Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2017
Геннадий ОРЛОВ  05 сентября 2017

Практическая польза информатизации здравоохранения: опыт Петербурга

В Северной столице, городе трех революций, прямо сейчас происходит еще одна революция – в сфере цифрового здравоохранения. 

Проект «Электронное здравоохранение» утвержден в качестве приоритетного на уровне губернатора Санкт-Петер­бурга. Создан проектный офис, разрабатываются новые электронные сервисы для медицинских работников, граждан и управленцев. До 2020 г. в Петербурге планируется активно развивать интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК), будут созданы новые пациентские регистры, внедрена система телемедицинских консультаций, будет совершенствоваться аналитический инструментарий, необходимый для управления здравоохранением города.

С чего все начиналось. Интеграционный подход

Говоря о цифровизации в здравоохранении, важно вспомнить, от чего мы отталкивались, начиная этот процесс, и о том, какие проблемы нужно было решить (рис. 1).

Большинство проблем напрямую связано с бумажным документооборотом. На основе бумажного документооборота невозможно оперативно получать информацию, необходимую для управления здравоохранением, качество данных низкое и поступают они не всегда своевременно. Врачу документы из других медицинских организаций передаются с задержкой, пациенту приходится носить с собой бумажные экземпляры документов. Это не соответствует требованиям времени. Решение очевидно – нужно переходить на электронные ресурсы управления здравоохранением, развивать электронные сервисы для граждан.

К моменту старта программы модернизации здравоохранения в медицинских учреждениях Петербурга уже успешно использовались несколько медицинских информационных систем (МИС МО). Было принято решение не заменять уже работающие системы, а пойти по пути их развития и интеграции. В 2011 г. было начато внедрение интеграционной шины, основная задача которой – объединить потоки медицинских данных и обеспечить связь между всеми участниками процесса оказания медицинской помощи.

Со временем мы убедились, что выбранный нами интеграционный подход себя оправдал: в долгосрочной перспективе он обеспечивает устойчивое развитие региональной информационной системы в сфере здравоохранения, позволяет включить в обмен данными лаборатории и коммерческие клиники (такой процесс активно идет сейчас в Петербурге), а также сохраняет конкуренцию и специализацию разработчиков МИС. Это, безусловно, положительно сказывается на качестве информационных систем: в Петербурге в госучреждениях используются МИС 16 разработчиков, из них 11 успешно внедряются в регионах России и странах СНГ, а интеграционная шина, которую разрабатывает компания «Нетрика», была признана лучшей медицинской информационной системой на конкурсе инновационных разработок в области ИТ для медицины, который проводился в рамках XVII ежегодной специализированной выставки «Информационные технологии в медицине 2016».

В Петербурге насчитывается 288 государственных медицинских учреждений (с учетом структурных подразделений – всего 725 площадок) и более 76 тыс. медицинских работников. Право выбора МИС МО закреплено за медицинской организацией. Главный врач может выбрать систему, в наибольшей степени отвечающую потребностям, специализации и уровню технической готовности медучреждения. МИАЦ Санкт-Петербурга ведет реестр рекомендованных МИС, для включения в который система должна соответствовать определенным критериям, в частности быть интегрированной с городскими сервисами. Обмен данными между МИС МО происходит централизованно через интеграционную шину.

Критерий оценки информати­зации – польза для всех участников

Как оценить эффект от внедрения информационных систем? На наш взгляд, главный критерий оценки – практическая польза, которую получают от внедрения граждане, врачи, организаторы здравоохранения.

В Петербурге мы применяем принципы управления на основе ключевых показателей (KPI). Такой подход позволяет сократить количество рассматриваемых показателей, проводить мониторинг по различным параметрам и максимально эффективно принимать управленческие решения.

Примером ключевого показателя может служить индекс СИ-МИС – уровень содержательного использования МИС, разработанный Петербургским МИАЦ. СИ-МИС рассчитывается как отношение уровня функциональности МИС МО и объема ее использования.

Регулярный мониторинг индекса СИ-МИС (рис. 2) позволяет нам объективно оценить степень использования МИС в зависимости от ключевых показателей и уровней достижения их целевых значений, организовать оперативное управление информатизацией медучреждений, планировать мероприятия для достижения целевых значений KPI.

 По состоянию на I квартал 2017 г. доступ к МИС имеют порядка 70% врачей, из них 35% ведут электронную медицинскую карту (рис. 3). В наших ближайших планах довести это значение до 70–75%.

Что касается других ключевых показателей, то мы видим, что самый используемый региональный сервис – электронная запись на прием к врачу. К ней подключено 88% медицинских учреждений, производится 15 млн записей в год (рис. 4). Всего через дистанционные каналы записи – колл-центр и интернет-сервисы – записывается 75–80% граждан. Активно идет процесс регистрации граждан в ЕСИА для получения доступа к личному кабинету пациента. Этот и другие показатели находятся в открытом доступе на сайте МИАЦ в разделе «Живые графики».

 
 

ИЭМК – основа сервисной модели электронного здравоохранения

Электронное здравоохранение Санкт-Петербурга построено на основе сервисной модели, центральным элементом которой является интегрированная электронная медицинская карта.

Формирование расширенной ИЭМК, выходящей за рамки сведений об оказанных услугах, мы начали с лабораторных исследований. Получение результатов исследований в электронном виде – востребованная услуга, благодаря которой нам удалось мотивировать врачей использовать ИЭМК.

Сейчас в ИЭМК в электронном виде поступают 60% всех проводимых в городе исследований. 92 медицинские организации передают направления на исследования в электронном виде, 85 лабораторий передают результаты исследований. Объем передачи данных лабораторных исследований через интеграционную шину достиг 453 тыс. тестов в месяц. Недавно мы начали очень важный процесс по включению в обмен данными коммерческих лабораторий.

