Rambler's Top100
Статьи
16 ноября 2016

Б.Зингерман: Uber’изация медицины сделает врача субъектом права

С технической точки зрения для внедрения в здравоохранение самых современных ИТ-технологий уже всё есть, но законодательство и жизнь вносят коррективы.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2016, «Прием ведет доктор: Uber? Ватсон? Айболит?». Часть I.

?ИКС: Считаете ли вы приемлемым для отечественного здравоохранения использования модели uber’изации, то есть появления онлайновых сервисов, соединяющих потребности пациентов и возможности находящегося поблизости врача?

Павел АДЫЛИН

 

Павел АДЫЛИН,  исполнительный директор, Artezio (ГК ЛАНИТ): Для uber’изации медицины на базовом уровне достаточно электронной площадки, которая позволит вызвать врача на дом или получить онлайн-консультацию. Важно понимать, что на такой площадке выбор врачей, представляющих лечебные учреждения, не является uber’изацией. На данный момент основная сложность заключается в выдаче лицензий для врачей частной практики, которая им не по карману, так как требует оборудования собственного медицинского кабинета. Таким образом, предоставление медицинских услуг по uber-модели в России пока находится за рамками законодательства или же носит консультационный характер (т.е. врач может в частном порядке дать консультацию, но за медицинской услугой пациент все равно должен обратиться в медучреждение).

Александр ГУСЕВ

 

Александр ГУСЕВ,  заместитель директора по развитию, К-МИС: Спрос на такие услуги возможен, но на первое время тут видятся большие юридические и деонтологические риски. Скорее, это удел стартапов и экспериментальных проектов, чем реальный сектор для развития бизнеса, по крайней мере на ближайшие один-три года.

Владимир СОЛОВЬЕВ

 

Владимир СОЛОВЬЕВ, заместитель гендиректора, «БАРС Груп»: Бизнес виртуального оператора – это бизнес любого посредника между получателем услуги и тем, кто ее оказывает. Такой вид деятельности уже давно существует для западных клиник: туры в здравницы и организация лечения в клиниках за рубежом – законная деятельность. Почему это неприемлемо для отечественного здравоохранения? Есть нюанс: Uber – это закономерное предложение в условиях перенасыщения рынка перевозок, когда предложений много, цены падают, клиент становится дефицитом и за него нужно бороться. А в случае медицинской помощи пока наоборот: рынок испытывает голод качественной и недорогой помощи. Поэтому «в лоб» модель Uber в отечественном здравоохранении не «взлетит».

 

Артур ДОРМИДОР

Артур ДОРМИДОР,  директор, Центр патологии органов кровообращения: Такая модель взаимодействия врача и пациента, как Uber, в российских реалиях еще не способна обеспечить качественное медицинское обслуживание. Система хороша для случаев, когда у пациента на руках есть все необходимые обследования для постановки диагноза и назначения лечения. С точки зрения поиска нужных специалистов поблизости и экономии времени – да, несомненный плюс, а учитывая катастрофическое положение дел в нашей стране с диспансеризацией – и вовсе находка. Но при диагностике и лечении тяжелых заболеваний сложно представить себе специалиста, выезжающего на дом по вызову с профессиональной аппаратурой. А ведь зачастую именно она помогает выявить истинную причину недуга. Поэтому пациенту все равно необходимо будет посетить медицинское учреждение. В нашем центре, специализирующемся на заболеваниях сердечно-сосудистой системы, представлено такое оборудование, которое позволяет довольно точно определить степень скрытых изменений в метаболизме миокарда (сердечной мышцы) для ранней диагностики ишемической болезни сердца, или определить состояние сосудов, которые дистанционно исследовать никак не получится и пациенту необходимо будет все равно посетить медицинское учреждение.

Семен САВЧЕНКО

 

Семен САВЧЕНКО,  гендиректор, «Рэмси Диагностика»: Такой подход имеет право на жизнь, но он не позволит выполнить основную задачу медицины – сохранить здоровье пациентов как можно дольше. Я считаю, что в медицине отношения между сторонами следует рассматривать как долгосрочные и доверительные. Нельзя мгновенно стать полностью здоровым, а Uber продолжительных отношений не дает. Мне близка такая точка зрения – врач занимает активную позицию и не только лечит уже имеющиеся болезни, но и советует пациенту профилактику. Семейный врач должен быть всегда на связи с пациентом, благодаря телефону, мессенджерам, e-mail, но его очное присутствие не обязательно. К сожалению, такую программу невозможно реализовать в российской системе ОМС. Но семейный врач может быть интересен страховщикам по ДМС, многие компании годами предлагают такой компенсационный пакет. Благодаря такому ведению пациентов, страховые выплаты за группы сотрудников со временем уменьшаются.

