Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 05-06 2016
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Евгения ВОЛЫНКИНА  14 июня 2016

Есть ли будущее у «Связи»?

Развод в выставочном альянсе «Связь-Экспокомм» никому не пошел на пользу.

Разделение некогда славной, широкой и любимой связистами маевки по имени «Связь-Экспокомм» на два выставочно-конференционных мероприятия больше ударило по Expo Comm (организатор E.J. Krause & Associates). В конце апреля новая выставка дебютно и немноголюдно обосновалась в Центре международной торговли: в одном небольшом зале – китайско-российская выставка, в зале побольше – конференция преимущественно телекоммуника­цион­ной направленности. В будущем году Expo Comm планирует переехать в «Крокус Экспо».

Надежды оставались на выставку «Связь», обретшую исконное название и сохранившую традиционное для последнего десятилетия место и время проведения – Экспоцентр на Красной Пресне, вторая декада мая. Надежды заключались в том, что главная связистская выставка обретет четкую связистскую направленность, утерянную за последние годы и смененную на инфраструктуру. Несмотря на мощную спутниковую операторскую составляющую (ГП «Космическая связь», «Интерспутник», Intelsat, НП «ГЛОНАСС») и участие Россвязи, назвать «Связь-2016» выставкой, представляющей лидеров телеком- и ИТ-индустрий и все возможности современных телекоммуникационных сервисов, сложно. А так хочется.

В отсутствие мировых лидеров производства сетевого и абонентского оборудования и крупных поставщиков услуг громче зазвучали имена, заметно подросли и посолиднели стенды производителей отечественного оборудования: пермского «Мориона», пермского же телефонного завода, Омского приборостроительного завода им. Н.Г. Козицкого, «Микрана», Zelax, «Натекса», «Эликс-Кабеля», СОКК и многих других.

Из 300 компаний-участников «Связи-2016» 200 – отечественные компании (не считая многочисленных стендов прессы). И около 90 – китайские (если считать вместе с Тайванем). Получилась российско-китайская экспозиция: китайские кварталы были внушительными по размеру (без участия Huawei и ZTE), но довольно безликими. А вот остальные полтора десятка стран-экспонентов были представлены единичными компаниями: по три – Германия и США, по две – Корея, Италия и Беларусь, по одной – Кипр, Франция, Финляндия, Нидерланды, Бельгия, Израиль, Сло­ве­ния, Канада…

При благожелательном взгляде экспозицию выставки «Связь-2016» можно охарактеризовать как продукт периода импорто- и вендорозамещения. Однако форум, имеющий претензию как минимум на национальный масштаб, должен бы найти ресурсы, чтобы этому масштабу соответствовать.

Развитие развивающихся

Ситуацию спасали небольшой круглый стол о спутниковом ШПД и Большой медиакоммуникационный форум вместе с форумом «Интернет + Медиа», «закрывшие» актуальные телеком-тренды, вызовы времени и объявленное в декабре прошлого года наступление интернета на экономику страны.

Бизнес-посыл разговора: телекоммуникации, медиа, интернет и софт умеют договориться о том, как наращивать свои рынки и число пользователей. Косвенным свидетельством того, что в этой среде умеют договариваться (порой с трудом, но часто с результатом), является развитое саморегулирование, выражающееся в наличии немалого числа общественных экспертных организаций: РОЦИТ, Институт развития интер­нета, РАЭК, Координационный центр национального домена сети интернет, Медиакоммуникационный союз, Ассоциация разработчиков программных продуктов. Они фактически являются посредниками между участниками пищевой цепочки в интернет-среде производства контента: медиахолдингами (150 млрд руб. в год), ситуацию в бизнесе которых один из его участников описывает как «жизнь – сложная штука»; операторами связи (1,7 трлн руб. в год) – «жить можно»; глобальными игроками (типа Facebook, Amazon, Netflix) – у них с их долларовыми миллиардами, по мнению наших экспертов, «жизнь великолепна».

