Rambler's Top100
Статьи
15 февраля 2017

Монетизация технологии начинается с ее продуктизации

Цифровая трансформация – важный драйвер роста технологий виртуализации и контейнеризации. О том, как они развивались в 2016 г. и как изменят ИТ-рынок в 2017-м, мы беседуем с Алексеем Кобецом, старшим вице-президентом по разработке компании Virtuozzo. 

Т е х н о л о г и и

Алексей Кобец, старший вице-президент по разработке, Virtuozzo

– Алексей, каковы сегодня силы, движущие развитие технологий виртуализации и контейнеризации?

– Драйверами всегда являются технологические требования и запросы бизнеса. С появлением технологий виртуализации появилась возможность на одном сервере запускать несколько виртуальных машин, и сервера перестали простаивать. Что позволяет контейнеризация? Ресурсы серверов еще тоньше нарезать на контейнеры. Виртуализация и контейнеризация послужили драйверами для формирования подхода DevOps. Цикл DevOps стимулировал появление Docker, поскольку встал вопрос о том, как быстро доставить приложение с компьютера разработчика в каталог приложений и на сервер где уже сервис приложения запущен в продакшене. Теперь сообщество разработчиков, сложившееся вокруг Docker, расширяется, появился более устойчивый формат,  появились такие организации, как Open Containers Initiative, CNCF задача которых выработка отраслевых стандартов  для контейнерных технологий. Теперь они все вместе и являются двигателями. Появляются стандарты, а значит технология становится мейнстримом.

– Какие тенденции проявились в развитии технологий виртуализации и контейнеризации в 2016 г.?

– Мы наблюдали продуктизацию технологии контейнеров, причем не только в индустриях провайдинга и хостинга, но и на новых рынках -- DevOPS и Internet of Things. В ИТ-отрасли постепенно наступает осознание того, что  именно в этих областях затраты при использовании контейнеров гораздо ниже, чем при классической виртуализации с гипервизором.

Такие компании как IBM, Microsoft серьезно инвестируют в интернет вещей и ориентируются на контейнеры. Как следствие – начинаются изменения на всех уровнях ИТ – от аппаратного до сервисного, появляются средства разработки, которые используют контейнеры для стейджинга. С моей точки зрения, вектор эволюции уже сегодня  показывает направление от телефона к холодильнику и другим вещам. И контейнерные технологии  для этого очень хорошо подходят. Соответственно, я вижу, что продуктизация контейнеров будет только расширяться: подтянется мануфактура, появятся новые сценарии.

– Например?

– К примеру, микрокомпьютер Raspberry Pi или Samsung ARKTIK работает на ARM-процессорах, которые сами по себе более других эффективны в ряде областей. Контейнеры позволят «нарезать» функциональность «железа» ARM на более тонкие изолированные «слои», в каждом из которых находится приложение. При этом сам уровень, обеспечивающий «нарезку», настолько тонок, что на него нет никакого footprint’а. Собственно, такие микрокомпьютеры находят применения в интернете вещей.

– Один из известных экспертов высказал в интервью нашему журналу мнение, что технологии виртуализации и контейнеризации будут на протяжении ближайших лет сближаться. Как бы вы его прокомментировали?

– В целом, я согласен с тем, что это будет происходить, но считаю, что где-то эти технологии сойдутся, а где-то нет. Есть сценарии и нагрузки, для которых контейнерные технологи не подходят пока. Например, в классической, legacy-виртуализации гипервизора вы можете запускать какой-то дистрибутив внутри на любом хосте: VMWare, KVM/QEMU, Microsoft Hyper-V позволяют запускать Linux внутри Windows и Windows внутри Linux. В контейнеризации  можно запустить только Linux на контейнере Linux и Windows на контейнере Windows. Для некоторых сценариев, к примеру VDI, это будет критично. И если вам нужно небольшое количество виртуальных Windows-серверов и очень большое количество виртуальных серверов Linux, то, наверное, проще запустить гипервизор, чем покупать Windows-контейнеризацию. Вместе с тем, по моим наблюдениям, в тех сервисах, где технология полной виртуализации не нужна, например, для изоляции веб-сайтов или изоляции приложений commodity-гипервизор будет полностью замещен контейнеризацией. Уже ясно, что очень много сценариев от классической виртуализации уже ушли и еще уйдут в контейнеризацию.

