Rambler's Top100
Статьи
31 октября 2016

К импортозамещению нужно подходить рационально

Импортозамещение – шанс для наших разработчиков ПО явить миру уникальные программные продукты. О факторах, которые влияют на их создание и коммерциализацию, -- беседа с Николаем Добровольским, вице-президентом Parallels.

Николай Добровольский

– Что, на ваш взгляд, объединяет российские софтверные компании, которые и в сегодняшних условиях успешны на зарубежных рынках?

– Компании, добившиеся международного признания (ABBYY, Kaspersky, Acronis, Parallels),  объединяет главное – желание и умение создавать удобные пользовательские программы. Другой немаловажный фактор – ставка на российских программистов, которые неслучайно входят в мировую элиту ИТ-профессионалов. Они обладают высоким интеллектуальным потенциалом, способны решать сложные и амбициозные задачи в самые сжатые сроки, и при этом обходятся работодателю не слишком дорого. О способности российских программистов разрабатывать оригинальные и по-настоящему удобные пользовательские программы свидетельствует успех таких продуктов, как PRIZMA, MSQRD, My.Com, Artisto, да и наш Parallels Desktop для Mac. Все они очень быстро нашли своих пользователей во всем мире, где промежуток от безвестности команды программистов до ее звездного часа сегодня сократился до дней и даже часов.

– Каковы, по-вашему, сильные и слабые стороны российских программистов?

– Мы традиционно сильны в математике и алгоритмах. Наши программисты умеют находить интересные и нестандартные решения, которые, однако, не всегда способны покорять пользователей своим удобным интерфейсом. Российское высшее образование сегодня учить программировать и дает навыки управления проектами. А вот менеджеров по продуктам в сфере ИТ ни один вуз не готовит. Профессионалов в этой области не найти и днем с огнем. Мы, например, в Parallels, растим таких специалистов внутри компании. Из всех наших менеджеров по продуктам, только один человек был нанят нами со стороны.

– Почему эти компетенции сегодня настолько важны для софтверной компании?

– Менеджеры по продукту – это люди, которые заботятся об интересах пользователей, анализируя их запросы и учитывая лучшие практики. Основываясь на них, такие специалисты добиваются, чтобы программное обеспечение имело дружеский интерфейс, было интуитивно понятным, а также легким и удобным в использовании. Кроме того, на них лежит непростая обязанность подбирать для готовых программных продуктов и решений красивую и привлекающую потенциальных покупателей «упаковку». Ведь в сфере ИТ мало просто создать какой-то новый, уникальный продукт, необходимо рассказать потребителям понятную историю и объяснить, как, зачем и почему этим продуктом нужно пользоваться. Те разработчики программного обеспечения, чьи менеджеры по продуктам с этой задачей справляются – успешны и наоборот.

– В каких новых, только формирующихся сегментах и нишах глобального ИТ-рынка у российских софтверных компаний есть шанс на успех?

– Если следовать в русле общемировых тенденций, то я бы посоветовал сделать фокусом своего бизнеса один из таких сегментов, как финтех-решения, мобильные приложения, удаленный мобильный доступ к различным системам и устройствам, а также  нейросети. 

– Успешные инновационные программные продукты и решения создаются с «нуля» или с учетом и на основе зарубежных технологий?

 – Очень часто, все, что нам кажется новым, на самом деле является коктейлем из существующих технологий. Копирование – это спутник современной жизни. В большинстве случаев, использовав чужой опыт, вы можете сэкономить время и ресурсы, направив их на оптимизацию и доработку известных технологий и решений в соответствии с нуждами вашего проекта. Не надо изобретать велосипед!

– Считаете ли вы достаточным набор мер, принятых российским государством для поддержки российских разработчиков ПО?

– Я очень часто привожу в пример Силиконовую долину. Она началась с оборонных заказов, которые позволили образоваться и в дальнейшем развиться сегодняшним технологическим гигантам. На мой взгляд, во всем должны быть здравый смысл и рациональный подход.  Меры поддержки стимулируют участников рынка к совершенствованию своих продуктов и развитию? Отлично!  Другое дело, если их следствием становятся монополизация рынка и уничтожение конкуренции. То, что я вижу сегодня, кажется мне вполне адекватным. Российские разработчики получили возможность войти в новые для себя B2G- B2B-сегменты национального рынка. Главное  – сохранить позитивную динамику и предотвратить потенциальный застой.

– А какие проблемы в области управления импортозамещением вы бы отметили?

– Меня тревожит предложение привязать получателей налоговых льгот к Реестру отечественного ПО. Если такое требование законом будет установлено,  от получения налоговых преференций будут отключены все компании с долей иностранного капитала более 50%, на совокупную долю которых приходится  60% всех зарубежных продаж программного обеспечения и услуг по его разработке.  

На мой взгляд, это приведет к изменению существующего ландшафта российского рынка информационных технологий, поскольку искусственный барьер в виде льгот для одних производителей и дискриминация других  вынудит последних уйти из России. В итоге мы получим очередную волну иммиграции из страны высокопрофессиональных специалистов. Не секрет, что сегодня к российским ИТ-компаниям на Западе относятся настороженно. После внедрения более жестких мер государственного регулирования в сфере информационных технологий доверия, очевидно, не прибавится. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!