Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2016
Григорий СИЗОНЕНКО  14 июня 2016

Три мифа импортозамещения

Если мы хотим реального импортозамещения, необходимо как можно скорее освободиться от сложившихся на российском рынке мифов, которые могут сильно затормозить и усложнить переход на свободное или отечественное проприетарное ПО.

Григорий СИЗОНЕНКО, генеральный директор, ИВК

Первый такой миф – убежденность заказчиков, что продукты, разработанные на основе свободного программного обеспечения, должны быть бесплатными или совсем не дорогими. Да, код бесплатен, но за каждым серьезным программным продуктом стоит большой постоянный труд. К пониманию этого заказчики из органов власти и компаний с госучастием сами не придут. Это относится и к другим мифам об СПО. Поэтому на повестку дня встает разъяснительная работа с этой категорией потребителей. И она должна иметь государственный масштаб.

Второе заблуждение, распространенное среди гос­заказчиков, заключается в том, что сборка программных продуктов open source в работающие ИТ-решения – дело простое, вполне посильное для внутренней ИТ-команды. И что для решения своих задач с помощью отечественного ПО организации достаточно выбрать его из реестра, приобрести, установить – и все заработает.

Между тем совместимость широкой номенклатуры СПО и продуктов из реестра отечественного ПО, взятых в различных сочетаниях, погруженных в реальную ИТ-среду и независимо развивающихся в соответствии со своими жизненными циклами, – это проблема, ожидающая своего решения. Разработчики могут и должны ответить на нее созданием технологических платформ различного назначения. Но здесь исключительно важна и роль регулятора, который должен взять на себя управление процессом, в результате которого программные продукты, находящиеся в реестре, станут в высокой степени совместимы друг с другом.

Также уже сейчас надо думать о формировании инфраструктуры поддержки заказчиков из госкомпаний и органов власти, внедряющих СПО и проприетарные отечественные решения. Деятельность этих организаций не должна пострадать, а их риски возрасти. Тут регулятору предстоит стимулировать развитие рынка профессиональных ИТ-услуг по качественному внедрению и сопровождению таких систем.

Пока не будут разрешены все эти проблемы, заказчики, стремясь соответствовать требованиям нормативной базы и приобретая программные продукты с использованием открытого кода или отечественного ПО, неизбежно столкнутся с разочарованием. И оно фактически дискредитирует программу импортозамещения.

Третий миф – это соответствие нашего ИТ-образования курсу на технологическую независимость. До сих пор оно с детского сада и до студенческой скамьи готовит из подрастающего поколения только пользователей зарубежного программного обеспечения, но не разработчиков современных ИТ. По сути, на протяжении многих лет государство готовит убежденных противников импортозамещения и продолжает заниматься этим и сегодня, несмотря на взятый новый курс.

В результате мы с трудом находим специалистов, способных создавать не приложения на базе чужих технологий, а собственные информационные технологии инфраструктурного уровня. Персонально работаем с лучшими студентами вузов, со второго-третьего курса втягиваем их в совместные проекты, оцениваем их потенциальные возможности, отбираем тех, кто способен сложные задачи решать по-своему. Но в масштабах всего рынка этого совершенно недостаточно.

Я считаю, что государство в лице Минкомсвязи и Минобрнауки должно задуматься о внесении уже с 1 сентября текущего года таких изменений в действующие образовательные стандарты, которые пере­ориентировали бы учебные заведения на подготовку специалистов в области свободного программного обеспечения. Тогда через пять-десять лет появится первая волна специалистов, из которых вырастет поколение разработчиков современных отечественных технологий. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!