Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
06 июля 2017

Российская ОС уровня предприятия: разрушая ложные стереотипы

Полгода назад на рынке появилась созданная компанией «Базальт СПО» первая отечественная линейка операционных систем уровня предприятия – ОС АЛЬТ. 

Григорий Сизоненко

О том, как внедряется этот российский продукт, – Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК и руководитель Агентства финансовой поддержки, основного инвестора проекта «Базальт СПО».

– Почему определяющей характеристикой новой ОС стала принадлежность к уровню предприятия?

– Причина такого позиционирования всей линейки ОС АЛЬТ – в потребностях рынка. Организациям, запускающим или уже реализующим масштабные проекты перехода на импортонезависимое ПО, сегодня требуются системообразующие программные продукты (ОС, СУБД, middleware с интегрированными функциями ИБ и др.), позволяющие сформировать на базе российского ПО полноценную (т.е. функциональную, надежную, масштабируемую) ИТ-инфраструктуру, обеспечивающую эффективную работу огромных территориально распределенных информационных систем. То есть им нужны именно системообразующие программные продукты уровня предприятия.

Как все мы хорошо знаем, до поворота государства в сторону импортозамещения в сфере информационных технологий весь рынок ОС уровня предприятия в госсекторе, госкорпорациях и муниципальных структурах безраздельно принадлежал Microsoft. Для российских разработок на этом рынке просто не было места, и разрабатывать их не имело никакого смысла. «Базальт СПО» стала первой компанией, полностью сфокусированной на операционных системах уровня предприятия. Сегодня в этом сегменте рынка прямых отечественных конкурентов у ОС АЛЬТ нет.

– Чем операционные системы уровня предприятия отличаются от других ОС?

– Когда о каком-либо ИТ-решении говорят, что оно относится к уровню предприятия, то отделяют его не только от продуктов для потребительского рынка, но и от так называемых продуктов уровня подразделения, которые подходят для автоматизации отдельных офисов крупных организаций или для сегмента малого бизнеса.

На первый взгляд, в плане базового набора функций ОС уровня предприятия и ОС уровня подразделения очень похожи. В обоих случаях ОС будет хранить программы и данные в файловых системах, обеспечивать запуск и выполнение этих программ, оптимальное управление ресурсами компьютера, контролировать доступ пользователя к тем или иным ресурсам, обеспечивать сетевые взаимодействия и т.д. Это сходство часто сбивает заказчиков с толку и подталкивает их к совершению ошибок при выборе продуктов. А такие ошибки дорого стоят. Почему?

Причина в том, что в информационной системе крупной территориально распределенной организации этим ИТ-продуктам отводятся совершенно разные роли. Главное их различие состоит в том, что ОС уровня предприятия формирует ИТ-инфраструктуру в масштабах всей организации, тогда как ИТ-продукты уровня подразделения (включая операционные системы) встраиваются в эту инфраструктуру, опираются на ее инфраструктурные ресурсы (например, на службу каталогов, с помощью которой осуществляется централизованное управление различными ресурсами предприятия и которая объединяет все элементы ИС в одно целое). Таким образом, ОС уровня предприятия является системообразующим звеном информационной системы организации, а решение уровня подразделения таковым быть не может.

Второе различие обусловлено тем, что в крупных организациях ОС уровня предприятия оперирует гораздо большим количеством всевозможных объектов (учетных записей, файлов и суммарным объемом данных, программ, серверов, рабочих станций и т.п.), чем ОС уровня подразделения. В реальной жизни различие может достигать трех порядков, а два порядка – это совершенно типичная ситуация. Если системный администратор, используя лишь базовые инструменты администрирования, может худо-бедно сохранять контроль над ИТ-инфраструктурой небольшой компании или отдельного подразделения крупной организации, то масштабирование такой практики до уровня всей организации неизбежно приводит к хаосу. И никакое увеличение числа администраторов эту проблему не решит. На уровне предприятия должны применяться специальные средства централизованного управления (например, уже упоминавшаяся служба каталогов), тесно интегрированные с ядром операционной системы.

Более того, ОС уровня предприятия должна максимально гладко взаимодействовать и с уже существующей, как правило, на предприятии службой каталогов Active Directory (и с другими замещаемыми инфраструктурными решениями Microsoft). Ведь если представить себе одномоментный перевод отдельного подразделения на новую ОС еще как-то можно, то это принципиально невозможно сделать в масштабах крупной организации, где переход на новые технологии растягивается на месяцы и даже годы. И это не только технический вопрос. Не менее важно наличие эффективных методик миграции на новую ОС, системы учебных курсов и сертификации, а также качественных услуг, позволяющих заказчику получить компетенции по новому ПО и упростить переход на импортонезависимые решения.

