Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2016
Александра КРЫЛОВА  Евгения ВОЛЫНКИНА  14 июня 2016

Перетягивание интернет-одеяла

Стремление государства порулить интернетом мы видим во многих странах мира. Там, где сильны позиции бизнеса, экспертного и гражданского сообществ, эти поползновения удается вписать в цивилизованные рамки. Ну а наш государственный «слон» пока только учится маневрировать в лабиринтах интернет-бизнеса.

З а   п р о д о л ж е н и е   д и а л о г а

Н. Никифоров за создание в России «подключенной среды»

На площадке форума РИФ + КИБ, отметившего в этом году свое 20-летие, стороны в очередной раз сверили часы, стрелки которых указывают в направлении развития Рунета. На протяжении нескольких последних лет государство играет роль макроинвестора в развитие инфраструктуры высокоскоростного доступа в интернет. Об этом напомнил Николай Никифоров,  министр связи и массовых коммуникаций России. Государство финансирует программу устранения цифрового неравенства, предусматривающую строительство ВОЛС до удаленных населенных пунктов и не имеющую аналогов по охвату. Направляет средства на запуск космических аппаратов, без которых невозможно пользоваться интернетом в отдельных регионах страны. Кроме того, оно принимает решение о распределении частот для сетей мобильного широкополосного доступа и заботится о том, чтобы услуги на их основе были доступны жителям всех без исключения субъектов РФ. Иными словами, в том, что проникновение интернета в нашей стране по всем федеральным округам превысило 60% и половина сельских жителей являются интернет-пользователями, есть заслуга государства.

С 2013 г., на который, по словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко,  пришелся бум неожиданных и жестких законов «об интернете», интернет-индустрия научилась пользоваться механизмами корректировки предлагаемых поправок, а законодательная власть – прислушиваться к мнению экспертов отрасли и просчитывать экономические последствия. Результат – уменьшение доли резко отрицательных и отрицательных оценок профессионалами законодательных инициатив в области регулирования интернета до 50%. Положительными их считают 21% представителей экспертного сообщества РАЭК, нейтральными – 19%, неоднозначными – 10%.

Да и среди законодателей, вовлеченных во взаимодействие с интернет-индустрией, сложилось понимание, что путь адаптации нормативной правовой базы к цифровизации всех сторон жизни государства, бизнеса и общества – правильный и ведет к принятию лучших законов. Об этом на открытии РИФ + КИБ 2016 заявил Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи и председатель правления РОЦИТ.

В 2015 г. году РОЦИТ в партнерстве с рядом исследовательских компаний рассчитал и представил «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации», который оказался не очень высоким – 4,79 баллов по 10-балльной шкале, и начал работу над его повышением. На РИФе исполнительный директор РОЦИТ Сергей Гребенников  и министр печати и информации Республики Дагестан Азнаур Аджиев подписали стратегическое соглашение. В его рамках в этом многонациональном регионе, где соотношение субиндексов (компетенций, потребления и безопасности) ниже среднего по России, запланирован целый ряд мероприятий для повышения цифровой грамотности разных категорий жителей, начиная с молодежи и заканчивая пожилыми людьми. Еще одна важная миссия РОЦИТ – поддержка «горячей линии», принимающей жалобы пользователей, пострадавших в Рунете от противоправных действий.

Если законодательные инициативы в сфере регулирования интернета становятся все более осмысленными и предметными, то в области выявления и наказания киберпреступников действующие нормативные правовые акты нуждаются в совершенствовании. Между тем, как показало совместное исследование Group-IB, ФРИИ и Microsoft, потери от действий киберпреступников в 2015 г. были сопоставимы с половиной расходов бюджета РФ на здравоохранение и превысили 200 млрд руб. Прямой финансовый ущерб бизнесу исследователи оценили в 123,5 млрд руб., а затраты компаний на ликвидацию последствий киберинцидентов – в 79,8 млрд руб.

Для изменения ситуации, считает Ульяна Зинина,  директор по корпоративным вопросам Microsoft и отраслевой эксперт, требуется целый ряд изменений в законодательстве. В нем необходимо закрепить требование к компаниям, подвергнувшимся кибератаке, информировать регулятора об имевшем место инциденте, его характере и понесенном ущербе. Кроме того, нужно усовершенствовать процедуры поиска виновных, сбора доказательств, оформления их в суде. Для решения этой задачи требуется расширение государственно-частного партнерства, в котором бизнес, обладающий знаниями интернет-технологий, может стать доверенным партнером ведущих расследование органов. А общественные организации – фиксировать обращения интернет-пользователей, ставших жертвами киберпреступников, и связывать их с правоохранителями.

