Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09-10 2017
Александр ГУСЕВ  07 ноября 2017

«Мы сидим на кладе из бесценных данных»

Медицинских данных, пригодных для построения серьезных аналитических систем, огромное количество. Однако пока отрасль управляется на основе бумажной статотчетности, современная аналитика не будет востребована.

§ Сегодня применение аналитики в работе медицинских организаций в среднем находится на минимальном, нередко просто нулевом уровне. Работе органов управления здравоохранения в лучшем случае можно поставить 2 балла из 5. Почему? Потому что единственное, что делается массово, – это формирование и сдача государственной и ведомственной статистической отчетности (которая самим медорганизациям и ОУЗ ничего толком не дает и по сути не нужна). В лучшем случае руководители МО и ОУЗ используют статотчеты для контроля. Очень редко в управлении здравоохранением задействуются действительно современные аналитические возможности, а уж применение прогностических моделей и превентивного подхода к управлению на основе оперативного автоматизированного анализа и предсказания событий – вообще экзотика.

§ Основная проблема аналитического обеспечения информатизации здравоохранения состоит, на мой взгляд, в незрелом и неготовом к современной аналитике управленческом подходе. Сейчас отрасль управляется так, как привыкли ею управлять еще в советское время: на основании годовых отчетов, «тушения пожаров» и директивно-исполнительской модели. Огромное влияние на отрасль оказывают острый дефицит и старение кадров, недостаточное финансирование. Недаром здравоохранение наравне с дорогами и ЖКХ остается острейшей социальной проблемой. В этих условиях всерьез надеяться на внедрение современных аналитических инструментов, тотальный и реальный переход на оперативную современную аналитику как инструмент управления – это гоняться за миражами. Руководители отрасли не созрели для этого. Да, есть единичные примеры использования аналитических систем и единичные же управленческие аспекты, причем не основные, в которых такая аналитика применяется. Например, недавно Минздрав развернул ГИС-решение, позволяющее монтировать ресурсное обеспечение здравоохранения и некоторые вопросы транспортной доступности медицинской помощи. Некоторые региональные ОУЗ установили аналитические системы для мониторинга отдельных показателей работы здравоохранения. Примеры есть, но говорить, что аналитика стала массовым инструментом в работе руководителя любого ранга, увы, пока рано.

§ При этом я бы не сказал, что аналитических данных недостаточно или они недоступны. Данных, пригодных для построения серьезных аналитических решений, огромное количество! Возьмите хотя бы реестры на оплату медицинской помощи, которые уже много лет сдаются ежемесячно или даже чаще каждой государственной медорганизацией в стране! Благодаря хорошему нормативному регулированию со стороны ФФОМС в этих реестрах содержится детальная формализованная и пригодная для анализа информация по каждому случаю профилактической и лечебной работы МО. Мы просто сидим на кладе из бесценных данных. Но эти данные не используются в управлении здравоохранением, поскольку управление основано не на данных, а на непрозрачной и непроверяемой статистической отчетности с совершенно дискредитированной репутацией.

§ Ключевой фактор – реальная готовность руководителей здравоохранения к модернизации управления. Только это создаст спрос. Только спрос рождает предложение. Сегодня аналитические системы уровня BI-платформ и прикладных решений на их базе никому не нужны. Пока отрасль в соответствии с приказами Росстата/Минздрава управляется на основании ручного заполнения и сдачи в лучшем случае квартальной, а чаще – годовой отчетности, современные аналитические решения не будут нужны.

§ Инициатива превращения статистики и мониторинга в аналитику, на мой взгляд, должна исходить от федерального регулятора – Минздрава. Только перейдя от использования бумажных статотчетов к оперативному управлению на основе данных из единых федеральных аналитических или учетных сервисов ЕГИСЗ, мы сделаем действительно эффективный шаг в сторону реформы управления в целом.

§ Сегодня в системах поддержки принятия врачебных решений (СППР) существуют разные подходы к анализу данных о показателях здоровья пациентов. Основная сложность состоит в том, что для создания эффективных СППР нужны качественные данные и в больших количествах. Мало просто накопить 100 тыс. выписных эпикризов в текстовом или PDF-формате с первым уровнем формализации СЭМД (стандартизированного электронного медицинского документа) – этого недостаточно ни для создания обучающих баз данных, ни для machine learning. Необходимо ведение формализованных медицинских записей на основании детальных классификаторов и справочников, и таких документов должны быть миллионы. Причем нужны именно клинические медицинские записи, а не статталоны или отметки о явке пациента в «Электронной регистратуре». Кроме того, в создании СППР должны принимать участие носители экспертных знаний – клиницисты и хорошие научные школы, способные не только грамотно поставить задачу, но и помочь разработчикам в создании и развитии таких систем.

§ Востребованность решений для мониторинга и анализа данных в сфере информатизации здравоохранения находится в стадии созревания. Появляются пионеры, как разработчики, так и заказчики, но массово системы аналитики, особенно управленческой, рынку пока не нужны.

§ Основные рычаги влияния на ведение аналитической работы – у руководителей всех уровней, начиная с федерального Минздрава, ОУЗ в регионах и до главных врачей.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!