Rambler's Top100
Статьи
Александр ГУСЕВ  22 ноября 2017

Интеграция региональных сегментов ЕГИСЗ с «Моим здоровьем». Новые требования

Утвержден перечень услуг в сфере здравоохранения, которые должна обеспечить ЕГИСЗ на едином портале госуслуг.

Д. Медведев подписал Распоряжение от 15.11.2017 № 2521-р.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 г. К этому времени личный кабинет пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ должен предоставлять девять электронных услуг. Реализацию этой возможности будут осуществлять:

I. Медицинские организации (МО), оказывающие гражданам бесплатную медицинскую помощь в рамках территориальной программы государственных гарантий. Они должны обеспечить предоставление следующих сервисов:

1. Запись на прием к врачу.

2. Прием заявки на вызов врача на дом.

3. Предоставление доступа к медицинским документам.

4. Предоставление сведений о прикреплении к медицинской организации.

5. Запись на прохождение профилактических медицинских осмотров / диспансеризации.

II. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) должны обеспечить:

6. Предоставление застрахованному лицу информации о перечне оказанных ему медицинских услуг и их стоимости за указанный период времени.

7. Подачу заявления о выборе страховой медицинской организации.

III. Минздрав РФ должен обеспечить:

8. Предоставление сведений об оказанной медицинской помощи, которые содержатся в электронной медицинской карте.

9. Предоставление сведений о полисе обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации.

Заметим, ранее планировалось, что к 15 декабря 2017 г. таких услуг должно быть три: «Запись на прием к врачу», «Вызов врача на дом» и «Предоставление сведений об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты», подробнее см.: http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/epgu_04_2017.htm. А оставшиеся услуги предполагалось реализовывать в течение 2018 г. Теперь, видимо, сроки поджались, работа должна быть ускорена.

В прошлом месяце Дмитрий Медведев подписал Распоряжение от 06.10.2017 № 2183-р, утверждающее перечень документов и сведений, которые ТФОМС вправе получать и передавать в части информационного взаимодействия между собой и Минздравом, чтобы обеспечить работу этих сервисов в «Моем здоровье».

По сути, утверждение распоряжения № 2521-р обязывает ТФОМС и любую медицинскую организацию, участвующую в оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлять утвержденные услуги. А это значит, что такие услуги по идее должны оказывать не только государственные, но и коммерческие, федеральные и ведомственные МО, работающие по ОМС и территориальным программам госгарантий. По крайней мере если не в части записи на прием или вызова врача на дом, то в части предоставления сведений из медицинской электронной карты уж точно.

Нас, конечно, в этой ситуации больше беспокоят именно медицинские организации. Любой региональный сегмент ЕГИСЗ является частью ЕГИСЗ и, соответственно, любая медицинская информационная система (МИС МО или РМИС, неважно) также является частью ЕГИСЗ. А значит, техническая составляющая обязательств перекладывается на разработчиков этих систем. Получается, разработчики МИС/РМИС должны обеспечить интеграцию своих систем с «Моим здоровьем» в срок до 31.12.2017 в части всех указанных услуг.

Попробуем разобрать эти обязательства чуть подробнее.

С «Записью на прием к врачу» и «Приемом заявки на вызов врача на дом» в целом все ясно и достаточно давно. Реализация этих госуслуг должна осуществляться следующим образом: в регионе должна работать «Электронная регистратура» (ЭР), либо являющаяся самостоятельным продуктом, либо входящая в состав «Региональной медицинской информационной системы» (РМИС). К ЭР/РМИС должны быть подключены все медицинские организации, оказывающие бесплатную медицинскую помощь, в системе должно постоянно вестись расписание работы как минимум участковых врачей, врачей-педиатров и ряда узких специалистов. ЭР/РМИС должны быть интегрированы с «Концентратором услуг ФЭР», так как взаимодействие региональных сегментов ЕГИСЗ с «Моим здоровьем» в части записи на прием к врачу и вызовов врача на дом осуществляется именно с этим федеральным сервисом ЕГИСЗ. Более подробно об этом рассказано тут: http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/er_08_2017.htm.

С «Предоставлением доступа к медицинским документам» тоже все понятно: РМИС/МИС МО уже давным-давно должны быть интегрированы с федеральным сервисом ИЭМК и должны обеспечивать передачу соответствующих СЭМДов в промышленную среду этого сервиса. Более подробно об этом вопросе рассказано тут: http://www.kmis.ru/site.nsf/apages/iemk_07_2017.htm. Правда, стоит отметить два важных нюанса: во-первых, ранее интеграция МИС МО/РМИС не требовалась какими-либо нормативными правовыми актами (письма Минздрава о такой интеграции и передаче данных не считаются, так как не являются НПА). Теперь такое нормативное требование появилось. Второй нюанс состоит в том, что услуга «Предоставление сведений об оказанной медицинской помощи, содержащихся в электронной медицинской карте», ответственным за обеспечение которой в распоряжении № 2521-р назван Минздрав, на самом деле означает ту же самую обязанность МО передавать сведения в федеральную ИЭМК, поскольку другой возможности, если не ошибаюсь, у Минздрава получить и передать эти сведения в «Мое здоровье» нет.

Гораздо интереснее обстоит дело с услугой «Предоставление сведений о прикреплении к медицинской организации». Согласно распоряжению № 2521-р, ее обеспечение возложено на МО. Но это выглядит странно, и пока не очень понятно, как услугу вообще можно реализовать. Дело в том, что прикрепление застрахованных лиц к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, регламентировано Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Но ни этим приказом, ни каким-либо другим нормативным правовым актом федерального значения ведение реестров прикрепленного населения не вменено в обязанность и не сделано прерогативой МО. Насколько нам известно, сейчас в большинстве регионов такой реестр действительно имеется, но его ведение осуществляют ТФОМС. Более того, существует негласная установка о том, что в региональном сегменте ЕГИСЗ не следует дублировать базы данных и регистры, ведение которых осуществляют ТФОМС, – реестры застрахованного населения (РЗН) и реестры прикрепленного населения (РПН). Такое дублирование, якобы, является необоснованным расходом государственных средств и к тому же не поддержано на законодательном уровне. Поэтому было бы логично, чтобы ответственными за предоставление этой услуги были ТФОМС, а не МО. Но тем не менее – даже если все-таки требовать от МО оказывать эту услугу, то пока отсутствует механизм интеграции РМИС/МИС МО с «Моим здоровьем» и поэтому даже с технической точки зрения непонятно, как именно можно осуществлять предоставление этой услуги медицинскими организациями. Не вручную же сотрудники МО будут давать ответы за заявки граждан?

Ну и наконец, также не совсем понятно, что будет с услугой «Запись на прохождение профилактических медицинских осмотров / диспансеризации». Пока какого-либо интеграционного профиля/сервиса в федеральном сегменте ЕГИСЗ, с помощью которого можно было бы принимать заявки от граждан на прохождение профосмотров и диспансеризации, не найдено. А раз так, то невозможно доработать МИС МО/РМИС/«Электронные регистратуры» в части автоматического обмена данными по этому направлению. Единственное, что пока, пожалуй, можно сделать, – это продумывать и реализовать данную услугу в электронном виде на региональном уровне в надежде, что со временем соответствующий интеграционный профиль в ЕГИСЗ появится и нам останется только подключить уже готовые отлаженные функциональности к «Моему здоровью» на ЕПГУ.

Александр Гусев, заместитель директора по развитию, К-МИС

Источник

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!