На сегодня доля так называемого чистого интернета в ВВП страны – 2,4%, доля отраслей, связанных с интернет-экономикой, – 16%. Цель совместной деятельности, озвученная главой РАЭК Сергеем Плуготаренко:  превратить 16% в 100%, т.е. сделать интернет составляющей всей экономики страны. Цель в ближайшее время невыполнимая, но стремиться есть к чему.

Пожалуй, первой о взаимном проникновении с интернетом рапортует отрасль медиа. «Мы настолько сильно переплелись, что становимся родственниками», – говорит советник Президента России по развитию интернета Герман Клименко.  «Между интернетом и медиа можно ставить большой и жирный знак равенства», – подтверждает замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин и замечает, что «слухи о разногласиях между Минкомсвязи и советником президента по интернету сильно преувеличены». Новые качества медиа, обретаемые в сотрудничестве с Сетью, требуют новых определений этой конвергентной области деятельности. «Медиа – производство и дистрибуция профессионального контента, удовлетворяющего потребность людей в получении информации» – определение от А. Волина, где упор сделан на профессионализм создателей контента (не любители!), а также на то, что контент этот – товар, на который должен быть спрос. Конвергентная среда рождает конвергентную журналистику: создатель текстов, звукового и видеоряда теперь ориентируется в качестве конечного потребителя не только на человека, но и на девайсы (для каждого вида девайса – своя подача информации).

Изменение технологической основы закономерно привело к переделу рынка в среде медиа: digital-агентства «откусывают» куски пирога у агентств полного цикла. Замминистра А. Волин видит выход в том, чтобы традиционные агентства новостей развивали свою digital-составляющую: «Будущее за крупными игроками, консолидирующими отрасль. При этом интернет – та среда, которая позволяет появляться стартапам, новым игрокам. Но ситуация здесь не безнадежная, ее можно охарактеризовать как “развитие развивающихся, а не спасение утопающих”». «Будущее за крупными игроками, – подтверждает представитель бизнеса, гендиректор АО «Газпром-Медиа Холдинг» Дмитрий Чернышенко,  – и мы должны сами становиться крупнее. Надо производить свой контент, иначе наше место займут глобальные игроки со своим контентом. Природа не терпит пустоты». «Своему» контенту может и должно оказать поддержку государство: как известно, в работе законопроект, закрепляющий за региональными программами «21-ю кнопку», что позволит сохранить региональный контент в условиях трансграничной конкуренции цифрового ТВ.

Оператор, добро пожаловать в дом?

Непреложный тренд последних лет – мобилизация Сети. 15% российских интернет-пользователей выходят в Сеть только по мобильным каналам связи, трафик перетекает в мобильные сервисы. Из 150 минут в день, которые в среднем россиянин проводит в интернете, 110 минут приходится на мобильных пользователей, причем в потребительской корзине молодого интернет-пользователя начинает превалировать потребление контента перед сервисами непосредственной связи. Так, по свидетельству гендиректора «СТС медиа» Юлианы Слащевой, на ее канале состоялось более 1 млн 100 тыс. скачиваний приложения «Второй экран», который по большей части является мобильным.

В результате такого развития цена на мобильный доступ снизились в 2015 г. на 18%, до 281 руб. в месяц. А вот цена на фиксированный широкополосный доступ в прошлом году выросла на 11% и составила в среднем 404 руб. в месяц (по данным исследования «Яндекса»).

Причина известна: затрудненный доступ операторов связи в жилые дома. В настоящее время для использования общего имущества в многоквартирном доме необходимо наличие двух третей голосов от общего числа собственников. При наличии такого решения оператор связи заключает возмездный договор с управляющей компанией на размещение оборудования. Вот эти два обстоятельства – две трети голосов и платная основа входа оператора в дом – и должны быть отменены, считают поставщики услуг.