Иными словами, «горячих» тем, чувствительных для российской экономики, у государства и интернет-бизнеса еще немало.

Александра КРЫЛОВА


1 0   л е т   m u l t i s t a k e h o l d e r i s m ' а

В. Кляйнвахтер: «У интернета нет национальных государственных границ, поэтому политика управления им должна быть инновационной»

Седьмой российский форум по управлению интернетом RIGF-2016 по традиции был приурочен к очередной годовщине национального домена .RU. Теперь ему уже 22 года. Как минимум половину из них российский интернет жил и развивался без пристального надзора государства. И очень неплохо себя при этом чувствовал. Но вмешательство государства – это общемировой тренд. Собственно говоря, из-за вмешательства государств в дела интернета и появилась с 2006 г. традиция проведения всемирных форумов по управлению интернетом Internet Governance Forum (IGF) и их локальных версий, в том числе и в России (первый российский IGF был приурочен к запуску кириллического домена .РФ в 2010 г.).

Ну а традицией RIGF с некоторых пор стало награждение «орденом за заслуги перед интернетом» деятелей, внесших большой вклад в становление и развитие глобальной Сети. На этот раз орденоносцем стал Вольфганг Кляйнвахтер, почетный профессор интернет-политики и регулирования кафедры СМИ и информационных исследований Орхусского университета (Дания). Именно он стоял у истоков так называемого multistakeholderism'а, который довольно громоздко переводится на русский язык как «участие многих заинтересованных сторон» в управлении интернетом.

Как рассказал В. Кляйнвахтер, рабочая группа по управлению интернетом была создана в 2004 г. по инициативе тогдашнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана. В группу вошли представители правительств разных государств, гражданских сообществ, бизнеса и технические эксперты. Задачей этой рабочей группы была выработка политики, позволяющей управлять интернетом с новых позиций. Основной вопрос состоял не в определении того, к т о будет управлять интернетом, а в определении того, к а к будет управляться интернет. Дело оказалось небыстрым, и только через два года группа представила свой отчет, где был сделан вывод о том, что интернетом должны управлять все заинтересованные в развитии этой сети стороны – технические эксперты, представители бизнеса, гражданского и научного обществ, представители всех государств (все это многообразие и описывается термином multistakeholderism). Причем основная идея заключалась в том, что интернет не должен регулироваться сверху вниз, т.е. не должно быть ни одного лица или центра, принимающего все решения. Управление должно осуществляться за счет взаимодействия друг с другом всех заинтересованных сторон. Этот принцип в известной степени повторил архитектуру самой сети интернет, имеющей распределенную структуру без единого управляющего центра.

Разработчики идеи multistakeholderism'а прекрасно отдавали себе отчет в том, что принятие решений с учетом мнений столь многих участников требует немало времени и усилий от каждого участника и что Форум по управлению интернетом IGF – это не орган, принимающий решения, а площадка для обсуждения идей и мнений. Со стороны форум может показаться просто говорильней. Тем не менее эта концепция работает, состоялось уже десять IGF. И если в начале правительства целого ряда стран высказывали массу претензий по поводу того, что «интернет управляется американцами», то сейчас мы пришли к тому, что скоро ICANN даже формально перестанет отчитываться перед Министерством торговли США.

Кстати, форумы по управлению интернетом, и в частности их российская версия, немало способствовали просвещению чиновников и прочих представителей государства. Они хоть и продолжают твердить об укреплении безопасности интернета и ограничениях на распространение информации в Сети, но уже не говорят о «красной кнопке», с помощью которой, мол, можно выключить интернет в мировом масштабе или в отдельно взятой стране.

Список проблем, стоящих перед интернетом, очень длинный: по словам В. Кляйнвахтера, он насчитывает порядка 685 позиций. То есть в обозримом будущем ожидать их решения при условии всестороннего рассмотрения с участием всех заинтересованных сторон не приходится. А за время обсуждения неизбежно появятся новые проблемы, хотя некоторые, наверное, отпадут сами собой. Но сторонников multistakeholderism'а это не смущает: во время RIGF-2016 многими спикерами высказывалась одна и та же мысль – простых решений сложных проблем не бывает. И если решение будет принято без учета мнения всех заинтересованных сторон, то оно не будет устойчивым и в итоге не будет выполняться. Правда, пока эта мысль дойдет до наших сочинителей законов, пройдет еще немало времени, но надежда на эту «доходчивость» есть – ведь про «красную кнопку» они уже не вспоминают, по крайней мере публично.

Евгения ВОЛЫНКИНА 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!