Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай НОСОВ  07 ноября 2017

Призрак киберанархизма

Использование криптовалют может привести к изменению социально-экономического уклада страны.

«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма», -- процитировал первую строчку «Манифеста Коммунистической партии» на форуме «Открытые инновации» в Сколково интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев и пояснил, что сейчас в мире похожая ситуация, только умами овладевает другая идея -- использования криптовалют. «Люди начинают понимать, что они дешевле, надежней, безопасней», -- дал разъяснения интернет-омбудсмен и добавил, что эта идея «повлечет смену всего существующего социально-экономического уклада».

Государство должно отказаться от монополии на выпуск денег. Эта идея выглядит утопической. Но всего двести лет назад выглядела утопической идея отказа королей от монополии на власть.  Сейчас же даже в странах, официально считающихся монархиями, реальной властью короли и императоры не обладают. Остаются две основы государства – монополия на применение силы и монополия на печать денег. «Благодаря развитию технологий мы получаем уникальный момент, когда само общество может поставить под сомнение монопольное право государства на выпуск валюты», -- заявил Дмитрий Мариничев.

«К восстанию, ибо вам нечего терять, кроме этих изгородей из колючей проволоки!», -- такими словами закончил «Манифест криптоанархиста» бывший ведущий научный сотрудник Intel Тимоти Мэй. Интернет-омбудсмен, который по сути изложил сформулированные в этом манифесте идеи, к таким радикальным действиям не призывал. Процесс должен быть постепенным и эволюционным. Сейчас лишь один процент населения понимает, что такое криптовалюта. Должна накопиться критическая масса пользователей криптовалют, чтобы перейти к слому существующего мирового уклада. Первым шагом может быть введение крипторубля, эмитируемого Центробанком. Этот промежуточный этап научит население пользоваться криптокошельками, проводить сделки и расчеты в криптовалютах. 

Но это только начало. По мнению Дмитрия Мариничева «в будущем количество криптовалют будет бесконечно большим». Своя криптовалюта будет у каждой компании, каждой организации и даже у каждого человека. На основании криптовалют будет происходить распределение ценностей.  Этот подход «позволит уйти от отношений работника и работодателя, как помещика и холопа, когда есть вертикальная структура и каждый заключает договор об отношениях в соответствии со своим иерархическим статусом». В новом формате отношений будут две криптовалюты, взаимоотношения между которыми определяются курсом. А для переноса экономических ценностей не нужны будут назначенные государством иерархические структуры – банки.  

«Криптовалюты – это не вопрос технологий. Это вопрос перехода из одного социально-экономического уклада в другой. Декабристы, которые вышли на Сенатскую площадь не выступали против царя. В своей парадигме они не понимали, что это возможно. Сейчас аналогичная ситуация. Чтобы понять, что меняется – мы должны выйти из системы и посмотреть на нее снаружи. И поставить самые фундаментальные доводы под сомнение», -- подчеркнул интернет-омбудсмен.

Нельзя сказать, что подход совсем новый. Еще основатель социального анархизма Петр Бакунин выступал против любой формы иерархической власти, исходящей от воли государя или даже от государства с всеобщим избирательным правом. Да и князь Кропоткин считал, что централизованное иерархическое государство должно быть заменено на вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц (общин или территорий), основанный на принципе добровольности и «безначалья».  А Нестор Махно даже пытался реализовать идеи на практике. Так что «из системы» народ уже выходил. Впрочем, о криптовалютах тогда ничего не знали.

Страсти по крипторублю

Если процесс нельзя остановить – надо его возглавить. Введение крипторубля  обсуждается уже на самом высоком уровне. Один из вариантов его реализации описал президент Сбербанка Герман Греф. Крипторубль – электронный аналог бумажного рубля. Его эмитирует Центробанк и население может расплачиваться крипторублями в магазинах так же, как бумажными деньгами. То есть напрямую, без посредничества банков. При этом государство получает возможность мониторить движение средств – все транзакции будут в блокчейне. Это вполне укладывается в современные тенденции по усилению контроля государства в цифровой сфере, взять хотя бы запрет анонимайзеров или пока так полностью и не реализованный пакет Яровой.

Этот вариант вряд ли понравится активно выступающим за использование криптовалют шифропанкам. Один из лидеров движения, бывший пятый сотрудник Sun Microsystems и основатель Cygnus Support  Джон Гилмор сформулировал: «Сеть распознаёт цензуру как повреждение и обходит ее». Так что использование анонимных криптовалют продолжится.  Но для бизнеса, который больше озабочен снижением транзакционных издержек, чем правом человека на анонимность, такой вариант может быть интересен. 