«Такие обстоятельства ведут к снижению конкуренции на рынке фиксированного доступа в интернет, повышению цен на этот вид доступа (в отличие от цен на мобильный интернет) и ограничению права абонента выбрать наиболее подходящего ему оператора», – говорит Андрей Рего, директор департамента управления регуляторными рисками МТС. По его данным, ежегодная плата операторов связи управляющим компаниям составляет 2,5 млрд руб., или 2% выручки от услуг ШПД. По оценкам МТС, такие суммы сопоставимы с инвестициями самой компании в телеком-инфраструктуру Алтайского или Ставропольского краев в 2013–2015 гг., а также с вложениями Tele2 в Прикамье в 2015–2019 гг.

Многолетней дискриминации опе­раторов скоро придет конец. Этому способствовали усилия игроков рынка, организаций саморегулирования и регулятора, поручение Президента России Минстрою, Минкомсвязи, Роскомнадзору и ФАС.

«В нынешних условиях абонент не может получить услуги, так как оператор не может получить доступ в дом у управляющей компании. В итоге размещение операторского оборудования происходит по нелегитимным схемам, – отметил замдиректора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Михаил Быковский в первый день работы Большого медиакоммуникационного форума. – В многоквартирный дом должны «войти» на безвозмездной основе столько операторов, сколько позволяет техническая возможность».

Начальник управления Феде­раль­ной антимонопольной службы Еле­на Заева  заявила в ходе выставки «Связь-2016», что полностью поддерживает позицию Минкомсвязи: «В антимонопольном законодательстве нет слов “недискриминационный доступ к объекту”, есть – на рынок. Это понятие надо рассматривать широко, т.е. как недискриминационный доступ к потребителю, и основываться на принципе сетевой нейтральности». Изменения в условиях доступа операторов в жилой фонд повлекут за собой коррективы в Жилищном кодексе, законах «О связи», «Об информации, ИТ и о защите информации» и других правовых актах.

Похоже, это был последний «удар» поставщиков услуг по общественному мнению. Как заявляют заинтересованные участники процесса, текст законопроекта о недискриминационном доступе в жилые многоквартирные дома согласован, в начале лета должен быть представлен в администрацию президента.

Наталия КИЙ

 

С в я з ь   в р е м е н

2016-й – год юбилея Павла Львовича Шеллинга, изобретателя первого в мире средства электросвязи – электромагнитного телеграфа. Среди стендов двух сотен отечественных производителей те­лекоммуникационного и инженерного оборудования выставки «Связь-2016» экспозиция «Телеграф “на брегах Невы”» была напоминанием компаниям, взявшим курс на импортозамещение, о том, что когда-то именно российские ученые и инженеры стояли у истоков глобальных телекоммуникаций и что теперь связь времен нужно как-то восстановить.

Взять, к примеру, развитие универсальной услуги связи по всем трем направлениям: таксофонной связи, пунктам коллективного доступа и в особенности строительства новых точек высокоскоростного доступа в интернет, которое ведет «Ростелеком» в рамках госконтракта с Россвязью по устранению цифрового неравенства. Ведь, как заявляли ответственные за реализацию мегапроекта представители национального оператора, типовое техническое решение точки высокоскоростного доступа имеет в своей основе не только оборудование, но и другие компоненты, те же оптические кабели, российского производства.

Как было заявлено в интерактивной презентации Россвязью итогов 2015 г., «несмотря на риски недофинансирования, проект реализуется в соответствии с ранее утвержденным графиком: до конца 2016 г. довести количество высокоскоростных точек беспроводного доступа, подключенных к сети ПАО «Ростелеком», с 1700 (на момент проведения совещания) до 2150».

