Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2007
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  01 июня 2007

ГЛОНАСС как предчувствие

Тернист путь к звездам Сегодня в мире действуют две глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) – американская GPS и российская ГЛОНАСС. Евросоюз выводит первые, пока тестовые, спутники Galileo. Япония, Индия, Китай взяли курс на создание собственных глобальных или региональных спутниковых навигационных систем. Изначально ориентированные на нужды обороны, ГНСС представляют собой один из немногих примеров реальной конверсии военной техники, становятся фактором развития экономики.

Тернист путь к звездам

Сегодня в мире действуют две глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) – американская GPS и российская ГЛОНАСС. Евросоюз выводит первые, пока тестовые, спутники Galileo. Япония, Индия, Китай взяли курс на создание собственных глобальных или региональных спутниковых навигационных систем. Изначально ориентированные на нужды обороны, ГНСС представляют собой один из немногих примеров реальной конверсии военной техники, становятся фактором развития экономики.

Вспомним историю ГЛОНАСС. Как неровно развивалась эта система: созданная четверть века назад по заказу военных, в годы перестройки она оказалась на обочине экономики. Ее ждала судьба других таких же программ, вначале поднятых государством на щит, а после того как выделенные средства были «освоены», благополучно забытых. Однако интересы безопасности заставили Россию вспомнить о национальной гордости и системно продолжить создание отечественной ГНСС, с достойными бюджетными вливаниями.

Сегодня это любимое детище не только вице-премьера С. Иванова, но и президента страны, который в дни выставки «Связь-Экспокомм-2007» подписал указ, где были скорректированы направления ФЦП. В новом документе повышение точностных характеристик системы и развитие нормативной правовой базы использования навигационных технологий ушли на второй план. Акцент сделан на разработку навигационной аппаратуры потребителей (НАП) – гражданских и специальных, внедрение ГЛОНАСС в экономику РФ (уточняется: на транспорте) и модернизацию геодезической основы страны. В трехмесячный срок должен быть определен порядок использования информационных ресурсов для детальных цифровых навигационных карт в интересах гражданских пользователей системы. Успеют ли за это время госпредприятия поделиться с коммерческими ранее закрытой картографической информацией?

Тот же указ гарантирует предоставление Россией отечественным и иностранным потребителям доступа к гражданским навигационным сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений. Но для обеспечения безопасности РФ «аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС». (Предыдущая редакция принципов госполитики предполагала «обязательное оснащение российских государственных потребителей, использующих навигацию, приемниками ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Сразу вспомнилось, как в свое время чиновников пересаживали с «мерседесов» на «волги».)

Потребность госорганов в навигационных устройствах оценивается в 800 тыс. единиц – это тот минимально гарантированный уровень спроса, который снижает степень риска компаний, работающих в данном секторе.

Чтобы российский аналог американской GPS мог быстрее начать реализацию своих базовых возможностей (определять местоположение с точностью до 1 м), президент еще раз закрепил за Роскосмосом функции координатора работ по развитию ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей (будем надеяться, что это усилит межведомственную кооперацию), а также по международному сотрудничеству.

Набирает обороты процесс коммерциализации разработок в области НАП. Бизнес видит перспективы этого сегмента рынка – темпы роста очень высокие. Если полгода назад компания Navteq определяла потребность в устройствах навигации в 11 млн устройств на 2011 г., то теперь цифра скорректирована до 14 млн. На рынок НАП планирует, например, выйти «Ситроникс», который совместно с китайской ZTE будет выпускать ГЛОНАСС/GPS приемники на своих производственных мощностях в Зеленограде. Вывод производства НАП на коммерческую основу приведет к снижению цен на устройства.

Важно и то, что национальная программа по ГЛОНАСС предусматривает решение задач более десятка других ФЦП, например в области образования и транспорта. У Роскосмоса 43 соглашения с субъектами Федерации, что служит базой для создания федеральной структуры глобальной спутниковой навигации. А это работает на устранение цифрового неравенства.

Сегодня

По данным ЦУС ГЛОНАСС, на 17 мая 2007 г. в составе орбитальной группировки, управление которой осуществляют Космические войска средствами наземного комплекса управления Минобороны, находилось 17 КА. Из них используются по целевому назначению (выдают потребителям навигационные сигналы) 11 КА, на этапе ввода в систему 1 КА, временно выведены на техобслуживание 4 КА, на этапе вывода из системы 1 КА.

