Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2007
Игорь МАСЛЕННИКОВ  01 июля 2007

IP – телефония IP – сервисы Куда держим путь?

Традиционные операторы: у вчерашнего бизнеса нет завтра

Поначалу казалось: вот оно – будущее телекоммуникаций! Уже рядом! Яркое, интересное, богатое! Первая волна, волна World Wide Web, миллионы пользователей, сидящих за модемами в dial-up'е, десятки тысяч веб-сайтов, бурно растущий трафик у операторов, как на местном, так и на магистральном уровне. Новые технологии, новая жизнь! Операторы связи встрепенулись, увидев открывшиеся перспективы, новый большой бизнес – бизнес передачи данных, доступа в Интернет, IP-сервисов.

Но вскоре выяснилось, что развитие интернет-технологий несет в себе серьезную угрозу привычному операторскому бизнесу. Появление интернет-телефонии привело к радикальному (на один-два порядка!) снижению тарифов на дальнюю телефонную связь – самую доходную часть бизнеса традиционных операторов. Вслед за этим оказалось, что и вторая составляющая их бизнеса – абонентское телефонное обслуживание – не имеет перспектив, потому что все больше и больше абонентов аппарату фиксированной связи предпочитают сотовую трубку. Нынче в мире уже более 2 млрд мобильных телефонов, а традиционных – менее миллиарда. И в абсолютном выражении число абонентов фиксированной телефонной связи сокращается. Наиболее отчетливо этот процесс виден в развитых странах Европы. Как говорят представители France Telecom или British Telecom, если нынешние тенденции сохранятся, то менее чем через 10 лет у них вообще не останется абонентов традиционной телефонии.

А как же радостные ожидания операторов, связанные с началом эры Интернета? Увы, оказалось, что это не их праздник. Yahoo, Google, eBuy, Skype, YouTube, Microsoft – вот кто зарабатывает на Интернете. Причем сервисов, которые они предоставляют своим пользователям, раньше не было в мире телекоммуникаций; способы зарабатывания ими денег никакого отношения к операторам не имеют; операторы исключеныиз «пищевых цепочек» интернетбизнесов и вынуждены довольствоваться ролью перевозчиков IP-пакетов. То есть все парадоксальным образом вернулось на круги своя, и главный лозунг связистов «Наше дело – обеспечивать связь» по-прежнему, как и 50 лет назад, актуален. Но если полвека назад он звучал гордо, то сегодня несколько жалко. Похоже, что из элиты хайтека, из олицетворения мирового прогресса связисты стремительно превращаются во что-то похожее на водопроводчиков и электриков – о них вспоминают лишь тогда, когда нет связи... Если раньше (телефонная) связь была и функцией, и услугой, то сейчас только функцией, IP-connectivity.

Что же делать традиционным операторам? Очевидно, им надо пытаться найти свое место в этом новом IP-мире. Мире Интернета, мире IP-технологий, мире множества самых разных сервисов, самых разных абонентов или сетевых сообществ.

Но главная проблема традиционных операторов как раз в том, что неизвестно как им переходить из TDM'ного прошлого в IP-шное будущее. Они не могут, например, как Vonage или Skype, взять и начать строить в чистом поле, потому что отягощены существующим бизнесом, его устоями и отношениями, и сетевой, преимущественно TDM-ной, инфраструктурой. На кого ни посмотри – на Deutsche ли Telekom, на BT, на FT, на AT&T, везде одно и то же: доходы падают, долги растут, ARPU снижается, отток абонентов увеличивается, будущего в традиционном бизнесе нет.

Моделей их поведения (на время IP-перестройки) я знаю сегодня три (если кто-то знает другие – поделитесь, пожалуйста).

Первая – «попробовать съесть все» имени AT&T (бывшая SBC, поглотившая саму AT&T и ряд других Bell's baby, крупнейший на данный момент оператор США с общей абонентской базой более 110 млн человек). Суть модели – попытаться укрупниться настолько, чтобы завладеть большинством абонентов страны, предоставляя им все (или почти все) современные услуги, сильно диверсифицировать бизнес, играя и в фиксированную, и в сотовую телефонию, и в VoIP, и в HFC, и в IPTV… То есть активно развивая broadband и широкополосные сервисы, давить конкурентов ценами и разнообразием услуг, наращивать абонентскую базу. Неясно только, хватит ли денег и кадровых ресурсов на развитие новых услуг, не бросая при этом старые? Что-то я сомневаюсь. Не говоря уже о том, что как-то странно выглядит в первом десятилетии XXI векареинкарнация AT&T как гигантского монстра, которого уже лет 30 назад американские власти принудительно разделили на десяток компаний в рамках движения за демонополизацию рынка связи.

Вторая – «перепрыгнуть через пропасть» имени BT. Идеологи компании сознают, что у нее нет будущего и через 5–10 лет BT превратится в оператора для наиболее отсталой части английских домохозяек. Поэтому сейчас надо занять 10 млрд ф. ст. на 5 лет и попытаться на эти деньги построить какую-нибудь супер-дупер-сеть на базе IP-технологий с какими-нибудь супердупер-сервисами (проект «Сеть XXI века»). Получится – хорошо, одним прыжком ворвемся в светлое будущее, станем технологическими и бизнес-лидерами, долги вернем и денег заработаем, а не получится, так «хоть согреемся». Вряд ли получится, потому что тот, кто прыгает через пропасть, должен тщательно рассчитать свой прыжок и не допустить возможности падения.