На сегодняшний день, по словам Олега Духовницкого,  руководителя Россвязи, получено только 50–60% запланированного объема финансирования проекта. Федеральным агентством за 2015 г. в Резерв универсального обслуживания было собрано 13,7 млрд руб., в то время как из бюджета в обратном направлении было перечислено только 7,6 млрд руб. Николай Никифоров,  министр связи и массовых коммуникаций, предлагает изменить ситуацию: с помощью поправок в дейст­вующее законодательство добиться придания Резерву универсального обслуживания статуса обособленного фонда, по аналогии с Дорожным фондом. Соответствующий проект Минкомсвязь России готовится внести в Государственную Думу. «В случае, если такой закон будет принят, проблем с недоиспользованием средств фонда у нас не будет», – отметил Н. Никифоров. В руководстве отрасли считают, что таким образом, не сбавляя набранных темпов строительства, можно будет завершить проект и полностью ликвидировать цифровое неравенство в России, как и запланировано, в 2018 г.

Кстати, примерно на это же время намечено еще одно очень значимое для жителей небольших городов и сельских поселений событие : с 1 июля 2018 г. на всей территории страны перестанет работать аналоговое телевещание. В этом смысле и телеканалам, и интернет-вещателям важно понять, какую численность может иметь потенциальная аудитория цифрового эфирного ТВ, насколько их зрители осведомлены о грядущих переменах и готовы быстро к ним адаптироваться. С этой целью ассоциация «Индустриальный комитет по те­леизмерениям» планирует осенью 2016 г. провести исследование, охватывающее всю территорию России и позволяющее оценить готовность населения к отключению аналогового телевещания, а также масштабы предстоящей информационно-просветительской кампании, требующейся для ее повышения.

Интернетизация территории страны ведет к тому, что в аудиторию Рунета вливаются все новые и новые неопытные пользователи. По словам О. Духовницкого, при подключении к инфраструктуре «Ростелекома» того или иного населенного пункта обязательно проводится встреча с жителями, которым объясняется, какими возможностями бесплатного и платного потребления ресурсов интернета они теперь располагают. Но понятно, что задача с самого начала приучить новых пользователей обращаться к легальным ресурсам, а, может быть, даже платить за контент, на таких мероприятиях не решается.

Для ее решения нужны совместные действия разных игроков индустрии телеком- и медиа против пиратов. Ассоциация «Интернет-видео» уже выработала ряд инициатив, рассказал ее генеральный директор Алексей Бырдин. Это лишение пиратских сайтов доходов от рекламы и пользовательских платежей, принятие закона о «зеркалах», позволяющего быстро блокировать любые попытки реинкарнации пиратских сайтов, зачистка поисковой выдачи и реализация права правообладателей на удаление ссылок на ресурсы с нелегальным контентом.

Лишенные возможности привлекать новых пользователей, пираты будут вынуждены уходить все дальше «в тень», а растущая в результате ликвидации цифрового неравенства интернет-аудитория – стать платящей или смотрящей рекламу – и законопослушной.

Александра КРЫЛОВА

 

О т   O n e W e b   д о   2 8   н а н о м е т р о в

Масштабы в космической отрасли варьируются от околоземных орбит всех высот и конфигураций до микрочипов, а проблемы везде немелкие.

К выставке «Связь-2016» ФГУП «Космическая связь» приурочило объявление о запуске в эксплуатацию в мае 2016 г. западного сегмента системы предоставления ШПД в Ка-диапазоне частот через спутник «Экспресс-АМ6». Таким образом, Ка-диапазон становится реальностью и в европейской части России, и на Урале (на Дальнем Востоке и в Сибири Ка-интернет от спутника «Экспресс-АМ5» работает с апреля 2015 г.). В тот же день спутник «Экспресс-АМ6» был «задействован» на девятом чемпионате по скоростному монтажу VSAT, который впервые прошел на территории выставки «Связь-2016». Все участники чемпионата из разных городов России и Украины впервые работали с этим спутником и более компактными антеннами для Ка-диапазона. Навести VSAT-терминал на «АМ6» с первой попытки удалось не всем, и организаторы даже вынуждены были увеличить контрольное время, поэтому старый рекорд по скоростному монтажу VSAT – 7 мин 13 с – устоял (в этом году лучшее время было 8 мин 27 с). Но скоро участникам чемпионата предстоит закрепить навыки работы с новым спутником в условиях взаимодействия с клиентами: ШПД в экономичном для операторов и клиентов Ка-диапазоне интересуются и частные, и корпоративные пользователи.

