Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Ярослав КАБАКОВ  21 февраля 2017

Какой объём рынка российские разработчики смогут отвоевать у Microsoft?

Институт развития Интернета (ИРИ) анонсировал план создания консорциума разработчиков операционных систем. 

Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ИК «ФИНАМ»

Соратником, предположительно, выступит госкорпорация «Ростех». Авторы проекта надеются, что системные программисты консолидируют свои усилия и разработают операционную систему, которая станет удобнее, чем Windows для широкого населения или хотя бы для государственных служащих. В общем, в случае массового пользователя тут нет ничего невозможного – он и так пользуется, в основном, браузером, и без труда разделился на пользователей мобильных операционных систем Android и iOS. А пользователей мобильной Windows – мало, что свидетельствует о том, что навыки использования операционной системы на десктопе или в ноутбуке не являются в данном случае конкурентным преимуществом. Кстати, один из инициаторов проекта, инвестор Дмитрий Завалишин (известный, помимо прочего, как программист и публицист, чей проект послужил когда-то прообразом ЯндексМаркета), кстати, в прошлом разрабатывал собственную операционную систему.

Понятно, что для успеха новому продукту нужен заказчик. Чем крупнее, тем лучше – и наиболее очевидным в данном случае представляется государство. Тут возникает любопытный вопрос,  если государство захочет перейти на отечественный софт, то каков окажется объём рынка, который российские разработчики смогут отвоевать у Microsoft? Можно оценить выручку от продажи софта государству в 5 миллиардов рублей.

В ходе сегодняшнего мероприятия Дмитрий Завалишин  оценил сумму, которую тратит наша страна на закупку зарубежного программного обеспечения в миллиард долларов. Эту сумма, временами, наверное, выше – она зависит от валютного курса, ведь ещё в 2014 году представитель Microsoft включил Россию в число рынков, где компания зарабатывает более миллиарда долларов. А программное обеспечение в Росси продаёт не только Microsoft. Порядок величины можно оценить при помощи грубой оценки – при парке в 80 миллионов компьютеров, на которых, в основном, стоит операционная система Windows. Правда, сейчас рынок “лежит на дне”  в 2015 году было продано менее 5 миллионов компьютеров. Зато наша оценка не будет слишком высокой. Предположим, что в эти компьютеры были проданы потребителям с предустановленной операционной системой  Windows. Тогда только через этот канал компания зарабатывает на нашем рынке около полумиллиарда долларов. Однако операционная система – это только треть выручки компании. Есть ещё офисные приложения и бизнес-приложения (30% выручки), серверные решения (25%), игры, CRM, ERP, интернет-услуги и прочее (15%). Руководствуясь этими оценками, аналитики “ФИНАМ” ещё в 2010 году оценивали объём продаж компании на российском рынке в 1,2-1,3 млрд долл.  Тут ничего нет удивительного, ведь Microsoft – определённо крупный игрок на российском рынке, а выручка крупнейших российских IT-компаний в пересчёте на доллары и составляет 1-2 миллиарда.

Если на долю государственных закупок приходится 5-10% выручки компании (тут мы вспомним не только госслужащих, но и бюджетников, поликлиники, школы и вузы), то речь идёт о 50-100 миллионах долларов.  Можно прикинуть объём средств и другим путём.  В 2016 году федеральные отрасли потратили на информатизацию и связь немногим более ста миллиардов рублей. Если порядка 10% уходит на софт, и половина этих трат – закупка ПО Microsoft, то речь идёт о 4-5 миллиардах рублей.

В итоге оценка суммы, которую государство тратит на решения Microsoft составляет 5 миллиардов рублей.

Однако важна не абсолютная величина. Разве не абсурдно натаскивать детей в школах на освоение операционной системы и офисных продуктов одной компании? После этого всего лишь за пять лет самым распространённым устройством становится не компьютер, а смартфон, на котором установлена операционная система другой компании – Android от Google. Или даже iOS от Apple. А офисные приложения мигрируют в облака, где Microsoft является опять же – лишь одним из нескольких игроков, но отнюдь не законодателем стандартов. Тогда насколько полезно было в течении многих лет подростков приучать к использованию продуктов одного производителя? Поэтому в итоге Microsoft потеряет, конечно, больше – потеряет зависимость миллионов потребителей от своего продукта. Кстати, у западных граждан она не так сильна, поскольку рядом с решениями Microsoft всегда в той или иной степени присутствовали другие – пусть занимающие и не столь большую долю рынка. Вообще, доминирование монополиста в области ИТ  наиболее сильно проявляется в слабо развитых странах (например, в России есть свои Яндекс, Mail.ru и ВКонтакте  – а в развивающихся странах сравнимых по популярности собственных проектов нет).

Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ИК «ФИНАМ»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!