Третья – «глубокая перестройка бизнес-процессов» имени France Telecom. Ее руководство также не видит у «старого» FT будущего и активно переводит бизнес в новые специализированные компании – «дочки». Сотовая связь – Orange, IP-сервисы – Wonadoo и т.д. А сам FT перестает работать с абонентами, превращаясь во владельца инфраструктуры и магистрального транзитного оператора. Логика такова: на высококонкурент ном рынке конкурировать можно только за счет специализации – вот пусть Orange и конкурирует с Vodafon, а Wonadoo – с Free и Fast Web. Мне такая модель кажется более разумной и жизнеспособной, чем две предыдущие, хотя время покажет.

Операторы мобильной связи: вперед в прошлое?

У сотовых операторов, казалось бы, все хорошо. Абонентская база гигантская и продолжает расти (за счет стран третьего мира), доходы и прибыли огромные, на одних SMS и рингтонах с картинками собираются умопомрачительные деньги. Не за горами и эра мобильного видео. Живи да радуйся. Но, вопервых, абонентская база (по крайней мере в развитых странах) уже исчерпана, рост доходов за счет ее прироста прекратился, а сама мобильная связь, в отличие от традиционной, росла изначально в условиях высококонкурентных, что означает низкую прибыльность. Снижение ARPU – главная головная боль этих операторов. Они вынуждены изыскивать способы его увеличения за счет внедрения новых услуг. А таковые все больше ассоциируются с миром передачи данных, с миром IP-технологий. И вот сотовые операторы начинают дружно строить сети 3G, а они-то как раз и являются IP-сетями, в сущности, это сети широкополосного беспроводного IP-доступа с наложенными на них голосовыми сервисами (по сути – беспроводные сети IP-телефонии). А главное позиционирование 3G-сетей – быстрая мобильная передача данных, широкополосный доступ в Интернет, т.е. то, из-за чего абоненты должны будут отказываться от старых добрых GSM-сетей и переходить на 3G.

Это вам что-нибудь напоминает? Если 3G-сети станут массовыми сетями, то за что их абоненты будут платить оператору? Сдается мне, отнюдь не за голосовую связь, а за трафик данных. Пользуясь при этом всеми интернет-сервисами, которыми они и сейчас пользуются в сетях широкополосного фиксированного доступа или Wi-Fi (или WiMAX). Отсюда, кстати, и разговоры про конкуренцию 3G-сетей и WiMAX. Но ведь это означает: мобильные операторы становятся теми же самыми связистами, что и операторы традиционной телефонии?

Дальше будет еще интереснее

По мере того как доходы интернет-компаний и влияние интернет-сервисов на поведение и привычки все большего числа людей на планете будут расти, желание операторов поучаствовать в этом праздникежизни будет только крепнуть. И, скорее всего, стратегий их поведения будет две, причем реализовывать их они станут одновременно.

Первая – зарабатывать на трафике, оставаясь связистами в указанном выше смысле. Это – нормально и хорошо. Вот интересная картинка, иллюстрирующая рост объемов трафика в Интернет почти с момента его зарождения. Рост экспоненциальный, и выхода на насыщение совсем не видно. Да, трафик дешевеет, но зато его очень много и становится все больше. То есть без денег связисты не останутся. Договорятся с интернет-компаниями, не могут не договориться – иначе последние сами начнут сети строить, благо денег у них на это хватит.

Вторая – диверсификация бизнеса. Операторы, которые сумеют построить сервис-ориентированные подразделения внутри себя, при успехе этой части бизнеса будут выделять из себя новые, чисто сервисные компании.

Россия – это вам не зарубежье

Наше главное отличие – слишком «телефонный» характер нынешнего российского регулирования отрасли связи: в нем заложен принцип телефонной иерархии построения сетей, что препятствует развитию IP-технологий и сервисов, одноранговых по своей природе. Потребности бизнеса и потребительский спрос заставляют отечественных операторов развивать мультисервисные и IP-сети, IP-сервисы и технологии, а регулирование – продолжать развивать TDM сети, ставить и модернизировать традиционные телефонные станции.

Выходом из этой ситуации могло бы стать появление на российском рынке телефонных узлов местной, зоновой и МГ/МН-связи, построенных на базе IP-технологий и сертифицированных как телефонные узлы, поддерживающие и телефонные, и IP-протоколы и интерфейсы, а также удовлетворяющие всем требованиям регулятора к телефонным узлам. Эти узлы могли бы стать точками роста для российских операторов, поскольку изначально встроены в IP-инфраструктуру оператора и на их базе можно оказывать услуги не только традиционной телефонии, но и массу других, называемых сегодня по-разному – VAS, ДВО, FMC… С другой стороны, по мере развития сетей, построенных на базе таких узлов, в целом они могли бы образовывать телефонные сети, параллельные существующим TDM-сетям, но живущие по IP-законам, придав дополнительную отказоустойчивость традиционным сетям и гибкость в создании новых сервисов.

Распространение таких IP-телефонных узлов станет российским способом перехода операторов из мира TDM-технологий в мир технологий IP и породит множество новых видов и форм операторского бизнеса, и, возможно, на этой базе возникнет общая сервисная инфраструктура для российских операторов связи и российских интернет-компаний.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!