– И когда же это произойдет?

– Для того,  чтобы это произошло, нужно, чтобы «подтянулась» индустрия, то есть чтобы люди научились пользоваться преимуществами технологии контейнеризации, чтобы появились продукты, закрыть все вопросы, связанные с безопасностью. Это вопрос времени.

– Что рост спроса на контейнеры потребовал от разработчиков?

– Поставщики приложений, которые хотят, чтобы их продукты работали внутри Application-контейнеров, вынуждены адаптировать их к контейнерной технологии: либо перерабатывать приложения, либо пишут их в новой среде. Кстати, уже появились application-каталоги, такие, как Docker Hub и Amazon.  Мне лично тенденция напоминает iTunes или Google play с их каталогами приложений, которые можно купить, скачать и установить на своей платформе…

– Какие факторы сдерживают развитие технологии контейнеризации?

– С моей точки зрения, ничто этому не мешает. Вокруг технологии контейнеров сложилось сообщество, которое постоянно движется вперед, что-то обсуждает, проводит какие-то собрания, конференции, и все это ускоряет разработку. Ведь чем больше девелоперов в этой технологии варится, тем больше продуктов и сервисов появляется. Дело времени.

Л ю д и

– Если говорить о разработчиках, то какие, на ваш взгляд, нужны условия для реализации их творческого потенциала?

– Интересная задача. Если задача, которую решает программист, ему не интересна, никакие условия не помогут. Как мы начинали разработку контейнеров? Сидели на физтехе. Третий этаж, кабинет, сопоставимый по размеру с тем, в котором мы сейчас находимся, разделен перегородкой на две части. В одной была серверная, там было жарко, и громко гудели серверы, а во второй сидели шесть человек, по сути, половина команды Virtuozzo. Было неудобно, были перебои с финансированием, но это никого это не отпугивало, потому что всем было интересно. Так я убедился, что любой инженер уйдет от вас, если ему не интересен тот research, которым он занимается. Самое важное – это интересная задача. Деньги, офис, другие условия работы – это не первостепенно.

– А новый московский офис компании вам нравится?

– Конечно, нравится, сюда намного удобней добираться, есть парковка и метро недалеко. На техническом этаже у нас прекрасная серверная. Это  оснащенный по последнему слову техники внутренний мини-ЦОД, в котором установлено оборудование для тестирования наших продуктов. Для меня, и для ребят-тестировщиков – серверная – одно из самых восхитительных мест в новом офисе.

–  Как вы оцениваете потенциал российских разработчиков?

–  Индустрия коммерческого программирования в России все-таки начала очень активно возникать после того, как распался Советский Союз. И очень много людей разных специальностей: инженеров, физиков, математиков – пришли в программирование, поскольку столько физиков и математиков стране уже стало не нужно. Я считаю, что потенциал российских программистов просто огромный. В стране сейчас происходит много способствующих развитию программирования активностей: в Иннополисе, на кафедрах многих университетов вырастет новое поколение  современных, понимающих индустрию разработки инженеров, изначально под нее «заточенных».

Б у д у щ е е

– Алексей, как, по-вашему, тренд виртуализации, контейнеризации будет отражаться на аппаратной части, то есть на «железе»?

– «Железо» станет быстрее, меньше, дешевле. Возможно, распространение получат  те архитектуры процессоров, которые сейчас находятся «в тени». У них есть все шансы  «выстрелить» под какую-то определенную нагрузку. По большому счету для интернета вещей нужно не очень высокопроизводительное, дорогое аппаратное обеспечение, а маленькие Raspberry Pi и им подобные устройства. Соответственно, появился новый класс оборудования для IoТ.

А эволюция других важных компонентов, таких как сетевые карты, жесткие диски, ОЗУ будет идти по пути совершенствования тех характеристик, которые важны каждому из них для наиболее эффективного, быстрого выполнения его функций. 

Когда же такое улучшение станет невозможным из-за жестких ограничений, возможно начнется движение в сторону квантовых компьютеров. И я думаю, что наши Сергей Белоусов и Руслан Юнусов, которые в такие технологии инвестируют и развивают, отчетливо это понимают и исследования в этом направлении ведутся в поиске способов продуктизации таких технологий. По опыту Virtuozzo, мы знаем, что с продуктизации технологии начинается ее монетизация. Технология без продукта не приносит денег.

Беседовала А. Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!