Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
19 сентября 2017

ИТ-рынок учится говорить по-русски

Цифровая трансформация масштаба государства теснейшим образом связана с импортозамещением в сфере ИТ.

Правительство РФ приняло долгосрочную программу «Цифровая экономика»: на системные рельсы переводятся процессы цифровизации всех сфер нашей жизни — производства, государственного управления, культуры и социальной жизни. Пока мы лишь в общих чертах можем представить себе, как будет выглядеть цифровая экономика. Но уже сегодня очевидно, что данные в цифровой форме становятся стратегически важным ресурсом для развития государства и общества. Вывод, который напрашивается естественным образом: цифровая трансформация такого масштаба теснейшим образом связана с импортозамещением в сфере ИТ. Мы должны взять под полный контроль технологии, на которых строится цифровая среда. В противном случае дамоклов меч заимствованных решений «сорвется» запретительными санкциями, несовместимостью с отечественными компьютерами и ПО, недекларированными возможностями, которые могут быть использованы против интересов России.

Образно говоря, отечественный ИТ-рынок учится говорить по-русски, и эта тенденция поддерживается нормативной базой и реестром отечественного программного обеспечения.

Но, несмотря на принятые меры, продолжают существовать препятствия, мешающие госорганизациям и предприятиям создать надежные информационные системы на базе отечественных технологий. Эти обстоятельства надо изменить как можно быстрее, поскольку они станут источником серьезным проблем для цифровой среды будущего.

Репозиторий и его определяющее влияние на жизненный цикл российского ПО

Весьма неоднозначная ситуация складывается с миграцией на отечественные операционные системы. В реестр российских программ занесены несколько программных продуктов, которые позиционируются как отечественные, но по сути являются слегка дополненными вариантами зарубежных ОС на базе свободного программного обеспечения. Чем рискует организация, которая ставит в зависимость от подобной ОС работу всей своей ИТ-инфраструктуры? Прежде всего, возникает дефицит необходимых функциональных свойств. Развитие такой ОС полностью зависит именно от зарубежных разработчиков, которые не принимают во внимание интересы российских пользователей: в частности, не обеспечивается совместимость ОС с компьютерами российского производства.

Чтобы придать ОС необходимые свойства, российские разработчики самостоятельно создают и интегрируют в программный продукт собственные модули. По мере развития такая операционная система все более дополняется и трансформируется, что шаг за шагом увеличивает объем необходимых доработок. В результате в какой-то момент отечественные разработчики перестают успевать вносить все эти изменения в каждый релиз базовой зарубежной ОС — и ее местная версия безнадежно отстает от оригинала и прекращает свое существование. По этой схеме уже прожили свой недолгий век и российский проект МСВС, и китайская Red Flag. К такому же неизбежному финалу двигаются и остальные псевдоотечественные ОС.

О какой цифровой трансформации не только всей экономики, но даже отдельного предприятия может идти речь, если организации, использующие подобные программные продукты, будут вынуждены едва ли не каждую пятилетку мигрировать на новую ОС? По сути – заменять системообразующий программный компонент, к которому привязана вся ИТ-инфраструктура организации.

Избежать подобных проблем можно только в том случае, если ОС создается на основе собственного репозитория, который не зависит ни от каких зарубежных. Такой репозиторий — это своего рода «фабрика по производству ПО». Она объединяет инфраструктуру разработки, модернизации и сборки ОС; хранилище пакетов программ; сообщество разработчиков. Собственный независимый репозиторий гарантирует, что все полезные наработки, сделанные для российских пользователей, будут включаться во все последующие обновления системы.

Примером подобной «фабрики» может служить российский репозиторий «Сизиф» (Sisyphus), на базе которого созданы и развиваются первые отечественные операционные системы для крупного предприятия и госсектора.  Политика развития репозитория определяется интересами российских предприятий и организаций. При этом собственная «фабрика по производству ПО» позволяет российским разработчикам полноценно взаимодействовать с международными проектами разработки свободного программного обеспечения, укрепляя там свои позиции и влияние.

Государство одновременно толкает к импортозамещению и препятствует ему

Еще одним серьезным препятствием к обретению государством технологической независимости, как ни парадоксально, являются российские государственные информационные системы. Часть из них построена таким образом, что с ними невозможно работать, используя отечественные ОС!

Например, чтобы воспользоваться порталом госзакупок (zakupki.gov.ru) в качестве приобретателя товаров или услуг, организация в обязательном порядке должна применить технологию Microsoft ActiveX. Причем не только установить Windows на корпоративные компьютеры, но и собственными руками отключить в операционной системе функции безопасности. Пока этого не сделаешь — с порталом работать не сможешь. Парадоксально, правда? Вот, например, «Яндекс» или «Лента.ру» не требуют, чтобы вы для просмотра новостей или поиска использовали только определенное зарубежное ПО. А государственное ведомство требует.

Увы, это далеко не единичный пример. Аналогичным образом многотысячная армия российских чиновников принуждена работать в среде Windows, участвуя в проведении единого дня приема граждан. Информационная система, которой они пользуются для ответов на обращения людей, работает только под ОС Windows. Что же делать чиновнику, чья организация мигрирует с Windows на российскую операционную систему — игнорировать выполнение своих прямых обязанностей? А ведь, согласно методическим рекомендациям Минкомсвязи по переходу федеральных органов власти на отечественное офисное ПО, процесс миграции должен завершиться до конца 2020 года. Получается, что концу 2020 года единый день приема граждан прекратит свое существование?

Очевидно, что подобные казусы надо исправлять. Начать необходимо с масштабного аудита государственных информационных систем на предмет совместимости с отечественным программным обеспечением. И по итогам аудита — вносить необходимые изменения, каких бы ведомств это ни касалось.

Пора сделать стандарты реальным проводником технической политики государства в сфере ИТ

Для создания системных условий перехода к цифровой экономике государству надо вплотную заняться разработкой стандартов и – что крайне важно! – создать систему контроля над их исполнением.

Вот пример. Открытый формат офисных документов OpenDocument (.odf) принят в качестве государственного стандарта (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010). Логично было бы предположить, что госорганизации и ведомства опираются на него в реализации межведомственного документооборота. Увы, сегодня стандарт игнорирует подавляющее большинство государственных организаций и ведомств. Например, в контрактах нередко можно встретить требование представить документы в формате .doc. И ни слова о том, что это за формат. А ведь это проприетарный формат, уже создающий целый ворох проблем, связанных с необходимостью использовать для определенных версий формата определенные версии проприетарного офисного ПО.

Почему организации провоцируют друг друга ориентироваться не на открытый формат, описанный в ГОСТе, а на файлы с неизвестной структурой? Как при таком подходе наши дети и внуки смогут прочесть документы долгосрочного хранения?

Что это: недальновидность или умысел? Нам пора уже обязать ведомства ввести четкие регламенты по применению единых форматов электронных документов и исключить вольное толкование стандарта.

Алексей Смирнов, генеральный директор, «Базальт СПО»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!