Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 03-04 2017
Андрей ЧЕРНЕНКО  25 апреля 2017

На стыке консерватизма и инноваций

Десятые годы 21-го века войдут в историю нашей страны несколькими громкими международными спортивными соревнованиями. О роли ИКТ в подготовке и проведении универсиад, Олимпийских игр и международных футбольных соревнований – Андрей ЧЕРНЕНКО, директор департамента реализации стратегических проектов Минкомсвязи России.

Андрей ЧЕРНЕНКО

Сложная схема

– Андрей Владимирович, как распределяется ответственность между сторонами, участвующими в подготовке ИКТ-инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018?

– С организационной и технической точек зрения подготовка к Чемпионату мира 2018 на порядок сложнее, чем к Олимпийским играм в Сочи. Его финальные игры будут проводиться в 11 городах России, а с учетом тренировочных баз в проведении мундиаля примут участие более 30 субъектов РФ. И во всех городах должна быть развернута масштабная инфраструктура, обеспечивающая гостям и участникам ЧМ-2018 доступ к одинаковому набору высококачественных сервисов в сфере транспорта, гостеприимства, инфокоммуникационных технологий и т.д. Над ее построением и над выработкой единых для всех задействованных в ЧМ-2018 субъектов РФ механизмов, регламентов, решений и продуктов сейчас централизованно работает большая команда из многих министерств и ведомств.

Если говорить о сфере ИКТ как об одном из направлений подготовки, то схема распределения ответственности в ней очень сложная. В матрице ответственности определено, что, к примеру, за базовую станцию на стадионе отвечаем мы, за ее подключение – спортивный объект, за «последнюю милю» – субъект РФ. Магистральный канал, который в субъект приходит, находится в зоне нашей ответственности. И это еще не все составные части одного большого сервиса, который будет использовать Оргкомитет Чемпионата мира по футболу 2018.

– За бесперебойное предоставление каких именно услуг во время Кубка конфедераций 2017 и Чемпионата мира 2018 отвечает Минком­связь России?

– В зоне нашей ответственности около 10 сервисов: предоставление ВОЛС, фиксированная телефония, мобильная связь, беспроводная связь Wi-Fi, спутниковая связь, транкинговая связь стандарта TETRA, обеспечение сервисов для вещателей и т.д. – таков набор, который мы обеспечиваем соответствующим группам пользователей. К ним относятся вещатели и члены так называемой семьи FIFA, т.е. представители самой организации, ее маркетинговые партнеры и гости, тренеры и т.д. Вышеперечисленные сервисы в том или ином объеме должны быть доступны им на стадионах, в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, в гостиницах, на тренировочных базах – словом, на всех объектах Чемпионата мира по футболу 2018.

Еще один проект, который реализует Минкомвязь России в рамках подготовки к ЧМ-2018, – паспорт болельщика, или FAN ID. Это проверенный Олимпиадой в Сочи способ идентификации посетителей спортивных мероприятий.

– Какие изменения были внесены в организацию сервиса, на базе которого паспорта болельщиков работали в Сочи, при подготовке к Кубку конфедераций 2017 и к Чемпионату мира 2018?

– У FAN ID появился принципиально новый функционал, позволяющий болельщикам из других стран, купившим билеты на матч, без получения визы въезжать в нашу страну. Для этого им достаточно предъявить полученный по почте паспорт болельщика на пограничном контроле. От российских болельщиков потребуется лично прийти за этим электронным документом в один из центров выдачи, которые уже открыты во всех субъектах РФ, где будут проходить матчи. Можно также заказать доставку паспортов в регионы страны «Почтой России».

Консерватизм vs инновации

– А есть ли место в требованиях FIFA инновационным технологиям?

– К базовой инфраструктуре их требования консервативны, и это понятно: чемпионат мира по футболу – крупнейшее спортивное мероприятие, на котором все должно работать как часы, особенно в части ИКТ. Вместе с тем на каждом своем мероприятии они устанавливают и для себя, и для принимающей стороны все более высокую планку в отношении внедрения новейших технологий в области вещания, телекоммуникаций, сервисов для посетителей. На Чемпионате мира по футболу 2018 они планируют организовать частичное вещание в формате 8К. Также будут обкатываться разнообразные мультимедийные сервисы, по всей вероятности, похожие на те, которые предлагались на чемпионате Европы по футболу в 2016 г. Там можно было по подписке получать на iPad видео голевых моментов, зафиксированных установленными в разных точках стадиона камерами, видеоконтент с которых собирался в одном большом централизованном хранилище.

– Насколько сложно было выполнить требования FIFA?

– Документы FIFA носят общий характер, так что года два у нас с коллегами ушло на детализацию каждого пункта. По сути, это был верхний уровень технического проектирования. С некоторыми требованиями, например, в части предоставления услуг профессиональной радиосвязи именно стандарта TETRA, мы согласились. Другие нам удалось их убедить пересмотреть.

Также пришлось объяснять коллегам порядок закупочных процедур, включая особенности контрактации, и адаптироваться к постоянным изменениям требований.

Текущий статус и ожидаемые результаты

– Какие ИТ- и телекоммуникационные компании уже выиграли конкурсы на поставку услуг на объектах Кубка конфедераций 2017 и Чемпио­ната мира 2018?

– Единым исполнителем всех работ является госкорпорация «Ростех», в рамках которой генеральным подрядчиком определена ее дочерняя компания – Национальный центр информатизации. Она проводит конкурсы среди поставщиков услуг, потому что мы покупаем услуги на определенные промежутки времени. В общем-то, это открытые данные…

– Как бы вы оценили готовность инфраструктуры связи к Кубку конфедераций 2017, который состоится уже в июне – июле?

– Сейчас идут работы по подготовке, и вещатели просят провести тестирование сети передачи телевизионного сигнала заранее. Так что в середине марта мы такие тесты начнем. А с апреля у нас должен быть полный набор готовых сервисов.

– Какое влияние, на ваш взгляд, окажут предстоящие спортивные события на развитие отрасли ИКТ?

– В ходе мероприятий по подготовке к ЧМ-2018 мы расширяем инфраструктуру связи. Это будет полезно для развития информационных сервисов в нашей стране в будущем.

Очевидно, проектов в области ИКТ такого масштаба, такой сложности, с такой географией, в которых нужно столько всего контролировать и состыковывать между собой, до сих пор в России не делали. После их завершения в отрасли ИКТ появятся специалисты, у которых такой опыт будет.

Более того, мы стремимся к тому, чтобы все остались довольны. Чтобы и представители международных спортивных организаций, и гости, и футболисты признали, что с инфокоммуникациями в России все отлично: и сервисы связи качественные, и уровень специалистов высокий. Для этого сегодня на федеральном уровне и в субъектах РФ, участвующих в мероприятиях, все мобилизованы по максимуму. Это наш шанс поработать на положительный образ нашей страны.

А на зимней Универсиаде 2019 г. в Красноярске мы рассчитываем применять уже комплекс российских систем по управлению играми. Для этого сейчас переводим ИТ-системы, отработавшие в 2013 г. в Казани, на свободное ПО. В наших с Минспортом планах использовать этот комплекс при проведении других спортивных мероприятий. Правильно выстроенные и автоматизированные организационные процессы и люди с опытом должны вывести организацию соревнований в любом виде спорта на новый уровень.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!