Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2016
Виталий АНДРИЕВСКИЙ  15 марта 2016

Неоднозначная оптимизация

Если бизнес-процессы в компании запутаны, то их оптимизация при внедрении облачных сервисов может привести к результатам, которые руководство сочтет отрицательными. Например, потребовать увеличения персонала.

Виталий АНДРИЕВСКИЙ, директор, «Дата8»

Процедура внедрения облачных сервисов далеко не всегда проста и незаметна для конечных пользователей. Даже перенос в облако электронной почты нередко требует изменения бизнес-процессов организации. Также проблематичным бывает переход на корпоративный портал, который затрагивает почти все бизнес-процессы (телефония, почта, месенджеры, график встреч, корпоративный сайт и т.п.) и заставляет персонал практически жить в облаке. Немалых трудов требует перенос в облако рабочих столов, особенно специализированных рабочих мест и рабочих столов бухгалтеров. Последних обычно даже не удается целиком оторвать от локальных рабочих столов, потому что программы отчетности и «банк–клиент», как правило, плохо совместимы с виртуальными столами.

Вызывает проблемы и перенос файлового хранилища: оно редко у кого структурировано, приходится удалять лишнее (дистрибутивы, фотоархивы корпоративов и отпусков, музыку, фильмы и т.д.), приводить общее хранилище к виду, хотя бы приближенно соответствующему установленному документообороту, и составлять карту прав доступа. Для этого руководству нужно осознать, кто за что отвечает, определить, какие документы и сколько времени нужно хранить, выработать политику резервного копирования и хранения архивов и очертить зону повышенной безопасности, так как от этого будет зависеть цена облачного сервиса. Зачастую эти мероприятия вызывают большие трудности у руководства компании и начальников подразделений.

Правда, запустив проект переезда в облако, заказчики, как правило, от него не отказываются и идут на сложные внедрения и развертывания, понимая, что нужно будет меняться, и надеясь на то, что внедрение поможет «причесать» существующие бизнес-процессы и оптимизировать их. Так что чаще мы сами как системный интегратор отказываемся от проекта, если видим, что заказчик не понимает, чего хочет, бизнес-процессы у него «пластилиновые», все делают всё и непонятно, кто за что отвечает. Если невозможно четко оговорить с клиентом, что мы делаем и что получим в результате, то коммерческая выгода проекта уже на начальном этапе становится для исполнителя почти нулевой, а к концу проекта может уйти в минус или проект не будет завершен.

Заказчики от любого проекта внедрения (и не только облачного) обычно ждут чуда. Они почему-то уверены, что при этом сами собой решатся организационные проблемы, которые копились годами, и не понимают, что любое ИТ-решение – лишь инструмент, позволяющий снять рутину и упростить уже имеющиеся бизнес-процессы. Поэтому ситуация с оптимизацией бизнес-процессов при внедрении облачного решения не всегда однозначна. Если структура бизнес-процессов организации хорошо ложится на схему облачного решения, то переход совершается с минимальными накладками. Но тогда у заказчика возникает вопрос: «А зачем мы переезжали? У нас и так все работало».

Если же в компании «все запущено», то при переходе в облако бизнес-процессы оптимизируются, выявляются наиболее напряженные места, узлы, где бизнес-процессы слиты, а их надо разделить, разгружается перегруженный персонал, который тянет и молчит. В результате построения четкой структуры, оптимальной без излишеств, часть бизнес-процессов удаляется (таких немного, 2–3%), а слитые и запутанные – разделяются на более простые. Но при этом часто оказывается, что нужно увеличить количество сотрудников. Для руководителей такой результат является отрицательным, поскольку они считают, что оптимизация – это как минимум сохранение числа исполнителей, а успешная оптимизация – это сокращение персонала. 

Алексей КРЕЧЕТОВПо нашему опыту, ИТ-директоров, которые не связывают развитие ИТ-инфраструктуры с облачными технологиями, становится все меньше. Главной проблемой по-прежнему является безопасность коммерческой информации. Отдавать то, что годами находилось под собственным неусыпным контролем, конечно же, не всегда просто, но можно самую секретную информацию сохранить в своей инфраструктуре, а остальное отдать в облако.

Алексей КРЕЧЕТОВ, ведущий менеджер по UC и IТ, Orange Business Services в России и СНГ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!