Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09-10 2016
Андрей ГИДАСПОВ  08 ноября 2016

Феномен чиндогу, или Небесполезные инновации

Япония, столкнувшаяся, как и наша страна, с рецессией, делает ставку на high-tech-инновации и глобализацию. 

Андрей Гидаспов, Международный бизнес-консультант

Япония загадочна. Она часто преподносит сюрпризы. Например, изобретения в Стране восходящего солнца иногда появляются сами по себе, без какой-либо необходимости. Взять, к примеру, такие «незаменимые» вещи, как зонтик для туфель, галстук-зонтик или маска, предохраняющая от брызг при поедании лапши. Как вы считаете, имеет ли смысл заниматься такими странными пустяками? Но японцы из года в год продолжают пополнять список подобных изобретений.

Если вы зададите вопрос Кензи Каваками, японскому инноватору и создателю чиндогу, зачем вообще миру такие изобретения, он, скорее всего, пожмет плечами и скажет, что они не такие уж глупые и бесполезные.

                                       10 заповедей чиндогу

Для того чтобы понять, является ли изобретение истинным чиндогу, нужно четко следовать 10 заповедям, которые составили Кензи Каваками и Международное общество чиндогу.

1. Чиндогу должны быть практически бесполезными

Это самый главный принцип, который определяет, попадает ли та или иная инновация в категорию чиндогу. Проверьте свой инновационный продукт – если он действительно помогает вам в решении ваших проблем и вы пользуетесь им каждый день, то это точно не чиндогу!

2. Чиндогу должен существовать

Чиндогу должен существовать в действительности. Если у вас только созрела суперидея, но вы не сделали ни шага к ее воплощению, то вы глубоко заблуждаетесь и обманываете самого себя. Чтобы понять, насколько бесполезна ваша инновация, вы должны ее реализовать.

3. Чиндогу – это свобода мысли и действия

Чиндогу свободны быть тем, чем они должны быть. Обычно устройства этого типа выполняют какую-либо практическую функцию.

4. Бесполезность чиндогу должна быть понятна всякому

Если нужность или ненужность вашего изобретения сможет оценить лишь узкий специалист, ядерный физик или врач-проктолог, то не сомневайтесь – это не чиндогу! Любой смертный должен сразу узнать чиндогу по его практической бесполезности.

5. Чиндогу не продается!

Как только вы взяли за свое творение деньги, вы сразу вычеркнули его из списка чиндогу – ведь этим вы нарушили дух инноваций.

6. Юмор не должен являться единственной причиной создания чиндогу

Да, изобретение может вызывать улыбку, но прежде всего оно должно действительно пытаться решить проблему.

7. Чиндогу – не пропаганда

Чиндогу делаются для того, чтобы найти практическое применение. Это не вещь в себе и не философия.

8. Чиндогу не должен быть вульгарным

Изобретение не должно служить для воплощения тайных страстей или предназначаться для вульгарного применения. Чиндогу – это серьезно!

9. Чиндогу не может быть запатентован

Изобретение должно оставаться открытым для пользователей всего мира и не подлежит патентованию. Никакого копирайта и прав собственности!

10. Чиндогу превыше предубеждений

Чиндогу существует равно для всех. Такое изобретение обращено к любому человеку вне зависимости от расы, религии, возраста или пола. 

Именно таким термином – небесполезные – квалифицирует свои изобретения Каваками. Слово «чиндогу» составлено из двух слов: «чин», что означает «странный» или «любопытный», и «догу» – «инструмент» или «устройство». Тем не менее даже «странное устройство» не охватывает всей палитры значений этого термина. Как объясняет сам автор, его смысл таков: чиндогу – это изобретение, которое может принести пользу, но, несмотря на возможное практическое применение, люди избегают пускать его в ход, чтобы не выглядеть глупыми в глазах окружающих.

Конечно, объяснять явление чиндогу можно по-раз­ному. Можно «винить» восточный менталитет или загадочность японской культуры, а можно относиться к этому виду изобретательского китча как к искусству ради искусства. Какие бы вы выводы не сделали, именно свобода творчества и самовыражения помогала и помогает японцам оставаться лидерами в инновационной сфере.