Отмечу еще одно различие, которому пока уделяется недостаточно внимания. От ИТ-решений уровня предприятия требуется гарантированная поддержка жизненного цикла, длительность которого в случае замещения ОС практически ничем не ограничена. Причем это касается не только функциональности и масштабируемости самой ОС, но и ее способности адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям нормативной базы, поддерживать изменения архитектуры информационных систем, появление альтернативных процессоров и новых информационных технологий и др. В случае операционной системы это выводит на первый план две темы: уровень технической поддержки заказчиков и степень зависимости ОС от зарубежных репозиториев.

– Что на момент объявления курса на импортозамещение представляла собой структура российского рынка альтернативных операционных систем для госсектора?

– На российском рынке  представлено много компаний и инициативных групп, претендующих на статус разработчиков операционных систем для корпоративного заказчика. Среди продуктов было немало откровенных «поделок», за которыми стояли Linux-энтузиасты. Были и специализированные разработки, ориентированные на определенного крупного заказчика, например Министерство обороны. При этом серьезные компании можно было сосчитать по пальцам одной руки. Но все их продукты объективно могли претендовать только на статус ОС уровня подразделения. Кроме того, все ОС этого уровня (кроме Alt Linux) опирались на зарубежные репозитории, что создавало и сегодня создает ряд непреодолимых противоречий и ограничений, которые несовместимы с целями импортозамещения. Поэтому все эти ОС в принципе не способны удовлетворить потребности госсектора, госкорпораций и крупных муниципалитетов в системообразующих ОС уровня предприятия. И они не могут претендовать на статус решения, способного заменить Windows в крупных системах.

Разумеется, такие операционные системы можно попытаться «впарить» не очень подготовленному и разборчивому заказчику, а потом долго объяснять ему, что полученный им продукт – это лучшая отечественная разработка. Но рано или поздно туман рассеется. И такому заказчику придется повторно менять ОС. А это потерянное время и деньги, причем немалые.

Еще дороже такие ошибки обходятся в масштабах всего рынка. Ведь скрытые и явные противники импортозамещения, ссылаясь на подобные проваленные проекты, получают возможность «объективно и беспристрастно» говорить о неготовности всех российских ОС к роли заменителя Windows. А на нашем ИТ-рынке гораздо больше противников импортозамещения в ИТ, чем его истинных сторонников. Это надо ясно понимать. Поэтому я уверен, что неадекватное применение как «поделок», так и достаточно качественных продуктов уровня подразделения для решения задач уровня предприятия сильно вредит имиджу отечественных информационных технологий и создает существенные риски для всей политики импортозамещения в стране.

– Что изменило появление новой ОС уровня предприятия?

– До недавнего времени на отечественном рынке существовала только одна операционная система – Windows, которая позволяла строить территориально распределенные системы. Автоматизировать офис, даже крупный, можно с помощью ОС уровня подразделения различных производителей. Но когда речь идет о многих сотнях, тысячах и десятках тысяч пользователей, разбросанных по большой территории, без технологии Microsoft, реализованной в контроллере домена Active Directory, сделать это практически невозможно. Эта технология Microsoft позволяет разом решить много сложных задач:

  • создать и поддерживать единое пространство учетных записей пользователей;
  • централизованно производить настройки доступа к ресурсам системы;
  • обеспечить сквозную авторизацию пользователей в сети с однократным вводом пароля.

Сегодня в России появилась альтернативная Windows отечественная операционная система, имеющая собственные средства для создания доменной структуры, совместимой с Microsoft Active Directory и способной ее заменить. В реализованные в ней технологии (например, средства поддержки виртуализации и управления виртуальными машинами, управления обновлением ПО и др.) позволяют как создавать новые автоматизированные системы уровня крупного территориально распределенного предприятия, так и осуществлять дальнейшее развитие уже созданных на базе технологий Microsoft гетерогенных информационных систем без потери их функциональности.

– Почему при внедрении новой отечественной ОС уровня предприятия первоочередной задачей, более важной, чем даже развертывание системы продаж, стало создание системы технической поддержки на всей территории РФ?

– Сегодня успех или провал первых крупных проектов импортозамещения важен не только для запустивших их организаций-заказчиков и топ-менеджеров и ИТ-директоров, решившихся стать первопроходцами в этой области. Результаты этих проектов станут ориентиром для гораздо более многочисленных проектов второй волны. Если техподдержка опирается на отработанную технологию и масштабируемую инфраструктуру, разработчик ОС (или другого ИТ-решения) легко может справиться со значительно возросшим числом заказчиков. Иначе первый рыночный успех способен внести хаос в работу компании, что остановит развитие продуктов, разрушит лояльность клиентов и репутацию разработчика. А эффективная система продаж, запущенная без предварительно созданной промышленной системы техподдержки, подталкивает разработчика именно к такому сценарию. Вот поэтому мы принципиально начали именно с техподдержки, а организацию системы продаж отложили на более позднее время. Прошедший период полностью подтвердил правильность такого подхода.

