Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 8 2007
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 августа 2007

Выучим закон Ома и будем жить дружно

Как этого добиться, пытались разобраться участники второго международного форума «ЛИНИЯ: развитие внешних и внутренних коммуникаций в сфере ИТ и связи». Начали с обвинений журналистов в отсутствии профессионализма, халтурном отношении к делу, превратном понимании принципов рекламного и информационного сотрудничества и т.д., и т.п.

Как этого добиться, пытались разобраться участники второго международного форума «ЛИНИЯ: развитие внешних и внутренних коммуникаций в сфере ИТ и связи». Начали с обвинений журналистов в отсутствии профессионализма, халтурном отношении к делу, превратном понимании принципов рекламного и информационного сотрудничества и т.д., и т.п.

Митрофанушки и высокие технологии

Говоря о непрофессионализме, стоит отметить прежде всего техническую безграмотность многих журналистов и корпоративных пиарщиков. Причем, по словам Д. Медовникова из журнала «Эксперт», ситуация в последние годы явно усугубилась. Десять-пятнадцать лет назад в ИКТ-журналистику и PR-службы волею судеб шли люди, закончившие в свое время «правильные» вузы типа МИФИ, МВТУ, МФТИ, физфак и мехмат МГУ и т.п. Они имеют хорошую техническую подготовку и в состоянии разобраться в том, о чем пишут. Новые молодые журналисты и сотрудники корпоративных прессслужб в массе своей – выпускники факультетов журналистики и пиара и, соответственно, не имеют никакого технического образования. В итоге люди, «не знающие закона Ома», пытаются писать о Wi-Fi, системах связи 3го поколения и прочих высоких технологиях.

В общем, впору устраивать техучебу журналистов и пиарщиков. Как оказалось, определенные шаги в этом направлении собирается предпринять Мининформсвязи. Судя по всему, его уже допекли журналистские опусы, время от времени появляющиеся в прессе. Несколько анекдотичных примеров из жизни привел Е. Васильев (и.о. директора Департамента госполитики Мининформсвязи), чем немало повеселил аудиторию. И о профессионализме сотрудников корпоративных PR-служб он нелестного мнения, хотя признал, что их уровень знаний телекома и ИТ обычно выше, чем у журналистов.

В министерстве сейчас рассматривается предложение об организации специальных «курсов ликбеза» для представителей прессы и PR-служб. Если решение будет положительным, то масштабы предстоящих образовательно-просветительских работ могут оказаться внушительными. Как сказал вице-президент «ТрансТелеКома» по связям с общественностью А. Матковский, в области PR-коммуникаций в российских ИКТкомпаниях работают около 8 тыс. человек. Сюда нужно будет добавить «необразованных» журналистов (сколько их в наличии, еще не подсчитано).

Лучший пиарщик – это бывший журналист

Конечно, цели у журналистов и пиарщиков разные: корпоративной пресс-службе нужно, грубо говоря, пропихнуть в прессу максимально «красивую» информацию о своей компании, а журналисты и объективности хотят, и читателя заинтересовать. Как подчеркнула гендиректор «ИКС-холдинга» Ю. Овчинникова, пиарщикам как специалистам по связям с общественностью нужно помнить, что эта самая общественность очень большая и ее надо сегментировать и что у каждого издания (даже если речь идет только об ИКТ) есть своя целевая аудитория, интересы которой необходимо учитывать. Она также отметила явную зависимость стиля общения с прессой от размера компании. Большие и сильные – чаще всего лояльно относятся к журналистам, умеют подстраиваться под интересы СМИ и готовы искать варианты сотрудничества. Маленькие, но гордые – как правило, зажаты при общении с прессой, трудно визируют статьи и пытаются протолкнуть туда рекламу. С увеличением масштаба компании растет и ее лояльность к СМИ. А может быть, эти процессы взаимосвязаны и подрастающим компаниям стоит начать с информационной открытости?

Кроме того, компании в лице своих PRслужб зачастую считают, что СМИ в угоду читателям раздувают скандалы и увлекаются негативом. Они не всегда понимают, что лакировка действительности по большому счету не в интересах пишущих. Читатели отраслевой прессы, как правило, люди грамотные, считающие бравурные реляции проплаченной рекламой со всеми вытекающими последствиями. Такие публикации вызывают недоверие не только к СМИ, но и к компании, которая изо всех сил старается выглядеть «белой и пушистой». Поэтому Д. Медовников считает лучшими пиарщиками бывших журналистов «серьезных» изданий (обратные перемещения случаются значительно реже), которые, зная специфику прессы, действуют более тонко. Они понимают, что дозированная критика добавит статье объективности и даже улучшит впечатление от компании (в конце концов, проблемы и ошибки бывают у всех, даже у передовиков капитализма).

О любви, дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве

Не секрет, что практически вся современная пресса существует за счет рекламы. И хотя журналистику называют второй древнейшей профессией, компаниям не стоит заблуждаться, думая, что, оплатив рекламу, они покупают любовь и дружбу издания. Серьезная деловая журналистика, с которой считается значимая для компании аудитория, не приемлет тупой оплаты публикаций.

Так что компаниям нужно стремиться быть информационно интересными для прессы, независимо от размера своего рекламного бюджета. Следует также помнить, что отказ прессе в сотрудничестве или слабая «отзывчивость» могут выйти боком: журналист найдет другие источник иинформации (в конце концов, это его работа) и тайное все равно станет явным. Но количество негатива при этом может превысить его реальный уровень (конкуренты наверняка не упустят такого случая), а PR-служба компании уже не сможет контролировать ситуацию. И расхлебывать заваренную кашу, возможно, придется долго.

В общем, с прессой нужно сотрудничать. Это не только разумно, но и выгодно.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: