Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2016
Борис ЛАСТОВИЧ  14 июня 2016

Импортозамещение без политики

Импортозамещение в секторе электросвязи и информационных технологий, судя по открытым данным, не является целенаправленной политикой государства, а следовательно, вряд ли станет существенным стимулом развития бизнеса. 

Борис ЛАСТОВИЧ, эксперт МАС

Сегодня ни одна страна в мире не может обеспечить себя всем ассортиментом необходимых товаров, организовать выполнение научных исследований и конструкторских разработок по всем направлениям развития. Да это и не нужно при наличии на внешнем рынке дешевых высококачественных товаров. Международное разделение труда – один из основных трендов современного мирового развития. Даже первая экономика мира, США, по оценкам экспертов, на 40% зависит от мировых рынков.

Политика государства должна заключаться не в абстрактном «импортозамещении» всего и сразу, а в планомерном налаживании отечественного производства ограниченного возможностями экономики ассортимента необходимых, конкурентоспособных и востребованных на внешних рынках товаров, в создании условий для развития бизнеса выпускающих такие продукты предприятий.

Наглядный пример тому – Индия, мировой лидер по объему экспорта ИТ-продукции, доминирующая на глобальном рынке ИТ-аутсорсинга. Начало этому доминированию было положено еще в 1970 г., когда была принята первая государственная программа, обеспечившая максимально выгодные условия для национальных компаний-разработчиков. Для них предусматривались субсидии на развертывание экспортно-ориентированного производства, льготное кредитование, снижение таможенных ставок на ввоз оборудования и т.п. Государством были созданы индустриальные зоны с готовой инфраструктурой, введены льготы по налогообложению и гарантии для бизнеса. Формировались кадровые ресурсы – индийские специалисты направлялись на работу в зарубежные компании. К началу 90-х была принята новая госпрограмма, которая рассматривала данный сектор уже в качестве ключевого направления развития национальной экономики.

Аналогичным путем пошел Китай, где государство уже четверть века поддерживает выпуск высокотехнологичной, ориентированной на экспорт продукции, включая оборудование связи. Еще раньше схожую политику стали проводить Япония и Южная Корея.

Планы есть, реальных мер недостаточно

В прошедшем году Минпромторг России своими приказами утвердил 20 отраслевых программ (планов) мероприятий по импортозамещению в 2200 технологических направлениях, представляющих собою перечни промышленных изделий и программных продуктов, которые кто-то счел целесообразным заменить отечественными. В одном только плане по радиоэлектронной промышленности, куда относится и производство оборудования телекоммуникаций, содержится 534 позиции изделий разных технологических направлений.

Однако масштабы «мер по стимулированию» их производства явно не соответствуют планам. В частности, фонду развития промышленности, координатору процесса импортозамещения, на финансирование всех отраслей и направлений выделяется 20 млрд руб., тогда как к началу текущего года (под планы Минпромторга) заявок поступило на 440 млрд руб.

Труднопроизносимое слово «импортозамещение» представляется мне лишь сиюминутным слоганом, придуманным чиновниками к текущему моменту. Сродни приснопамятной «конверсии ВПК», результаты которой свелись к выпуску кастрюль на оборонных заводах. Но важно еще раз отметить, что реальный смысл этого слова заключается в необходимости давно декларируемого развития отечественного высокотехнологичного производства, создающего рабочие места, умножающего ВВП страны и снижающего зависимость России от сырьевого рынка.

Где и какой «импорт» нужно замещать

Поскольку электросвязь вот уже 150 лет является частью инфраструктуры страны, призванной, помимо прочего, обеспечивать безопасность государства и его граждан, то, помимо политических и экономических аспектов, важным побудительным мотивом применения отечественного оборудования являются постоянно растущие риски и угрозы безопасности коммуникаций и передаваемых данных. Особую актуальность приобретает обеспечение суверенности единой сети электросвязи России по отношению к работающим поверх нее управляемым извне глобальным сетям и системам.

С точки зрения ИТ вопросы импортозамещения при работе с информацией на всех этапах ее жизненного цикла актуальны ввиду рисков аппаратных и программных закладок. Основная проблема здесь – отсутствие равноценной альтернативы зарубежным системам управления базами данных, другим сложным системам хранения и обработки информации. К примеру, в телекоммуникациях традиционно используются высокопроизводительные и надежные СУБД Oracle, Sybase, Сache, в которых воплощены результаты многолетних и дорогостоящих исследований и разработок ведущих корпораций мира. Рассчитывать на масштабное появление у нас аналогичных разработок и систем, а следовательно, импортозамещения пока не приходится.

