Rambler's Top100
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  23 мая 2016

Требуется мегаVSAT-оператор?

Ка-диапазон есть, а миллионов пользователей нет.

А казалось бы совсем недавно российские операторы мечтали о Ка-диапазоне, в котором не будет проблем с радиочастотами, а будет дешевое оборудование, компактные антенны и, соответственно, сотни тысяч, если не миллионы, пользователей.

Почему так произошло и каковы все-таки перспективы Ка-диапазона и VSAT-операторского счастья в России, пытались разобраться участники круглого стола, прошедшего в рамках уже 19-го по счету ежегодного технологического семинара компании Hughes Network Systems. Как рассказал  глава представительства Hughes в России и СНГ Константин Ланин, в 2015 г. компания поставила в Россию и СНГ более 8500 VSAT-станций, установила и запустила в эксплуатацию шлюз Jupiter в Ка-диапазоне для спутников «Экспресс-АМ5» и «АМ6». Производитель ожидает от Ка-диапазона в России самого большого роста, но отмечает, что бум внедрения систем спутниковой связи в банковской сфере, нефте-газовом секторе, в сетях сотовых операторов, наблюдаемый во многих странах мира, пока обходит стороной Россию. Если в России и СНГ у Hughes сейчас установлено 70 тыс. штук VSAT-терминалов, то в США количество подписчиков сети HughesNet превысило 1 млн. При этом самый дешевый тариф - $60 в месяц (плюс налоги) за 60 Гбайт трафика, из которых 50 Гбайт пользователь может закачать только с 2 часов ночи до 8 утра. С российскими пользователями такой номер не пройдет. Как отметил генеральный директор Altegrosky Сергей Пехтерев (на снимке), при таких тарифах в России удалось бы набрать в лучшем случае тысячу клиентов, да и то только в пределах Московской области.

С. Пехтерев: «ФГУП ГП КС в проекте Ка-интернета выбрал самую правильную стратегию максимального удаления от абонентов, оставив их другим операторам»

Тем не менее, рынок VSAT-доступа в России растет, хотя нынешний кризис стал довольно сильным тормозом. По данным TMT Consulting, доходы российских операторов фиксированной спутниковой связи в 2015 г. составили 14,5 млрд руб. (из них на VSAT пришлось 10,1 млрд руб.), что на 0,4% превышает выручку 2014 г. (14,4 млрд руб.), которая в свою очередь была на 4% выше, чем в 2013 г. Однако произошло это не только из-за повышения рублевых цен на оборудование на 30%, но и из-за милого сердцу клиента снижения тарифов, связанного с запуском в эксплуатацию спутников Ямал-401 (С- и Ku-диапазоны) и «Экспресс-АМ6» (С-, Ku- и Ка-диапазоны) и освоение Ка-диапазона. Поэтому прирост VSAT-терминалов (их было установлено в 2015 г. 86,5 тыс.) по кризисным временам получился очень неплохим - 11% против 15,2% в 2014 г. Причем самый динамичный рост показал сегмент домашних пользователей (на 31%), у которых было установлено 21 тыс. терминалов. При этом среднерыночная доля частников составила 24%, а в Ка-диапазоне им принадлежит 63% установленных VSAT-терминалов, правда их в стране пока очень мало - всего 2,2 тыс.

Все происходящие на рынке разнонаправленные процессы привели к тому, что комплект для спутникового интернет-доступа сейчас стоит в среднем 35 тыс. рублей, то есть, как iPhone, но потенциальные абоненты этого пока не осознали. КБ «Искра», чтобы еще больше сократить для абонентам стартовый взнос, предлагает VSAT-станции коллективного пользования, предназначенные для обслуживания 15 и более клиентов. По словам С. Пехтерева, главная проблема состоит в том, что проживающий в сельской местности потенциальный клиент продолжает считать, что спутниковый интернет это очень дорого, а чтобы убедить его в обратном необходима массированная обработка по телевизору. КБ «Искра» в 2015 г. провела рекламную компанию своего нового VSAT-сервиса «Стриж» на региональном ТВ, но ее результаты пока не озвучивает. С. Пехтерев считает, что телевизионная реклама имеет смысл, если счет потенциальных платежеспособных клиентов идет на миллионы или хотя бы на сотни тысяч, а при текущем объеме рынка и нынешнем уровне абонентской платы российские VSAT-операторы не могут себе позволить такие расходы на рекламу, но ситуация может измениться, если когда-нибудь в результате слияний и поглощений на нашем рынке образуется «мегаVSAT-оператор» с соответствующим рекламным мегабюджетом. Таким мегаоператором без всяких слияний и поглощений мог бы стать Триколор ТВ, имеющий почти 12-миллионную абонентскую базу, если бы он захотел выйти на VSAT-рынок, но он пока о таких намерениях не объявлял. Коммерческий директор КБ «Искра» Александр Сошенко полагает, что в нынешних условиях одними частными клиентами Ка-диапазон заполнить невозможно и неким драйвером для этого рынка может стать малый и даже совсем мелкий бизнес. Более крупным корпоративным пользователям Ка-диапазон не дает сколько-нибудь серьезных  экономических преимуществ, поскольку для них и в Ku-диапазоне нет ценового барьера. Зато для операторов, как выразился С. Пехтерев, Ка-диапазон имеет такой большой гандикап по технологическим преимуществам и цене перед Ku-диапазоном, что обратно в Ku-диапазон они уже не вернутся. Все понимают, что рынок очень перспективный, но его нужно «расшевелить», и операторы готовы над этим работать, даже если их «мегаколлега-конкурент» так и не появится.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!