Для того чтобы система обеспечивала навигационной информацией пользователей на территории России, нужно 18 действующих спутников, а полностью развернутая система состоит из 24 спутников в трех орбитальных плоскостях (по 8 в каждой плоскости). Орбиты спутников круговые; высота 19 100 км; угол наклонения ~64°; период обращения каждого КА – приблизительно 11 ч 15 мин.

Первые плоды повышенного внимания государства к средствам координатновременно’го и навигационного обеспечения (КВНО) – основы любой ГНСС – можно ожидать в конце этого года. После двух запусков по 3 КА их число достигнет 18. В глобальном масштабе ГЛОНАСС начнет действовать в 2009 г., когда в штатной орбитальной группировке будет 24 спутника. До 2011 г. группировка будет поддерживаться за счет запуска КА «ГЛОНАСС-К» с гарантированными характеристиками, не уступающими GPS: сегодня, например, срок службы наших КА в 3–4 раза меньше.

НАП – немножко грустно

ГНСС на обывательском уровне можно представить состоящей из трех сегментов: космического (спутники), наземного (системы управления спутниками) и пользовательского (навигационная аппаратура потребителя). НАП может быть двух типов: индивидуальная пользовательская (доступна каждому, в том числе автомобилистам) и специального применения: геодезия, картография, судовождение, прокладка трубопроводов по дну моря, авиация, космонавтика, вооружение и т.д. Функциональность НАП: определение координат и скорости потребителя, точного времени, взаимного расположения двух объектов, углов ориентации объекта.

У отечественного рынка НАП много проблем: состояние орбитальной группировки (с этим к концу года обещают навести порядок); несовершенство нормативной базы; незаинтересованность негосударственных предприятий во внедрении технологий, использующих сигналы ГЛОНАСС (госорганы избавлены от проблемы выбора – только ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).

Сдерживает развитие рынка потребительской аппаратуры и недостаточное финансирование (для формирования нужной базы пользовательских приемников, создания конкурентоспособной элементной базы необходимо несколько сотен миллионов рублей).

Да и пользователь пока не готов к восприятию услуг навигации. Он что-то слышал про ГЛОНАСС, но о том, как она действует и какие у нее возможности, не знает. Впрочем, стоит ли винить его в этом, если и с картами беда (две столицы – это еще не вся Россия), и сервисов для ГЛОНАСС особых не существует: систем локализации магазинов, мотелей, указателей дорожных пробок и т.п. В GPS все это уже работает, а у нас пока идет калькирование сервисов GPS. И kill application, которое придаст системе новое качество, еще не создано. Как не создана и инфраструктура услуг: провайдеров, кроме как в Центре, нигде больше и нет. Оператор телематических услуг М2М, мечтающий стать оператором услуг GPS/ГЛОНАСС/Galileo, считает, что главное – создать абонентскую базу (и дистрибьюторскую). Для этого компания организует региональные диспетчерские центры, которые покупают у нее пакет решений, т.е. фактически клонирует себя.

Получается замкнутый круг: низкая информированность потребителей об услугах не позволяет создать критическую массу для производства потребительских устройств, неоформленность рынка ГЛОНАСС-устройств тормозит рост пользовательского спроса. Чтобы разорвать его, необходима в том числе просветительская работа. Чем и занимались на «Связь-Экспокомме» в рамках одной отдельно взятой экспозиции «Спутниковая навигационная система ГЛОНАСС» несколько компаний, подведомственных Роскосмосу и Роспрому.

«А где ГЛОНАСС?»

Это был, пожалуй, самый популярный вопрос на выставке. Для того чтобы среди кабелей и сетевых решений (в том числе спутниковых) разглядеть жемчужину «Связь-Экспокомм-2007», как с легкой руки пресс-секретаря Роскосмоса И. Панарина стали называть экспозицию ГЛОНАСС, надо было поднять глаза – красочный плакат точно позиционировал группировку из трех звезд ракетно-космической отрасли: Российский НИИ космического приборостроения (РНИИ КП – головная организация, ответственная за создание, развитие и целевое использование ГЛОНАСС), представлявший также решения НИИ КП и М2М; Российский институт радионавигации и времени (РИРВ – головная организация ГЛОНАСС по аппаратуре потребителя) и МКБ «Компас». Последнее предприятие является головным по разработке, производству и сервисному обслуживанию помехозащищенных бортовых приемоиндикаторов и антенных систем ГЛОНАСС/GPS/Galileo для высокоточного позиционирования, траекторных измерений, мониторинга и решения задач относительной навигации по сигналам как спутниковых, так и наземных радионавигационных систем. Другие участники кооперации по созданию, развитию и целевому использованию отечественной навигационной спутниковой системы (НПО ПМ, КБ «НАВИС», «Радиосвязь», Ижевский радиозавод, «Транснавигация», «Транзас», «Навигатор», ЦНИИмаш, НТЦ «Интернавигация», НПФ «Гейзер» и др.), на выставке представлены не были.