Государственный крипторубль трудно считать полноценной криптовалютой. И дело не в том, что для обеспечения доверия вместо майнинга будет использоваться proof of authority, то есть гарантии, данные государством. В широко обсуждаемых сейчас национальных криптовалютах – крипторублекриптоюанекриптотеньге теряется децентрализация, независимость от единого эмиссионного центра. Элина Сидоренко, руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты  Госдумы РФ считает, что к криптовалютам они не имеют никакого отношения. Это некий продукт на блокчейне – полный эквивалент фиатной валюты. Но в целом к введению крипторубля профессор МГИМО относится положительно, так это позволит провести плавную обкатку механизмов функционирования и регулирования новых элементов криптоэкономики.

Регулирование и налогообложение

«Сеть — это анархия». Этот трюизм — ядро криптоанархии: никакого центрального контроля, никакого правителя, никакого лидера (исключение—люди, являющиеся примером для подражания или пользующиеся хорошие репутацией), никаких «законов. … Большинство пользователей Сети и Всемирной паутины уже почти не обращают внимания на мнимые законы регионов и стран, где они живут, несомненно, ощущая себя в большей степени членами виртуальных сообществ, нежели членами сообществ, управляемых местным правительством», -- писал в книге «Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии» Ладлоу Питер. Слово «арха» -- означает правитель, а «анархия» в буквальном смысле – отсутствие руководства. Растущее количество людей, работающих не по найму, свидетельствует, что в экономической области можно обойтись без государства и любого руководства.  Но и Нестор Махно не смог обойтись без Лёвы Задова. Государство занимается не только экономикой, но и социальными программами и вопросами обеспечения безопасности. Для выполнения которых нужны деньги, собираемые через налоги или через инвестиции.

Первый раз вопросы налогообложения криптовалют были подняты в Госдуме  летом прошлого года.  Обсуждалась сущность криптовалют. Что это – валюта, акция, товар. В зависимости от принятого решения можно было бы использовать существующие механизмы налогообложения. Но к единому мнению  эксперты не пришли.  Сейчас  ЦБ предлагает регулировать их как цифровой товар или цифровой актив, Минфин – как «иное имущество». Споры продолжаются.

В июне на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017) зампред Банка России Сергей Швецов заявил   о том, что одна из российских бирж уже рассматривает возможность запуска торгов криптовалютами. В октябре этого года появилось сообщение, что Минфин и ЦБ до конца года подготовят базовый законопроект о регулировании криптовалют.

Криптоэкономика может принести деньги и через инвестиции. В России не жарко и есть дешевое электричество, что уже интересует китайских инвесторов, планирующих создать  крупнейшую в Европе майнинговую ферму.

Другой получивший в последнее время популярность способ привлечения инвестиций – выпуск организацией токенов, с помощью которых можно будет оплатить ее продукцию в будущем (ICO).

Проведенное в начале года подмосковным фермерским хозяйством «Колионово» ICO привлекло за месяц по всему миру 401 биткоин, что по тогдашнему курсу превышало сумму в полмиллиона долларов (по текущему приближается к трем).  В лучших традициях криптоанархистов фермер не стал обращаться за кредитом к банкам, а выпустил свою криптовалюту колион (KLN), обеспеченную реальной продукцией его хозяйства.

Собранные на ICO средства идут на расширение производства и создание многофункционального и социального комплекса в деревне Колионово, причем частично за работы фермер рассчитывается все теми же колионами.  Инвесторы рассчитывают получить прибыль при реализации фермером сельскохозяйственной продукции (дивиденды начисляются ежемесячно) и за счет роста стоимости криптовалюты (за два последних месяца курс KLN на бирже по отношению к рублю вырос в два раза).

ICO вызывает большие опасения у регуляторов.  Инвесторы никак не защищены законодательством, что позволяет вольготно чувствовать себя мошенникам. Эксперты считают, что более 80% проводимых ICO являются обманом инвесторов и ничем не обеспечены. Самые резкие шаги сделал Китай, который запретил в стране ICO до разработки регулирующего его законодательства.

Элина Сидоренко пояснила, что «Сейчас в мире нет ни одного закона, который бы регулировал ICO, которое находится вне рамок правового поля. Рынок начинает стихийно выстраивать правила поведения». Задача регуляторов – изучать лучшие практики и уже на основании проведенного анализа предлагать законодательные акты, защищающие права граждан.

До Японии, которая стала первой страной в мире легализовавшей криптовалюты, России еще далеко, но сам процесс введения криптовалют в правовое поле идет. Недавно в Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Париже Россия анонсировала, что хочет быть пионером в блокчейн-технологиях. В ноябре 2017 года Россия будет делать первый в истории ОЭС официальный доклад по криптовалютам. Уже сейчас наша страна входит в число лидеров в области криптотехнологий. Один призрак, бродивший по Европе, успешно материализовался в России. Посмотрим, что будет с призраком криптоанархизма. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!