Еще более экономичным технологиям был посвящен круглый стол «Развитие спутникового широкополосного доступа в интернет в Рос­сии и в мире», состоявшийся в рамках выставки «Связь-2016». Самые громкие имена в сегменте мирового спутникового интернета – это оператор O3B (12 спутников на средних околоземных орбитах, Ка-диапазон) и стартап OneWeb, планирующий запустить на низкие околоземные орбиты 900 спутников, работающих в Ku-диапазоне. Одним из инвесторов последнего является компания Intelsat. Как рассказал директор по развитию биз­неса Intelsat Эдвард Бергер, удов­летворить запросы потребителей какой-либо одной технологией уже нельзя и потому компания, несмотря на наличие самой большой группировки геостационарных спутников, намерена использовать и низ­коорбитальные спутники OneWeb, чтобы предоставить своим клиентам комплексные решения, использующие функциональные возможности разных орбит.

В России разработкой системы среднеорбитальных спутников занимаются компании DC Orbital и «Информационные спутниковые сис­темы» им. М.Ф. Решетнева. По словам гендиректора DC Orbital Виктора Донианца,  система SKY-F из пяти спутников будет работать в Ка-диапазоне частот, по своим экономическим параметрам она не уступает группировке O3B и OneWeb (ее расчетная стоимость – $214 млн), общая пропускная способность – 60 Гбит/с, в зоне покрытия – вся территория России и все спутники можно будет вывести на орбиту одной ракетой «Союз». Единственный недостаток SKY-F – отсутствие глобального покрытия. Но если скооперироваться с системой OneWeb (системы технически совместимы), которая также имеет дыры в покрытии, то вместе можно будет накрыть весь земной шар. Уже получено разрешение ГКРЧ на частоты на территории России и запущена процедура координации частот с международными операторами.

Спутниковый спектр выставки «Связь-2016» заметно расширил 10-й Международный навигационный форум. Почти 30 лет строилась навигационная система ГЛОНАСС, и в декабре 2015 г. долгострой был официально завершен. Однако за этот срок страна так и не наладила массового производства абонентского оборудования для приема ее сигнала. По словам первого заместителя гендиректора «НИИМА «Про­гресс» Игоря Корнеева,  отечественная навигационная аппаратура в массовом сегменте занимает лишь 7% рынка, хотя оборудование, способное конкурировать с импортным по техническим характеристикам и габаритам, у нас есть. Мировые производители продают чипы для пользовательского оборудования по ценам, едва превышающим себестоимость, и зарабатывают на тиражах в сотни миллионов штук. У наших производителей себестоимость чипа получается как минимум на $2,5–3 выше, поскольку им доступна технологическая норма 65 нм, тогда как весь мир уже перешел на 28–40 нм.

В Минпромторг уже отправлены предложения по государственной поддержке отечественных производителей, но она, как считает И. Корнеев, будет реальной только в том случае, если по качеству отечественные навигационные приемники не будут уступать импортным, а по цене будут дороже не более чем на $1–2 (самый дешевый российский модуль «ГеоС-3» имеет себестоимость $7–7,5, у модуля NV08C от КБ «НАВИС» она вообще достигает $30–40, а у зарубежных конкурентов – $4–5). Запрашиваемые меры поддержки можно назвать стандартными: обеспечить инвестиции для разработки навигационных приемников по технологии не хуже 40 нм с целевой ценой СБИС не выше $1,2–1,4, гарантировать приоритет российской продукции при закупках для системы ЭРА-ГЛОНАСС, государственных и муниципальных нужд. И. Корнеев считает, что без срочного принятия упомянутых мер российский рынок навигационных модулей в 2018 г. будет полностью занят импортной продукцией.

Осталось запастись оптимизмом, дождаться ответа Минпромторга и реальных действий.

Евгения ВОЛЫНКИНА

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!