Общая экспозиция космического триумвирата не имела единой легенды (сказывается межведомственная разобщенность – Роспром и Роскосмос?). Да экспоненты и не скрывали, что «вскочили на подножку выставки» в последний момент: в каталоге «Связь-Экспокомма» МКБ «Компас» вообще не указано, в то время как ЦНИИмаш выпустил пресс-релиз для выставки, но сам до нее «не доехал».

Есть ГЛОНАСС!

Все-таки ГЛОНАСС нашла своего благодарного посетителя. Пять выставочных дней показали: интерес к теме огромный. Спонтанно возникающие вокруг стендов «фокус-группы» обсуждали не только размеры и цены потребительских персональных или спецустройств ГЛОНАСС/GPS, но и проблемы национальной безопасности (России нужна своя ГНСС), соблюдение privacy, плюсы и минусы сотрудничества с Китаем или европейскими странами в области производства микросхем. Может быть, действительно, пока соседи из Поднебесной и прилегающих территорий не освоят ГЛОНАСС/GPS-навигаторы, массовый рынок НАП не завоевать? Мнения самые разные – от неверия в возможность разработки Россией конкурентной элементной базы до утверждения, что только наши предприятия и смогут создать надежные микросхемы.

А на самих стендах – переговорный процесс. Что предлагают поставщики? Что спрашивают потребители?

Солидно выглядел стенд РИРВ: элементная база (комплект СВЧ/ВЧ-фильтров, СБИС, цифровой коррелятор процессор и радиоприемное устройство), базовые модули (одночастотные и двухдиапазонные приемовычислительные модули ГЛОНАСС/GPS, модуль импульсно-фазовых радионавигационных систем, трехканальный модуль приемника корректирующей информации), спутниковая НАП ГЛОНАСС/GPS для наземного, морского и речного транспорта, спутниковая геодезическая аппаратура, синхронизирующая аппаратура ГЛОНАСС/GPS, квантовые стандарты частоты. В активе РИРВ автомобильные навигационные устройства и элементная база для разработок партнеров («Гейзер», «Купол»). Новинка РИРВ – НАП «Перунит» стоимостью $1000 со стандартным кодом и кодом высокой точности. Институт планирует расширить производство НАП и создать комбинированные навигационные приемники GPS/ГЛОНАСС/Galileo.

Скромным, но красивым дебютом отмечен приход на телекоммуникационную выставку МКБ «Компас». Разработчик и изготовитель бортовой навигационной аппаратуры военно-воздушных и космических сил готов делиться своими спецразработками с гражданским населением. С помощью аппарата двойного применения КМ-737 «Носитель», устанавливаемого на ракетоносителях типа «Союз», можно определять трехмерные координаты и вектор скорости ракет-носителей в реальном масштабе времени и по телеметрии передавать в центр управления полетами. Есть у КБ и персональное ГЛОНАСС/GPS-устройство. Хотя элементная база закупается за рубежом, миниатюрностью оно не отличается, поскольку предназначено для охотников и автомобилистов. Зато обеспечивает автономную работу от аккумулятора или пальчиковых батарей в течение 10 часов.

Семейство ГЛОНАСС/GPS-устройств «Навигатор» концерна «Гранит» обеспечивает контроль использования транспортных средств. Масса персонального ГЛОНАСС/GPS-навигатора «Тесей» – 120 г; габариты – 93 х 52 х 16 см; время автономной работы встроенной батареи – 36 ч. Координаты, скорость и направление движения пользователя сохраняются в энергонезависимой flash-памяти с периодичностью от 10 с до 17 ч.

Показанные или анонсированные на выставке персональные ГЛОНАСС/GPS-устройства отечественного Производства внешне не очень привлекательны, «забивают» GPS-навигаторы массой, да к тому же дороже. Производители объясняют это повышенной функциональностью и надежностью («корни» такой НАП – обычно устройства спецприменения), ограниченностью рынка сбыта пределами одной страны и отсутствием массового производства. Зачастую в российских разработках используется микроэлементная база европейских или азиатских производителей – такая кооперация сегодня приветствуется.

