Rambler's Top100
Статьи
20 июня 2016

Стартапы строят «умные» дома и города

Рынок интернета вещей еще складывается, тем не менее в этой области уже существуют истории успеха, главными действующими лицами которых являются российские стартапы.

В 2009 году, когда компания «Элдис» начинала работу над проектом облачной платформы для дистанционного сбора и анализа показаний приборов учета (теплосчетчики, счетчики холодной и горячей воды, электричества, газа и сточных вод), а также их мониторинга, термин «интернет вещей» не использовался так широко и так часто, как сегодня. Так что идея сервиса масштаба «умного города» – предоставить всем участникам рынка энергоснабжения страны, поставщикам и потребителям энергоресурсов, доступ к данным со счетчиков по сети интернет – была сама по тем временам инновационной. При этом, по словам Романа Власова, генерального директора компании «Элдис», реализуя ее, разработчики стремились к тому, чтобы, во-первых, чтобы обратиться к системе было просто, а во-вторых, чтобы можно было сделать с любых устройств.

Возможности облачных технологий для интернета вещей задействовала в своем проекте и еще одна инновационная команда – компания Ivideon, разработавшая систему видеонаблюдения, позволяющую получать на смартфон изображение с установленных в помещении видеокамер. Благодаря интеграции с платформой IFTTT систему можно использовать для управления «умным домом». Подключив к ней свои домашние устройства, можно дистанционно «наблюдать» за ними при помощи сервиса Ivideon.

Обе компании выбрали в качестве поля для деятельности рынки с высоким потенциалом. Рынок программно-аппаратных систем коммерческого учета энергоресурсов в РФ, по оценкам компании «Элдис», составляет около 8-12 млрд руб. в год. В Европейском союзе его объем прогнозировался  на 2015 год в размере  6,5 млрд евро. Мировой рынок систем видеонаблюдения, по данным издания A&S Magazine, в 2015 году достиг уровня $42,1 млрд, при это он растет примерно на 17% в год.  В России по итогам 2015 г. объем рынка видеонаблюдения составил около $300 млн.

Пользователи сервиса «Элдис» – поставщики и потребители энергоресурсов. При этом страновая специфика заключается в нюансах национальной законодательной базы, в необходимости интеграции с приборами учета незнакомых производителей и в особенностях климата. Тем не менее, сегодня компания ориентируется  на работу в России. Здесь информационно-измерительной системой ее разработки пользуется уже более 1000 организаций в 44 регионах. Среди них ресурсо-снабжающие организации; управляющие компании жилого и нежилого фонда; территориально распределенные компании: банки, ритейл; сервисные компании – те, кто занимается обслуживанием приборов учета, а также  провайдеры связи; конечные потребители энергоресурсов – школы, больницы, промышленные предприятия; муниципальные администрации разных уровней.

Другой стратегии придерживается Ivideon. Сейчас у сервиса  Ivideon 1 млн 300 тысяч клиентов по всему миру. В основном это обычные люди, которые, находясь на работе, наблюдают за тем, что происходит у них дома, как ведут себя дети, как себя чувствуют пожилые родители. Системы видеонаблюдения  Ivideon сейчас широко используются для наблюдения за дворами многоквартирных домов, за  припаркованными автомобилями. Востребован он и бизнесом, как крупным (одним из крупных клиентов  Ivideon является корпорация «Роснефть»), так и малым и средним.
Предприниматели наблюдают за порядком в офисе или торговой точке, к примеру, не воруют ли продавцы.

Успешному освоению своих сегментов обеими инновационными компаниями способствует благоприятная конкурентная ситуация. Рынок систем диспетчеризации и коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) в РФ развивался параллельно развитию производителей приборов учета. Так как 90% рынка счетчиков занимают отечественные компании, то и АСКУЭ в большинстве своем российского происхождения. На рынке представлены либо продукты от производителей самих приборов учета,  либо решения разработчиков программных систем и контроллеров для АСКУЭ и АСУТП.

«Поскольку все они появились в 90-е – начале 2000-х, – отмечает Роман Власов, – то несут на себе отпечаток консерватизма: в большинстве эти компании являются заложниками своих прежних разработок, и это дает шанс новым игрокам предложить свежие решения и технологии. В последние годы мы наблюдаем появление молодых проектов, представляющие облачные системы для коммерческого учета энергоресурсов и считаем это закономерностью». А Андрей Юдников, генеральный директор компании Ivideon, считает конкурентами аналогичные по функционалу сервисы – Сamdrive, Spacecam, Forpost, Youlook. 

Важную роль в становлении обеих компаний сыграли государственные институты развития, которые проявляют интерес к проектам в области интернета вещей. Недаром, по данным ФРИИ, по итогам 2015 г. количество сделок со стартапами, его развивающими, увеличилось в 5 раз, при том, что, в среднем, по рынку оно снизилось за этот же период на 20%. Компания Ivideon имеет статус резидента кластера информационных технологий Фонда «Сколково». По словам А. Юдникова, в прошлом году проект привлек $4 млн от фонда Impulse VC, акселератора и инкубатора технологических интернет-проектов, который предоставляет посевное финансирование компаний с потенциалом масштабирования бизнес-модели и выхода на международные рынки.

Компания «Элдис» – «выпускник» пятого набора Акселератора ФРИИ. «Основные итоги трех месяцев акселерационной программы, – говорит Роман Власов, – двух-трехкратный рост всех показателей, новые связи, выходы на крупных заказчиков и фундамент для последующего развития проекта».   

Высокий потенциал сегментов «умных» домов и городов, признанные рынком продукты, благоприятная внешняя обстановка (курс правительства нашей страны на повышение энергоэффективности экономики, а также растущий интерес граждан и бизнеса к средствам контроля своей собственности), позволяют обеим командам смотреть в будущее с  оптимизмом.

«В 2015 году мы выросли в 4 раза, и будем надеяться, что такая динамика сохранится, – говорит Р. Власов. –  Учитывая бурное развитие технологий, связанных с интернетом вещей, мы ставим себе задачу к 2018-2020 году стать «де-факто» стандартом на рынке систем коммерческого учета энергоресурсов с долей рынка 25-40%». А компания Ivideon, по заявлению А. Юдникова, ставит перед собой задачу максимального увеличения доли на российском рынке и выход на рынки зарубежные, например, в США.

Иными словами, интернет вещей находится сегодня на очень интересной для инновационных команд стадии развития: сейчас у них есть шанс встроиться своими продуктами и сервисами в этот процесс и стать полноправным участниками формирующейся глобальной экосистемы.

Подготовила А. Крылова

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!