Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
29 марта 2016

Никто не может замкнуть IoT на себя

Внедрение технологий Интернета вещей в индустриальном секторе требует объединения усилий всех участников многоуровневой экосистемы, считает Лев ЛЕВИН, глобальный директор компании Cisco по развитию бизнеса в области цифровизации. 

Лев ЛЕВИН, глобальный директор компании Cisco по развитию бизнеса в области цифровизации

– Почему компании Cisco так интересен Интернет вещей?

– Мы рассматриваем сеть как платформу для построения подобных решений. За последние пять–семь лет нами накоплен солидный опыт осуществления различных проектов в области «умных» городов и «умных» производств. Для нас это один из наиболее быстро растущих рынков. Бизнес Cisco в этом сегменте ежегодно прирастает более чем на 30% в год и в настоящее время составляет более $3 млрд в год.

– Какой видится архитектура Интернета вещей?

– Референсная модель Интернета вещей, предложенная компанией Cisco, состоит из семи уровней. Первый из низ – уровень оконечных устройств, подключенных к Интернету (это сенсоры, датчики, видеокамеры, генерирующие данные). На втором уровне – устройства, обладающие «интеллектом», достаточным для первичной обработки и анализа данных, так называемых распыленных вычислений (fog computing). Эти интеллектуальные устройства агрегируют данные и анализируют их, а затем направляют результаты анализа на следующий уровень для принятия решений. В этом процессе задействован еще один архитектурный уровень Интернета вещей – системы передачи данных, преимущественно, беспроводные. Их задача – обеспечить доставку данных на следующий уровень, в облако. При этом в ЦОДе, где такое облако создается, должны быть хранилища, к которым будут обращаться аналитические системы, отвечающие за сопоставление данных из разных массивов. Затем подготовленные ими данные передаются на уровень приложений, отвечающих за автоматическое, основанное на результатах анализа принятие решений. И уже на самом верхнем уровне в дело вступают так называемые collaboration-процессы – коммуникации между людьми, машинами (вещами) и процессами.

Эта модель создавалась для того, чтобы для каждого уровня разработать свои стандарты и согласовать их с регуляторами и с другими участниками рынка.  Идея состоит в том, чтобы стандарты были открытыми: таким образом будет стимулироваться разработка приложений и оконечных устройств, способных работать на системах разных производителей (для того, чтобы элементы Интернета вещей были совместимы между собой и взаимозаменяемы. По сути, нужен аналог основного интернет-протокола TCP/IP, позволяющего связываться между собой самым разным устройствам. Мы считаем, что референсная модель будет способствовать более системному развитию стандартов, что является критически необходимым условием для масштабных внедрений цифровых решений в промышленности и городах.  

– Существуют ли решения для каждого из них?

– В той или иной мере любое ИТ-решение «под ключ» включает в себя все эти уровни, го ни одна компания в мире сейчас не предлагает такие комплексные решения, работающие на открытых стандартах. Есть некие закрытые системы, и есть производители, создающие узкоспециализированные решения, работающие только с их оборудованием. При этом каждая компания имеет свою специализацию. Мы специализируемся на обработке данных, на ЦОДах, решениях для совместной работы и на сетях. Мы не производим оконечные устройства – сенсоры и датчики, у нас нет собственных СХД, мы используем решения партнеров.

Но, по большому счету, ни одна компания, даже самая крупная, не в состоянии   замкнуть Интернет вещей исключительно на себя. Выгоды от IoT возможны только при создании экосистемы, объединяющей множество участников, которые поддерживают общие стандарты. Только в этом случае, у заказчика появляется возможность свободного выбора наилучших совместимых устройств, платформ и приложений от разных производителей для создания уникальной цифровой инфраструктуры и инновационных бизнес процессов с минимальными затратами денег и времени.

– Игроков какого типа должна объединять экосистема Интернета вещей?

– В эту экосистему входят разработчики оконечных устройств, разработчики программного обеспечения, платформ и приложений, производители систем хранения и обработки данных, операторы связи, поставщики оборудования, системные интеграторы и операторы специализированных услуг (например, операторы системы освещения города). Иногда для создания законченного решения достаточно объединения усилий двух-трех компаний, иногда —пяти-десяти. А для комплексного решения «умного города» может понадобиться и 20, и 30, и даже больше экосистемных партнеров, обладающих экспертизой во всех автоматизируемых областях.

Тем не менее мы предпочитаем комплексный подход, позволяющий масштабировать полученные решения. Объединять спроектированные независимо друг от друга городские интеллектуальные системы трудно, но возможно, а вот масштабировать – нельзя никак.

– С какими барьерами приходится сталкиваться, продвигая решения «умных» производств и «умных» городов? 

– Основных барьеров три. Первый носит организационный характер – это «лоскутный» подход, отсутствие у проекта одного куратора. Эту проблему можно решить при условии кураторства создания «умного» решения первым лицом компании, либо города, либо региона, а может, и всей страны. Второй барьер – это технические трудности, связанные с обслуживанием сенсоров. Если их очень много, приходится думать, как их подключить, где обрабатывать данные – на месте или в ЦОДе, какие каналы связи использовать (тут партнерами выступают операторы связи). А третий вызов, самый важный – это безопасность: в таких проектах задействуются элементы критически важной инфраструктуры. 


Беседовала Александра КРЫЛОВА 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!