Но пользователей все это мало волнует: они хотели бы иметь такие абонентские устройства, чтоб умещались на ладошке, выдавали точную информацию и карман не оттягивали. К 2009 г. чип для встраивания в коммуникаторы ужмется до 1 х 1 см и при поставках партиями от 500 тыс. штук будет стоить $5. О готовности уже сегодня выпускать 50 тыс. НАП в год заявляет Ижевский радиозавод. Производственная линия, позволяющая ежегодно изготавливать 20 тыс. комплектов НАП, организована в РИРВ.

GPS пока больше

На гребне интереса к отечественной навигационной системе растет интерес к GPS-устройствам, которые демонстрировали зарубежные фирмы, в основном азиатские, или продвигали российские дистрибьюторы.

Активно идет процесс комплексирования навигационной техники с другими технологиями: цифровые MP3-автомагнитолы со встроенным компьютером автомобильной навигации, навигатор с iPod… Персональное устройство определения местоположения с мультимедиа плеером MP3/MPEG-4 южнокорейская Diasonic, например, предлагает за $385. Еще в рамках CeBIT состоялась презентация навигатора TomTom Go 715, способного работать с SIM-картами сотовиков. Устройство позиционируется как «всё-в-одном»: если в приемник вставить SIM-карту, он превратится в обычный мобильный телефон с возможностью совершать/принимать звонки и набирать SMS. Встроенный модуль Bluetooth позволит использовать гарнитуру в связке с устройством. Мобильные телефоны с интегрированным GPS-модулем – все это приметы конвергенции.

Услуги навигации, как показало проведенное Canalys исследование потребительского спроса в Европе, самые востребованные из всех мобильных сервисов, и встроенный GPS хотели бы иметь 62% владельцев сотовых трубок. В 2010 г. суммарный доход сетей 3G составит $322 млрд, из них дополнительные услуги – $233 млрд. Можно предположить, что существенная доля VAS придется на услуги на базе спутниковой навигации, которой даже прочат роль лидера, поскольку формирование рынка сотовой связи практически завершено. В мобильные устройства нового поколения функция определения местоположения войдет на равных с доступом в Интернет.

Сегодня встроенными GPS-приемниками оснащаются и терминалы TETRA: Sepura (Великобритания), Selex (Италия), Teltronic (Испания), Unimo (Корея), HYT (Китай). Посредством GPS определяются координаты радиостанции и пересылаются на мобильную или стационарную станцию, которая взаимодействует с компьютером, оснащенным программой обработки координат объекта. Она и выдает точку на карте. Такова в общем виде схема работы системы удаленного контроля местоположения объектов.

Проект внедрения системы мониторинга автотранспорта посредством TETRA на базе «МиниКом-TETRA» есть в активе компании «Компас-Р». Стоимость терминала TETRA с интегрированным GPS-приемником – до 1000 евро. Более высокая стоимость радиостанций, чем у GSM устройств, относительно близких к TETRA, но ориентированных на массового пользователя, обусловлена наличием спецфункций и повышенными требованиями к надежности.

Что же касается использования TETRA-терминалов совместно с ГЛОНАСС, то «Компас-Р» планирует делать это по мере развертывания системы и появления на рынке соответствующего оборудования. Другие компании не были столь дипломатичны: представитель американского вендора в странах СНГ откровенно сказал, что в США ГЛОНАСС не знают.

Документы, определяющие политику РФ в отношении ГЛОНАСС

Распоряжение Президента РФ от 18.02.99: генеральным заказчиком системы, наряду с Минобороны России, определен Росавиакосмос.

Постановление Правительства РФ от 20.08.01: утверждена ФЦП «Глобальная навигационная система» (2002–2011 гг.) и определены ее направления: развитие и модернизация ГЛОНАСС, повышение точностных характеристик системы, разработка навигационной аппаратуры потребителей, создание и развитие нормативной правовой базы использования навигационных технологий, их внедрение в экономику РФ.

Постановление Правительства РФ от 14.07.06: внесены изменения в ФЦП.

Поручение Президента РФ от 19.04.06: обеспечить массовое производство навигационной аппаратуры потребителей (господдержка в подготовке и реконструкции промышленного производства, развитие массового рынка навигационных услуг).

Указ Президента РФ от 18.05.07 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ». Определены направления ФЦП: развитие и поддержка ГЛОНАСС, разработка навигационной аппаратуры для гражданских и спецпотребителей, внедрение технологий спутниковой навигации на транспорте, модернизация геодезической основы РФ.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!