Самое главное – это идеи, утверждает Тим Мур из Idea Champions, консалтинговой компании, помогающей отдельным людям, командам и организациям пробудить свои творческие способности и реализовать нетривиальные идеи. «Нет никакой разницы, является ли результат изобретения абсурдным, как чиндогу, или нет… Самое главное – нужно упражнять интеллектуальные мышцы, чтобы они пробовали различные комбинации и связывали то, что никогда раньше не было связано»,  – уверен Т. Мур.

Именно этим важно творчество. Способность увидеть связь между несвязанными элементами рождает новые технологии, разрушает традиционные сектора промышленности, вызывая к жизни абсолютно новые парадигмы. Все дело – в процессе.

Рассмотрим несколько успешных проектов в области инноваций и коммерциализации технологий, которые создали эффективные процессы взаимодействия между исследовательскими вузами, венчурным капиталом и государственными структурами.

Венчурные мосты: за эффективное взаимодействие между частным капиталом и инновационными вузами

Япония отстает от ведущих западных стран в сфере инвестиций бизнеса в исследовательские вузы. Японский частный сектор вкладывает в развитие инновационных вузов 90 млрд йен в год, что составляет лишь 0,7% всех инвестиций в проекты инновационного развития (12 трлн йен). В Германии, например, доля частного бизнеса в поддержке инновационного сектора вузов составляет 3,8%! Кроме того, в Японии отсутствует развитая база для связки крупного бизнеса с академическими проектами.

Так считает и Мики Хираи из венчурной компании University of Tokyo Edge Capital. По ее мнению, для создания более эффективной системы глобальных инноваций в Японии необходимо поднять уровень взаимодействия между частным капиталом и исследовательскими центрами при крупнейших японских вузах. Хираи утверждает, что в японских университетах делается не меньше изобретений, чем в американских, однако отдача от них на порядок ниже – 1:50 по сравнению с США. Множество возможностей теряется просто из-за отсутствия эффективных механизмов коммерциализации. Edge Capital фокусируется именно на технологиях ранней стадии и тесно работает с рядом академических учреждений. Крупнейшим партнером является Токийский университет, который считается лучшим исследовательским вузом Японии. Миссия М. Хираи заключается в поиске «сырых» прорывных технологий, доведении их до «нужной кондиции» и последующей коммерциализации на глобальных рынках.

Но без государственной поддержки никак не обойтись, и японское правительство продолжает поддерживать технологическое предпринимательство. В частности, такие программы, как START, ЯПОИ и Jump Start Nippon привели к появлению ряда успешных глобальных стартапов.

Программа START. Запущенная по инициативе Министерства образова­ния, культуры, науки и технологий в 2012 г., эта программа поддерживает «рисковые» технологические проекты со значительным потенциалом путем создания моста между государственными структурами, венчурными фирмами, частным капиталом и стартапами. Ключ к успеху – активное участие в программе 11 венчурных фондов. Стартапы окружены вниманием целой команды специалистов, которые предоставляют аналитику рынка, помогают в разработке бизнес-плана и буквально доводят технологию до нужной кондиции. Задача проста – вырастить на основе технологической команды вуза стартап с высокой бизнес-стоимостью.

В целом START фокусируется на создании бизнеса в течение одного-трех лет, но в зависимости от продукта, разрабатываемого стартапом, поддержка может быть продлена на больший срок – до проверки концепции.

Японская платформа открытых инноваций. ЯПОИ инициирована Организацией по развитию новой энергетики и промышленных технологий. Платформа помогает молодым талантливым исследователям в разработке бизнес-планов на основе технологий, родившихся в крупных компаниях и университетах. Платформа предлагает предпринимательские курсы и профессиональные «ноу-хау» по коммерциализации технологий. Кроме того, ЯПОИ предоставляет доступ к бизнес-сообществу и инвестиционному капиталу. Первые проекты ЯПОИ были запущены в июне 2013 г.: шесть молодых команд презентовали свои наработки 16 глобальным компаниям, банкам и венчурным фирмам. По результатам проектов было решено продлить ЯПОИ еще на пять лет и запустить по всей Японии.

Jump Start Nippon. Открытая по инициативе Министерства экономики, торговли и промышленности в 2013 г., эта программа обучает талантливых предпринимателей созданию нового бизнеса. Министерство принимает участие в поддержке предпринимателей и проводит образовательные семинары на тему коммерциализации технологий, прорывных технологий и посевных бизнес-моделей. Цель программы – формирование экосистемы, которая сможет породить множество венчурных компаний и опекаемых ими стартапов. В пилотном проекте 2013 г. приняли участие 21 команда поддержки и 19 проектов.

