Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 7 2007
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  01 июля 2007

ГЛОНАСС на языке рынка

За последние несколько месяцев время, в котором обращается ГЛОНАСС, похоже, ускорило свой бег: раньше столько событий приходилось на годы. В апреле – Международный форум по спутниковой навигации; в мае – Указ Президента РФ «Об использовании ГЛОНАСС в интересах социально экономического развития РФ», гарантирующий доступ к гражданским навигационным сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений, а буквально через неделю – совет главных конструкторов предприятий-участников проекта ГЛОНАСС; в июне – выездное совещание ВПК при Правительстве РФ в РНИИ КП с участием первого зам. председателя Правительства РФ С.Б. Иванова.

Время рутинной работы

ГЛОНАСС, по словам зам. руководителя Роскосмоса Ю.И. Носенко, – на этапе развертывания, и основная его особенность – системный подход. Это касается восполнения и поддержания орбитальной группировки (ОГ), повышения надежности бортовых систем космического аппарата «ГЛОНАСС-М» и создания нового КА «ГЛОНАСС-К», развития наземного комплекса управления, создания Федеральной системы дифференциальной коррекции и мониторинга, производства доступной массовой навигационной аппаратуры потребителя (НАП), развития рынка навигационных услуг, реализации проектов использования ГЛОНАСС в разных секторах экономики.

Важной составляющей системного подхода является коммерциализация основных компонентов ГЛОНАСС, которая предполагает в том числе экспортную ориентацию. Однако надо учитывать, предупреждает зам. гендиректора РНИИ КП А.Е. Буравин, что мы выходим на рынок, где есть монополист – GPS. Первый спутник в рамках программы Минобороны США NavStar был запущен в 1977 г., в коммерческую эксплуатацию поступил в 1989 г. Всего в создание GPS вложено -15 млрд. На подходе третья ГНСС: европейский проект Galileo (30 КА по плану) реализуется по модели частно-государственного партнерства (в него вложены не только бюджетные средства европейских стран, но и коммерческих организаций – пока 4 млрд евро), поэтому из пяти предоставляемых этой ГНСС услуг большая часть будет, в отличие от GPS и ГЛОНАСС, платными. Из-за финансовых трудностей полномасштабный запуск орбитальной группировки Galileo переноситсяс 2008 г. на 2012–2014 гг. (тестовые спутники уже на орбите). Китай скорректировал свои первоначальные планы создания локальной навигационной системы (4 спутника на геостационарной орбите) и сегодня строит ГНСС Compass (30 спутников). Всего у ГЛОНАСС около десятка партнеров-конкурентов в перспективе. Сегодня группировка отечественной системы, действующей с разной степенью активности уже четверть века, состоит из 11 КА; для покрытия всей территории России надо 18 – это запланировано на конец текущего года, для покрытия всей Земли требуется 24 КА – это задача 2009 г. Однако преимущество во времени сокращается.

Хватит быть на хвосте

Мировой рынок спутниковых навигационных приемников, по данным Industrial Economics & Knowledge Center, самый динамичный: в 2006 г. он вырос на 41%. В России по итогам 2005 г., сообщает Mobile Research Group, было продано спутниковых навигаторов на -8 млн, а в 2006 г. – уже на -50 млн. Сегодня для регулируемого гражданского рынка требуется около 1 млн комплектов НАП, для нерегулируемого – 5–7 млн.

Профессиональную аппаратуру ГЛОНАСС/GPS выпускают около десятка фирм. Что касается массовой НАП, то первые отечественные ГЛОНАСС-приемники появятся в конце текущего года. Причем, по словам гендиректора РИРВ С.Б. Писарева, они должны быть лучше GPS-аналогов: «Хватит быть на хвосте. Коммерческое использование, а значит, конкурентоспособность, существенно повышается в случае двухсистемного варианта». Совместное использование нескольких систем улучшает надежность при работе в условиях высотной застройки, точность определения и другие характеристики. Сегодня точность определения местоположения с использованием GPS составляет 1 м, ГЛОНАСС – несколько десятков метров, но в 2008 г. эти показатели будут сопоставимы. А сопряжение функциональных дополнений российской ГЛОНАСС с американской GPS даст сантиметровую точность. Что касается соотношения цена/качество отечественных приемников, то С.Б. Иванов пообещал, что стоимость отечественного персонального приемника ГЛОНАСС/GPS/Galileo будет сопоставима с зарубежными аналогами – от -100 до -400.

Что касается рынка услуг спутниковой навигации, то здесь оценки корректируются постоянно. По словам гендиректора РНИИ КП, генерального конструктора ГЛОНАСС Ю.М. Урличича, если в 2005 г. объем мирового рынка услуг систем глобального позиционирования составил 30 млрд евро, то предварительный прогноз роста к 2011 г. в четыре раза уже не актуален. Устройства навигации должны поддерживать не только базовые услуги определения местоположения, но и комплексные: игры, взимание платежей, страхование, обеспечение автобезопасности и т.д. Их развитие идет на стыке спутниковых технологий и Интернета; конвергенция навигации с инфокоммуникациями сулитрост доходов от услуг с добавленной стоимостью, но рыночные перспективы комбинации сотовых телефонов с чипами ГЛОНАСС/GPS оцениваются неоднозначно.

Нам еще далеко до Японии с ее 100%-ным покрытием 3Dкартографией. Хотя перед Роскартографией и поставлена задача «в трехмесячный срок определить порядок и условия использования информационных ресурсов, необходимых для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей», нормальные навигационные карты сегодня есть только у Москвы и С.-Петербурга.

Работа ведется не только на ближайшую перспективу – с 2012 г., когда истечет срок действия сегодняшней ФЦП, ее заменит ФЦП по развитию ГЛОНАСС, рассчитанная на период до 2020 г. Правительство должно утвердить ее до 31 декабря 2011 г.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!