Компания «Базальт СПО» заключила соглашение на организацию данной работы с ALP Group. Это сервисная компания, которая много лет профессионально занимается подобным бизнесом, имеет партнерскую сеть в 300 городах РФ, центр компетенции, технологические и методические «ноу хау» в промышленном применении и сопровождении СПО. Фактически компания «Базальт СПО» отдала на аутсорсинг одну из своих ключевых бизнес-функций, сильно влияющую на позиционирование, конкурентные преимущества и рыночные перспективы новой ОС.

Весной 2017-го система техподдержки вышла на новый уровень. Она превратилась в открытую шину, к которой могут подключаться разработчики другого ПО. И первым таким разработчиком стала компания Postgres Professional, поставщик высокопроизводительной СУБД для ответственных применений, на которую ориентируется большинство крупных российских организаций. Сегодня на разных стадиях подключения находятся еще несколько компаний.

– В чем специфика работы созданной открытой шины техподдержки?

– Организация-заказчик может по-прежнему заключать отдельные сервисные контракты с каждым разработчиком. Или подписать единый сервисный контракт на техподдержку целого ряда системообразующих российских программных продуктов как единого комплекса. Но в любом случае заказчик защищен от чрезвычайно мучительной для него ситуации, когда службы техподдержки разных компаний «отфутболивают» его друг к другу, утверждая, что «это не наша проблема». Заявки при этом закрываются, так как причина проблемы якобы установлена, а заказчик так и остается с ней один на один.

На шине техподдержки «Базальт – ALP Group» такое невозможно. Если истинная причина коренится не в том продукте, где проблема проявилась (это тщательно проверяется), то заявка автоматически передается на третью линию техподдержки соответствующего ПО. В итоге, если настоящий «виновник» проблемы подключен к шине техподдержки, решение будет найдено, даже если для этого потребуется несколько итераций. Причем автор исходной заявки взаимодействует с этой системой через единое окно и отслеживает ход работ в личном кабинете на специальном портале. Если же проблему вызвало какое-то другое ПО, автору исходной заявки будет гораздо проще обращаться в его службу техподдержки, так как он получит всю информацию, накопленную за время работы над его проблемой всех подключенных к шине служб техподдержки.

– Как, по опыту пилотных проектов, может выглядеть SLA? Какие характеристики и параметры в нем прописываются?

– Для разных категорий проблем фиксируется зона обслуживания и приемлемое для заказчика время реагирования в неделях, днях или даже часах. Сложная технология отработки скрыта от потребителя.

– Какие преимущества ОС, разработанной компанией «Базальт СПО», перед продуктами зарубежных и российских поставщиков позволяют рассчитывать на то, что в перспективе пяти лет ей удастся занять 35% рынка операционных систем для госсектора?

– Помимо тех реализованных в операционных системах компании «Базальт СПО» технологических и сервисных «ноу хау», о которых я уже говорил, ОС АЛЬТ – единственная в стране линейка операционных систем промышленного уровня, которая собирается на базе отечественного репозитория исходных кодов «Сизиф», входящего в четверку крупнейших в мире репозиториев свободного программного обеспечения. Репозиторий активно развивается силами международного сообщества Alt Linux Team и специалистов компании «Базальт СПО», которая направляет процесс развития и предоставляет все необходимые технические ресурсы.

Независимость репозитория и наличие активного сообщества – огромное стратегическое преимущество, позволяющее гарантировать истинную технологическую независимость производимых продуктов от все более ощутимого влияния на рыночную экономику политических пристрастий наших геополитических «партнеров». Благодаря собственному репозиторию компания может гарантированно обеспечивать жизненный цикл выпускаемых продуктов. Кроме того, компания может создавать операционные системы для отечественных процессоров. И сейчас такие проекты реализуются.

– Как в 2017 году планируется обеспечивать необходимый масштаб внедрений? Что будет зависеть от заказчика, разработчика и других участников рынка?

– Несколько проектов с государственными заказчиками стартовали еще летом 2016 года. Масштаб и темп внедрений в них лимитируют не какие-либо технические или методические проблемы с ОС АЛЬТ, а различные внутренние факторы, специфические для каждого заказчика. Думаю, границы этих проектов начнут вырисовываться ближе к осени 2017-го. Кроме того, в этом году появилось много новых потенциальных заказчиков, с которыми уже выполнены или запущены первые «пилоты». Но эти проекты наберут силу также не раньше осени, а масштабные результаты покажут в 2018 году.

Конечно, переход на импортонезависимые ИТ-решения мог бы идти быстрее, но осторожность заказчиков тоже можно понять. Ведь им нужно принимать на себя ответственность за переход на совершенно незнакомое программное обеспечение. У ряда заказчиков существует превратное представление о свободном программном обеспечении и полный провал в понимании технологических возможностей предлагаемых рынком операционных систем. Приходится много заниматься ликбезом. Конечно, все это можно отнести к неизбежному этапу развития отечественных информационных технологий. Но сохраняющаяся неосведомленность и ложные стереотипы создают серьезный риск для внедрений. Поэтому крайне желательно, чтобы опыт правильно организованных проектов как можно полнее был представлен рынку. Это позволит избежать неоправданных ожиданий и многих ошибок. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!