Рейв для роботов

Пример успешного стартапа – компания Mujin Inc., которая была образована профессором Розеном Дьянковым и Иссеи Такино в Токийском университете в 2011 г. Профессор Дьянков – исследователь лаборатории JSK Robotics Токийского университета, один из наиболее известных экспертов в области робототехники и один из создателей широко известной виртуальной среды автоматизации открытых систем робототехники (open robotics automation virtual environment, OpenRAVE). Дьянков стал вдохновителем проекта Mujin, решив сфокусироваться на автоматизации процесса обучения, совершенно необходимой для интеллектуализации промышленных роботов. Технологии Mujin позволяют существенно сократить сроки и стоимость этого сложного процесса. Такие технологии не залеживаются на полке, и уже в 2012 г. компания получила финансирование серии А в размере $950 тыс. Через два года Mujin разрабатывает новую технологию – сортировки, которая дает возможность автоматически выкладывать разбросанные детали на производственную линию.

В чем причины успеха стартапов типа Mujin? По мнению М. Хираи, успешный стартап – это комбинация прорывных технологий, команды талантливых и нацеленных на результат предпринимателей и поддержки со стороны венчурного капитала и государственных структур. Еще один важный момент – успешные стартапы не зацикливаются на местном рынке, а на самой ранней стадии пытаются выходить на глобальную сцену*.

«Золотая возможность» Японии

В январе 2015 г. Кэйданрэн (федерация экономических организаций, объединяющая крупнейшие компании страны, отраслевые ассоциации и экономические группы, своего рода штаб японского предпринимательства) под руководством председателя Садаюки Сакакибары выпустил документ «На пути к процветающей и энергичной Японии»**, который предлагает видение страны к 2030 г.

Как утверждается в документе, сегодня Японии представляется «золотая возможность», возможно, последняя, воссоздать свою экономику. Конечно, на этом пути перед страной стоит множество барьеров, включая значительный демографический спад, резкий рост социальных затрат и проблемы с поставкой энергоресурсов. «Возрождение Японии возможно лишь при условии слаженного взаимодействия государства, бизнеса и граждан», – подчеркивают авторы доклада.

Доклад Кэйданрэн признает, что именно инновации и глобализация станут основными источниками экономического возрождения Японии.

Согласно докладу, в 2030 г. Япония должна обладать следующими четырьмя отличительными чертами:

  1. Страна достигла процветания.
  2. Население – не менее 100 млн – проживает в привлекательных городах и поселках со всеми необходимыми для развития граждан условиями.
  3. Создан прочный фундамент для роста экономики.
  4. Страна вносит вклад в процветание всего мира, предлагая решения глобальных проблем.

 Тенденции японского венчурного рынка

Несмотря на финансовый кризис, японский рынок венчурного капитала постоянно растет. Согласно данным Ассоциации венчурного капитала Японии, только с марта 2011-го по апрель 2012 г. японские венчурные компании инвестировали свыше 124 млрд йен в 1017 компаний. Причинами такого стремительного роста являются создание инвестиционных фондов, нацеленных исключительно на азиатские рынки, вложение капитала Организацией для развития инноваций и малого и среднего бизнеса, а также фондов, созданных для возрождения промышленного сектора в областях, пострадавших от землетрясения 2011 г. Акселераторы и посевные инвесторы также активизируются. Например, в 2012 г. свыше 40% компаний получили первые инвестиции на посевной стадии. В целом посевные инвестиции выросли в три раза – с 4,4% до 15,7%.

Япония может достичь устойчивого экономического роста – на 3% номинально и на 2% реально – прежде всего через реформы, повышающие производительность труда на основе инноваций и увеличивающие зарубежный спрос на базе глобализации. В результате ВВП страны в 2030 г. должен составить 833 трлн йен. Как утверждает Кунио Ноджи, председатель правления японского многоотраслевого конгломерата Komatsu, благодаря абэномике (политике экономических реформ, с 2012 г. проводимой правительством премьер-министра Синдзо Абэ) японская экономика вновь обретает оптимизм. Ноджи призвал топ-менеджеров частного сектора Японии приложить «значительные усилия в направлении третьей «стрелы» абэномики, т.е. стратегии роста». «Необходимо создать новые ценности для наших клиентов, привлекая инновационное лидерство частного сектора», – убеждает К. Ноджи.

