Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2016
Сергей ЗУБКОВ  15 марта 2016

ГИС в столичном облаке

Географические данные и результаты их анализа необходимы для работы самым разным городским службам и организациям. Как трансформировалось использование ГИС с появлением геооблака, рассказывает консультант управления отраслевых проектов Департамента информационных технологий Москвы Сергей ЗУБКОВ.

Сергей ЗУБКОВ консультант управления отраслевых проектов Департамента информационных технологий Москвы.

– В какой ситуации начинался проект создания единого геоинформационного пространства Москвы?

– К началу 2012 г. в столице было много разрозненных геоинформационных систем с частично дублирующими друг друга данными, которыми владели органы исполнительной власти (ОИВ), отвечающие за землепользование, строительство, транспорт, охрану объектов культурного наследия и т.д. ИТ-ресурсы, обслуживавшие существовавшие ГИС, располагались в разных организациях. В большинстве случаев геоданные передавались между организациями на оптических дисках и флеш-накопителях. Были редкие исключения в виде ftp-ресурсов. Скорость принятия решений, для которых нужны были актуальные пространственные данные, не устраивала высшее руководство города. С качеством данных тоже были проблемы, поскольку ручная подготовка и передача данных чреваты искажениями и ошибками. Каждому ОИВ выделялся свой бюджет на сопровождение отраслевых ГИС. Кому-то его хватало, кому-то – нет, у одних были квалифицированные специалисты для работы с геоданными, у других – нет. Ситуация была довольно пестрая, что не способствовало эффективному использованию геоданных в городском хозяйстве. Весной 2012 г. распоряжением правительства Москвы ДИТ был назначен оператором единого геоинформационного пространства. Началось активное развитие данного направления.

– Какие плюсы дает геоинформационное облако?

– Основная заявленная задача может показаться достаточно широкой – повышение эффективности деятельности органов власти Москвы. Однако достигается эта эффективность за счет вполне конкретных действий: повышения качества используемых пространственных данных и расширения возможностей геоинформационного анализа.

В настоящее время специалисты ОИВ получают быстрый доступ к выверенной и регулярно обновляемой информации из централизованного источника. Кроме того, за счет перехода на единые форматы данных удалось сэкономить на сопровождении и эксплуатации программного обеспечения ГИС (расходы уменьшились в шесть раз), сократить временные, финансовые и административные затраты на выпуск многочисленных регламентов доработки, обновления и конвертирования данных для их использования в других ведомствах, а также обеспечить полноценный анализ данных разных ведомств и доступ заинтересованных организаций к этой аналитике для поддержки принятия управленческих решений. Например, благодаря анализу данных дистанционного зондирования можно получать информацию о ходе строительства дорожных объектов, об исполнении программ благоустройства города, о ситуации с озеленением Москвы.

– Как происходил перенос геоданных в единое облачное хранилище? Какие проблемы пришлось решать?

– Прежде всего владельцы данных должны были убедиться в том, что весь процесс организован так, что никто кроме их специалистов не сможет внести в данные изменения. Стоит также отметить, что изначально во всех ведомствах были установлены десктопные ГИС, которые использовались обычно на 20% их функциональных возможностей. Поэтому в ходе разработки общегородского облачного решения мы плотно общались с будущими пользователями, чтобы определить уровень их требований к продукту. Оказалось, что лишь немногочисленным поставщикам картографических данных нужен мощный функционал, а всем остальным пользователям достаточно простых функций, которые несложно предоставлять централизованно через веб-интерфейс.

– Что представляет собой облако ГИС Москвы сейчас?

– Все данные хранятся в ЦОДе, в котором развернуто программное обеспечение ГИС. ПО – полностью отечественная разработка на базе open source, причем этот выбор был сделан еще в 2013 г., задолго до нынешней кампании по импортозамещению. Архитектура решения такова, что выдерживает заданную нагрузку и требуемую частоту обновления данных. По умолчанию данные должны обновляться раз в 30 дней, но некоторые их виды могут обновляться гораздо чаще, даже раз в 5 с (например, телематические данные по уборочной технике). Ресурсов системы хватает и на такую частоту обновлений.

– Что изменилось с появлением геооблака для организаций – поставщиков данных и для пользователей этих данных?

– Основные проблемы возникают с теми органами власти, которые раньше сами владели базовыми пространственными данными и, имея их всегда под рукой, могли оперативно решать свои задачи. Теперь мы как поставщик облачного решения должны обеспечить им как минимум такую же надежность хранения и скорость доступа к данным. И иногда мы слышим справедливую критику в свой адрес об отказе сервиса в ЦОДе, проблемах с хранилищем, падении каналов связи и т.п.

Те организации, которые раньше своих данных не имели, а заказывали их в других ведомствах, теперь получают эту информацию централизованно и гораздо быстрее, чем раньше. Прежние двухсторонние регламенты передачи данных между ведомствами замещены разработанным новым регламентом информационного взаимодействия участников единого гео­информационного пространства, в котором определены требования к поставщикам данных и форматам передачи данных, процедуры ввода данных, их модификации и заверения всех изменений электронной подписью.

– Понадобилось ли специальное обучение пользователей работе в новой системе?

– В тех органах исполнительной власти, которые традиционно являются поставщиками базовых пространственных данных, давно есть подразделения с компетентными ГИС-специалистами, которых обучать не нужно. В организациях – пользователях данных обучение, конечно, потребовалось. В общей сложности в несколько этапов с декабря 2013 г. наши курсы прошли около 800 человек. Базовый ознакомительный курс занимает два часа, расширенный – восемь часов, есть также специальная веб-версия курса в системе дистанционного обучения правительства Москвы.  

Сергей ХАЛЯПИНОбычно клиентам проще принять облачную модель для сервисов, которые уже хорошо проработаны и фактически «отделены» от клиентского устройства (его моделей, типов, операционных систем). Иногда к облачным сервисам прибегают тогда, когда процессы еще не проработаны. В этом случае облачные сервисы используют как полигон, позволяющий быстро и относительно недорого оценить применимость технологий/идей/подходов в рамках компании; выстроить процессы и фактически провести переход от пилотного внедрения к промышленному использованию.

Сергей ХАЛЯПИН, главный инженер, Citrix Russia & CIS

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!