Протоколы обмена данными лабораторных исследований основаны на международном стандарте FHIR. Также используется справочник ЛАТЕУС, разработанный Петербургским МИАЦ на базе стандарта LOINC.

Переход на электронный документооборот имеет и экономический эффект. По нашим данным, в поликлиниках, которые полностью перешли на электронный документооборот, количество необоснованных направлений на лабораторные исследования сократилось на 20%. Потенциально расширение сервиса, подключение к процессу контроля страховых компаний может сэкономить миллиарды рублей.

Помимо данных лабораторных исследований, мы наполняем ИЭМК и другими электронными документами. Будем увеличивать количество инструментальных исследований, поступающих в ИЭМК, – сейчас в нее передаются только 1,5% инструментальных исследований. К 2018 г. мы планируем увеличить этот показатель до 25%.

Также уже сейчас некоторые стационары передают в ИЭМК выписные эпикризы. В перспективе врач амбулаторного звена будет получать оповещение о выписке пациента из стационара и о поступлении в ИЭМК выписного эпикриза. Врач сможет просмотреть эпикриз из МИС, установленной в учреждении, либо с помощью браузера на специальном портале врача. Техническая возможность для этого есть.

Кроме того, в связи с новыми требованиями законодательства готовится внедрение электронных листков нетрудоспособности, которые будут передаваться из поликлиник и стационаров. Листки нетрудоспособности будут отправляться в Фонд социального страхования. Соглашение об обмене данными между Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским региональным отделением ФСС РФ подписано в июне этого года.

Обмен сведениями об электронных больничных также будет происходить через ИЭМК. Необходимо иметь возможность объединить все сведения о нетрудоспособности горожан, чтобы в дальнейшем проводить экономический анализ потерь экономического потенциала города из-за заболеваний жителей.

Важно, что все поступающие из МИС МО в региональную ИЭМК записи автоматически анализируются с помощью специальных алгоритмов – за это отвечает подсистема ГИС РЕГИЗ «Индекс пациентов». «Индекс пациентов» позволяет с большой степенью точности отнести запись к уже имеющейся в ИЭМК или создать новую; спорные ситуации рассматривает оператор. Корректная идентификация дает возможность перейти от сбора учетных данных к практическому использованию ИЭМК и служит фундаментом дальнейшего развития РЕГИЗ.

Посчитать всех: электронные направления

Для Петербурга, как и для многих регионов России, актуальна задача контроля срока ожидания медицинской помощи и планирования ресурсов. Это особенно важно для ряда востребованных «узких» направлений медицинской помощи. В Петербурге таким направлением стало оперативное лечение катаракты.

На основе бумажного документооборота невозможно было оценить реальную потребность в медицинской помощи, так как списки на госпитализацию каждый стационар вел самостоятельно, а пациент мог одновременно записаться в очередь в несколько стационаров.

Сейчас в городе действует электронная система управления очередями: поликлиники в электронном виде выдают направления на госпитализацию. При этом пациент может выбрать стационар с наименьшим расчетным временем ожидания медицинской помощи. Направления попадают в ИЭМК, и из них формируется единая городская очередь. Стационары назначают дату плановой госпитализации, снимая при этом пациента из общего списка. Таким образом мы всегда имеем оперативную информацию о длине очереди и реальной потребности в медицинской помощи. Более того, поскольку направление содержит расширенную медицинскую информацию, мы можем выделить приоритетные группы пациентов, которые нуждаются в госпитализации прежде других.

Информационная система интегрирована с системой сопровождения застрахованных лиц, поэтому ТФОМС получает уведомление о госпитализации. Наша ближайшая задача – реализовать уведомление врачей амбулаторного звена о госпитализации и выписке пациента, чтобы обеспечить преемственность медицинской помощи.

В результате внедрения системы управления очередями мы стали более четко представлять себе реальный объем необходимой медицинской помощи, количество людей, которые стоят в очереди на лечение катаракты: в городе проводится около 25 тыс. операций по удалению катаракты в год, при этом фактическая потребность колеблется от 22 тыс. до 30 с небольшим.

Согласно планам МИАЦ и Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, следующим направлением, по которому будет развиваться сервис управления очередями, станет эндопротезирование крупных суставов.

Электронное здравоохранение для каждого: новая парадигма

Несмотря на то что электронное здравоохранение в Санкт-Петербурге развивается на прочном фундаменте, многое еще предстоит сделать. Важной задачей проекта «Электронное здравоохранение» мы считаем обеспечение равной доступности электронных услуг здравоохранения и электронной медицинской карты для всех граждан. Наша цель – исключить для жителей Санкт-Петербурга необходимость хранить медицинские документы на бумаге и заботиться о предоставлении их врачам.

В августе 2017 г. мы запускаем в промышленную эксплуатацию личный кабинет пациента, в котором горожанам будет предоставляться целый ряд услуг, в частности доступ к их лабораторным исследованиям в электронном виде. В личном кабинете гражданин сможет просмотреть свои записи к врачу, отменить запись, узнать, к какой поликлинике он прикреплен, а также отправить в медицинскую организацию онлайн-обращение по вопросам оказания медицинской помощи.

Мы ожидаем, что количество запросов граждан существенно возрастет. Для того чтобы эффективно их обрабатывать, на базе Санкт-Петербургского МИАЦ будет организован региональный контакт-центр по вопросам электронного здравоохранения. Контакт-центр, ситуационный и учебный центры, а также центр информационных технологий войдут в состав Центра развития электронного здравоохранения, создающегося в МИАЦ Санкт-Петербурга по поручению губернатора города. Центр будет реализовывать приоритетный проект Санкт-Петербурга «Электронное здравоохранение» в 2018–2020 гг.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!