Ключ к инновационным решениям – в ясном видении будущего. Для того чтобы достичь будущего, необходимо «написать» его сценарий, а это возможно лишь при условии разработки самых современных технологий и предвидения будущих технологических открытий. «Если мы не сможем найти такие технологии или создать их исходя из внутренних резервов, мы должны искать их по всему миру», – считает К. Ноджи.

10 ключей к японским инновациям будущего

Учитывая растущую конкуренцию в области высоких технологий и стагнирующий ВВП, Совет по развитию научно-технической политики Японии в 2015 г. определил основные области инновационного потенциала страны и после глубокого изучения внутренних и внешних факторов выделил 10 направлений, которые позволят Японии снова занять лидирующую позицию в развитии инноваций:

  1. Эффективные инновационные решения в двигателях внутреннего сгорания.
  2. Электроника нового поколения для энергетической отрасли.
  3. Структурные материалы для инноваций.
  4. Новые энергетические транспортные системы.
  5. Технологии нового поколения для исследования океанских ресурсов.
  6. Системы автоматического вождения.
  7. Поддержка инфраструктуры, реновации и управление.
  8. Улучшение общественного противодействия природным бедствиям.
  9. Технологии для развития сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства следующего поколения.
  10. Инновационный дизайн и технологии производства.

Как отметил Казуо Кьюма, председатель правления межминистерской Программы продвижения стратегических инноваций, «строительство устойчивой экономики – одна из наиболее приоритетных задач для Японии сегодня. Единственным шагом вперед является развитие инноваций в научно-технической сфере».

Под руководством премьер-министра страны Совет выдвинул беспрецедентную инициативу исследовать ключевые факторы инновационного развития будущего. Программа продвижения стратегических инноваций включала в себя исследования, а также практическую адаптацию технологий и их коммерциализацию. При рассмотрении инновационного фокуса данной программы выбор пал на долгосрочные, а не на «прорывные» инновации. Несмотря на необыкновенные возможности «прорывных» инноваций в изменении парадигм развития различных секторов промышленности, по мнению Кьюма, именно долгосрочные продолжительные инновации могут помочь Японии преодолеть рецессию и выйти на лидирующие позиции. «Мы не можем позволить себе даже одного поражения в реализации отдельных программ продвижения стратегических инноваций, – заявил Кьюма, – счет должен быть 10:0».

Особенность данного мегапроекта – жесткая система централизованного контроля, при которой единый центр координировал усилия множества министерств и ведомств. Программа получила бюджет свыше 50 млрд йен. В рамках программы также разрабатывались эффективные регуляторные меры для формирования четкой политики в области интеллектуальной собственности, патентов и международной стандартизации.

Интересно, что одним из важнейших моментов Программы продвижения стратегических инноваций стал выбор директоров, которые руководили отдельными программами. В задачу директоров входило регулярное взаимодействие со всеми ключевыми игроками, включая государственные структуры и крупный бизнес. Из 10 директоров пятеро имели опыт руководства крупными предприятиями, а остальные являлись ключевыми теоретиками из академической сферы.

Еще одна «изюминка» программы – система управления научно-исследовательским комплексом. Каждая отдельная программа сфокусирована на достижении трех-пятилетних целей с четкой концепцией «выхода». Правление программы определяет ежегодные результаты и заносит их в базу данных. Исходя из этих данных для того или иного проекта модифицируются временные рамки, бюджет и другие параметры. Так, в конце 2015 г. было решено рассмотреть новое направление для потенциального развития – кибербезопасность критической инфраструктуры.

Сверхзадача данного проекта – репликация уникального опыта межправительственного взаимодействия для управления научно-исследовательскими проектами в целом, особенно в свете подготовки к Олимпийским играм в Токио 2020 г. Надо ли говорить, что Япония рассчитывает их выиграть?  

___________________________________________________________________________________________

* http://www.kauffmanfellows.org/journal_posts/introducing-a-global-ecosystem-for-japanese-technology-entrepreneurs/.

** http://www.keidanren.or.jp/en/policy/2015/vision.html.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!