Александр КОНСТАНТИНОВ

 

Александр КОНСТАНТИНОВ, основатель и CEO медицинского сервиса ONDOC: Модель uber’изации вполне приемлема в России. Например, когда человеку, который много работает, потребуется помощь, ему, вероятно, захочется найти врача и клинику рядом с офисом. У ONDOC в базе больше 11 тыс. врачей и 10 тыс. клиник, можно найти ближайших по геолокации и записаться прямо из приложения. Но мы не занимаемся вызовом врача на дом, хотя такие сервисы есть. Правда, у них есть свои барьеры. Скажем, пока врач не может выполнять работу медсестры. То есть он может приехать к вам домой, но не сможет взять,  например, кровь из вены для анализа.

Алексей КАРПИНСКИЙ

 

Алексей КАРПИНСКИЙ,  заместитель генерального директора, iCore: Uber'изация медицины у нас уже идет. Она реализована в таких приложениях как Doc+, ONDOC, DocDoc и целом ряде других. Для многих людей уже сегодня приглашение врача через приложение и поход в коммерческую клинику - это равнозначные вещи. Потому что, если ты по традиции идешь в клинику, то это совершенно не означает, что тебе попадется хороший врач, а если возникнут проблемы, то клиника будет нести за них ответственность. Все выясняется на собственном примере. Так что гарантий нет в любой ситуации. Просто модель uber'изации открывает доступ к большему объему информации, дает выбор из двух десятков врачей нужного тебе профиля, а дальше – угадал –не угадал. Услуги врачей, вызываемых через вышеупомянутые приложения, обходятся пациенту дешевле, чем визит в коммерческую поликлинику. А если будет работать нормальная скорринговая система, то через некоторое время рынок естественным образом выдавит тех, кто не умеет оказывать услуги должного качества.

Борис ЗИНГЕРМАН

 

Борис ЗИНГЕРМАН,  заведующий отделом ИТ, Гематологический научный центр Минздрава России, руководитель проекта, Мед@рхив: Главная проблем uber’изации состоит в том, что врач должен стать субъектом права. Тогда он сможет самостоятельно оказывать медицинские услуги пациентам. И тогда, конечно, понадобятся операторы, помогающие врачу и пациенту найти друг друга. Пока же врач может оказывать помощь только в составе медицинской организации. В понимании uber’а – это такой таксопарк, который яростно противится uber’изации.

 

Андрей СВИРИДЕНКО

Андрей СВИРИДЕНКО,  председатель правления, SPIRIT: Идея быстрого доступа пациента к качественной медицине привлекательна, вопрос только в реализации. Пациент, который решит воспользоваться такими услугами, должен быть уверен, что не играет в русскую рулетку и врачи, которые окажутся «поблизости», обладают соответствующей квалификацией и подтверждающими это документами. Тут все гораздо сложнее, чем в случае с транспортными услугами Uber. Личность врача и сложившиеся отношения с пациентом — это гораздо более важный момент, нежели какие-то персональные характеристики водителя и то, знаком ли пассажир с ним или видит его впервые. Если же говорить о технических и технологических возможностях реализации, то тут все проще – разработать приложение с функционалом, когда врач всегда будет на связи и сможет консультировать пациента в любое время и в любом месте, совсем несложно. Развитие мобильных сетей, увеличение пропускной способности и надежности каналов связи позволяют поставщикам подобных услуг гарантировать пациентам максимально высокое качество сервиса.

Арсен РАМАЗАНОВ

 

Арсен РАМАЗАНОВ,  директор по развитию, проект «Монитор здоровья» (ГК «АйТи»): Модель Uber'a в медицине вполне жизнеспособна и в ближайшем будущем будет использоваться повсеместно. Несмотря на законодательство, отечественная медицина меняется в ногу с прогрессом. Уже сейчас практически каждый врач, имеющий смартфон, «сажает» на него половину своих пациентов. Консультации по Viber, документы, анализы, снимки по Whatsapp и т.д. Часто при возникновении медицинской проблемы люди прибегают к рекомендациям друзей и родных. Получают телефон, звонят. Не видя пациента, врач просит прислать какой-нибудь документ по почте, дает консультации, получает за это плату (понятно, что нелегально). Хотим мы или нет, но «взрослое» поколение врачей уходит. На его место приходят молодые, продвинутые пользователи смартфонов и интернета.

Алексей САБАНОВ

 

Алексей САБАНОВ,  заместитель гендиректора, «Аладдин Р.Д.»: Термин «uber’изация» следует рассматривать только как принцип построения системы предоставления доступа. С точки зрения качества услуг более подходит аналогичный сервис «Яндекса». Вопрос качества предоставления услуг – краеугольный в медицине. В такой системе должны существовать механизмы, гарантирующие качество предоставления услуг. Необходимы интеграция с надзорными органами в здравоохранении для получения актуальных данных о докторах и служба контроля полноты и качества оказываемых услуг. Попытки приблизиться к подобного рода услугам есть – это такие интернет-ресурсы, как Medikey, DocDoc и др. Ими уже воспользовалось большое количество людей, крупнейшие клиники страны прибегают к ним для привлечения коммерческих пациентов. Создание виртуальных операторов медицинских услуг в России можно считать свершившимся фактом.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!