Rambler's Top100
Статьи
Наталия КИЙ  18 февраля 2016

ИТ на театре

ИТ в медицине, финансах, сельском хозяйстве, металлургии – очевидно и целесообразно. Информационные технологии в театре – материя тонкая, при неуклюжем обращении легко рвущаяся. 

Олег Меньшиков и Георгий Генс

Эффективность информатизации на театре измеряется  настроением зрителей в зале и удовлетворенностью тех, кто делает спектакль и видит его из-за кулис. Впрочем, таких «измерителей» потребности технологий театру можно насчитать множество.

«Театр в меньшей степени, чем другие виды искусства, зависит от технологий. Кино – особенно зависимо, потому и перестает порой быть искусством. Специфика театра в том, что сюда человек должен прийти сам, – говорит Олег Меньшиков, народный артист России и худрук Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой. – Но благодаря информационным технологиям театр живет на современной ноте».

«В театре технологии не главное. Не верю, что технологии будут вести за собой театр», – согласен Георгий Генс, президент ГК «ЛАНИТ», крупного российского системного интегратора.

Здесь главное – не переборщить. Согласие в дозировке информационных технологий позволило театру и ИТ-компании работать вместе шестой театральный сезон и подготовить три спектакля.

Александр Созонов, режиссер спектакля «Портрет Дориана Грея»

Первым  стал  мультимедийный спектакль "Портрет Дирина Грея", третий сезон идущий с аншлагом и уже переросший статус экспериментального. «Постановки «Портрета…» в мире редко были удачными, поэтому театры пробуют снова и снова, – делится режиссер спектакля Александр Созонов. – Я задумал сделать из Дориана Грея несуществующий персонаж, который растворяется в медиатехнологиях и разлагается под воздействием пороков. В образе спектакля важную роль играют видеоинсталляции. На 60-й минуте спектакля зрителя должно тошнить от видео».

Режиссер спектакля вместе с айтишниками работал над должной реакцией зрителя, создавая практически с нуля новый визуальный язык театра и новые средства выразительности,  совмещая три конфликтных потока видеосигналов, закладывая основы новой театральной профессии – видеохудожник.

«При работе над спектаклем наши специалисты с самого начала участвовали в производственных совещаниях постановочной группы. Режиссер говорил, какого эффекта надо добиться от применения оборудования, мы разрабатывали и предлагали варианты реализации. Контент и графика дорабатывались прямо по ходу репетиций», – вспоминает руководитель направления мультимедийных систем и видеоконференцсвязи ЛАНИТа Михаил Жероков.

Со времени работы над «Портретом Дориана Грея» в театре появилась новая служба, специалисты которой занимаются созданием видеоконтента. «К работе над новыми постановками мы привлекаем художников, работающих с графикой и видеопотоком, – рассказывает видеоинженер театра Елена Марченко. – Технологический партнер выручает в ежедневной работе. ЛАНИТ консультирует по новинкам ИТ-рынка, помогает выбирать оборудование, пригодное для реализации идей режиссера».

За последние четыре года ЛАНИТ, имеющий слабость к визуальному искусству, будь то книжная графика или театр, подарил ермоловцам несколько десятков позиций оборудования – мультимедийные проекторы, камеры, мониторы, видеомонтажное оборудование, ноутбуки, принтеры и прочая и прочая. Новую сцену театра специалисты ЛАНИТа  оснастили системой распознавания жестов Viziware  собственной разработки, благодаря которой зрители имеют доступ к мультимедийной афише театра, могут сделать фото с персонажем спектакля, отправиться в виртуальный тур по закулисью. «Наши специалисты работают с новым оборудованием и приобретают опыт реализации проектов, в которых нет привычного ТЗ. Когда люди творчески подходят к решению сложных технических задач, они начинают по-другому относиться к профессии», – говорит Георгий Генс.

Александр Созонов считает, что ИТ – еще один способ взаимодействия человека и искусства, способ коммуникации между людьми: «Согласитесь, одним и тем же людям один и тот же анекдот мы рассказываем по-разному: детям – кривляясь, глухонемому – жестами, человеку на том берегу реки  – кричим». Квест, подобия популярных игр «Мафия» и «Форд Боярд» – тот вектор индивидуальных развлечений и смыслов, развиваться в соответствии с которыми,  по мнению режиссера, театру могут помочь информационные технологии.

После «Портрета Дориана Грея» Олесей Невмержицкой была поставлена  пьеса «Адам и Ева/Шейпинг», на новой высокотехнологичной сцене использующая современные средства коммуникаций в виде ММS и SMS, видеоряд с экрана мобильного телефона, транслируемый на большой экран на сцене. Спектакль-антиутопия «Счастливчики», премьера которого состоялось немногим больше месяца назад, а действие происходит в 2076 году, стал третьим в репертуаре театра им. М.Н. Ермоловой, где используются информационные технологии.

Актеры любят с иронией воспроизводить старую шутку кинооператоров: «А чего в театр ходить? Три часа общий план смотреть?». Ныне мультимедийный подход к театральному действу не чужд и другим московским театрам: «мультискрин» работает, скажем, на сцене Ленкома, в спектакле «Борис Годунов» в постановке Константина Богомолова. Киношная ирония перестает быть актуальной.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!