Важно отметить, что в части телекоммуникаций в рассматриваемом аспекте речь может идти только о единой сети электросвязи страны последующего поколения.

Однако сегодня дают о себе знать последствия развития новых сетей и услуг в условиях преимущественно рыночного регулирования. Начиная с 90-х гг. современные сети быстро росли в коммерческих интересах владельцев, с применением зарубежных сетевых решений, оборудования и программных продуктов в критически важных точках и без должного учета необходимости формирования современной ИКТ-инфраструктуры государства.

Сети операторов «большой тройки» (как с подвижным, так и фиксированным доступом) полностью построены на иностранных решениях и оборудовании. У «Ростелекома» этот показатель в целом несколько ниже, вероятно, из-за наличия устаревшего оборудования. Возможно ли здесь импортозамещение? На существующих сетях и в обозримой перспективе – нет. Это сети частных компаний со сложившимся бизнесом, стабильными сетевыми решениями и постоянными вендорами. Зачем им что-то менять?

Вряд ли получится замещение и у малого бизнеса с его 7% рынка – по экономическим причинам.

Остается реконструкция существующих и создание новых сетей для обеспечения пропуска лавинообразно растущего трафика и формирования единой сети электросвязи страны с учетом требований к созданию ИКТ-инфраструктуры в интересах устойчивого развития.

Рано или поздно этим придется заниматься, потому что широкополосные частные сети вне зависимости от способа организации последней мили изначально не были подчинены общим требованиям формирования перспективной сети связи общего пользования, таким как связность, безопасность, защищенность от внешних воздействий, управляемость в условиях ЧС и выполнение других общесетевых функций.

Импортозамещение преждевременно?

К сожалению пока неизвестно, какие сетевые решения, технологии, оборудование и ПО и в каких объемах потребуются для создания национальной сети связи следующего поколения.

Такие сети по определению нейтральны по отношению к применяемым технологиям. Однако принципы формирования на их базе единой сети электросвязи России должны быть четко регламентированы, преду­сматривая, в числе прочего, выполнение всеми операторами требований инфраструктурного характера, единых условий, необходимых для осуществления общесетевых функций.

Принятию решений по импортозамещению при формировании современной ИКТ-инфраструктуры Российской Федерации должно предшествовать четкое определение регулятором и утверждение на уровне правительства основных концептуальных положений развития на длительную перспективу, включающих требования к единой сети, ее архитектуре и принципам построения, перспективным технологиям и их аппаратно-программной базе. На основе этих установлений и должны быть определены ключевые точки, где целесообразно применение отечественного оборудования по критериям максимальной устойчивости, защищенности и безопасности.

Но инфраструктурные требования пока не установлены, концептуальные решения не выработаны. Так что и здесь импортозамещение откладывается на неопределенный срок. Исключением могут стать специальные сети, где замещение может быть профинансировано без учета экономических и иных общесетевых факторов.

К счастью, не все так плохо

Как свидетельствуют материалы общественных обсуждений, проводимых Международной академией связи, Россия располагает определенным заделом и ресурсами для производства высокотехнологичного телеком-оборудования и программных продуктов для ИКТ. В разных регионах страны работают производства, которые могут выпускать сложную современную телекоммуникационную электронику, радио- и телепередатчики, налажено удовлетворяющее потребности страны производство волоконно-оптических кабелей. Имеются собственные системные решения, разработки и программные продукты.

В нашем случае речь идет об инфраструктуре, следовательно, импортозамещение требует увязки с конечными целями использования этой инфраструктуры во всех сферах жизнедеятельности страны, и потому только за счет частного капитала и при чисто рыночном регулировании реализовано оно быть не может.

Как показывает опыт многих стран, от США до Австралии, оправдавшим себя способом решения этих проблем является частно-государственное партнерство по реализации целевых программ строительства широкополосных сетей.

Примером успешной организации такого партнерства на наших сетях может служить разворачивание массового производства отечественного оборудования и строительства сетей в рамках государственной программы развития цифрового телерадиовещания в России. Думаю, что с таким же успехом можно выпускать отечественные индивидуальные станции спутникового широкополосного доступа в Ка-диапазоне для труднодоступных регионов и многое другое. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: