктура на базе оборудования Cisco появилась в 650 поездах и почти 5,5 тыс. вагонов. Как отметил И. Гиркин, эту сеть можно нагрузить дополнительными функциями, связанными с интернетом вещей, подключив к ней сенсоры или датчики, собирающие, к примеру, технологическую или какую-либо другую информацию. Реализован в нашей стране еще целый ряд близких по духу интернету вещей  проектов: в электроэнергетике – по автоматизации подстанций, а также в нефтегазовой отрасли – на нефтепроводах и нефтеперерабатывающих предприятиях.

Как процессы цифровой трансформации отразятся на деятельности ИТ-подразделений компании? Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco Россия и СНГ, убежден, что в меняющихся условиях компаниям, особенно крупным, имеющим большое количество поставщиков и контрагентов, придется сочетать преимущества обеих моделей организации ИТ-инфрастуктуры, классической и новой. В результате возникнет двухмодельная инфраструктура Fast IT, позволяющая в автоматическом режиме осуществлять развертывание и мониторинг всех ИТ-услуг интересах компании и ее окружения. Будущее цифрового мира принадлежит конвергированным и программируемым инфраструктурам, которые обеспечат снижение сложности, повышение безопасности и соответствие нормативным требованиям. К 2017 г. 75%  ИТ-отделов будут иметь среду гибридного облака

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!