Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  13 марта 2018

Кому строить дом с высоким IQ?

Несмотря на то что об «умном доме» говорится и пишется много, интеллектуальные автоматизированные системы управления домохозяйством все еще – достояние либо очень обеспеченных людей, либо гиков. Можно ли сделать «умный дом» массовым явлением?

История концепции «умный дом» корнями уходит в 50-е годы прошлого века, когда некий американский инженер придумал «дом с кнопками», в котором с помощью проводных технологий было организовано дистанционное управление электропитанием, освещением, затемнением окон, а также бытовой техникой. С тех пор сменилось несколько поколений средств автоматизации, появились сети сотовой связи, а задача – повысить уровень комфорта и безопасности с помощью интеллектуальных вычислительных и коммуникационных сетей и устройств – и в развитых странах стоит на повестке дня.



«Умный дом» в мире и в России

В США, на рынке которых комплексные решения «умный дом» и их отдельные компоненты активно продвигаются самыми разными группами участников рынка – от узкоспециализированных компаний-разработчиков до таких технологических гигантов, как Apple и Google, уровень проникновения систем автоматизации управления жилищем (его температурой, освещенностью, климатом), оценивается аналитиками в 20%.

В европейских странах «умный дом» -- это прежде всего системы smart metering, т.е. подключенные интеллектуальные приборы измерения потребления различных ресурсов. Однако, несмотря на то что курс на внедрение таких систем был взят в EC довольно давно, в 2009 г., далеко не все домохозяйства ими обзавелись. К примеру, в Германии планируют добиться 10% проникновения «умных счетчиков» в домохозяйства к 2025 году.

В России системами домашней автоматизации охвачены 2% жилищ, среди которых преимущественно дома и квартиры элитного и бизнес-классов. Доля другой группы пользователей подобных решений – новаторов, которые в основном собирают решения для автоматизации управлением домохозяйством своими руками, не превышает 1%.

Сдерживающие факторы

Причин тому несколько. Это и высокая стоимость комплексных решений «умный дом» high-end класса, и недостаток предложения систем с похожей функциональностью в среднем ценовом диапазоне, и низкая платежеспособность населения. Кроме того, для многих рядовых потребителей такие интеллектуальные решения все еще кажутся технически сложными (к примеру, только протоколов для связи компонентов систем «умного дома» с управляющим контроллером на сегодняшний день существует не менее 10).

Так что выгоды от внедрения таких интеллектуальных решений для потребителей услуг среднего ценового сегмента, прямо скажем, неочевидны. К тому же надо отметить пассивную позицию поставщиков ресурсов для ЖКХ, которые не спешат хоть как-то мотивировать собственников жилья экономить за счет установки интеллектуальных автоматизированных приборов учета их потребления.

Движущая сила

Для того чтобы системы «умный дом» начали внедряться в массовом порядке, необходимо формировать простые и понятные коробочные решения, а также выбирать схемы и модели их оплаты, доступные для многих пользователей, к примеру, предложенную в начале года компанией МГТС аренду комплексного решения. В этом случае, отмечают в компании, есть шанс повышать число пользователей таких интеллектуальных решений в среднем на 10% в год.

Кроме того, чтобы рынок «умных домов» стал по-настоящему массовым, его участникам предстоит вложиться в информирование жителей о преимуществах, которые дает внедрение таких систем, и в более широкое продвижение услуг и сервисов. Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин считает, что из всех групп участников формирующегося рынка «умных домов» эта задача по силам только операторам связи, которые уже присутствуют в домах и в квартирах с услугой высокоскоростного доступа в интернет и заинтересованы в расширении объемов ее потребления абонентами.

Недаром практически все ведущие интернет-сервис-провайдеры в России уже перешли от стадии разработки продуктов и услуг для «умного дома» к экспериментам и пилотным проектам в самых разных регионах страны. Количество инсталляций таких решений в операторском сегменте на сегодняшний день эксперт оценивает в десятки тысяч.

Надо сказать, что операторы присутствуют на рынке «умных домов» во всем мире. И это понятно: услуги связи и платформы управления соединениями составляют 3% в доходах провайдеров платформ, приложений и устройств от решений интернета вещей в целом и «умных домов» в частности (данные исследования Machina Research и Nokia), а 90% средств зарабатывается на сервисах, приложениях, аналитике. И для того чтобы дотянуться до самого большого куска пирога, операторам приходится выступать в новой для себя роли поставщика интеллектуальных сервисов. 

С опорой на партнеров

Как правило, коробочные решения операторов связи включают в себя камеру видеонаблюдения, набор датчиков и «транспорт» для передачи их показаний через интернет в личный кабинет пользователя. К примеру, один комплект решения «Дом под присмотром», доступный абонентам-физлицам сети «Билайн» в двух регионах, включает в себя GSM MMS-камеру, датчики движения, открывания двери, дыма и сирену, а также sim-карту со специализированным тарифным планом. А в базовый комплект решения «Умный дом» компании МГТС входят центр управления и шесть датчиков: движения, открытия, протечки воды, дыма, температуры и влажности, а также «умная» розетка и доступ в интернет со скоростью 200 Мбит/с.

Вместе с тем поскольку такие интеллектуальные решения и услуги для операторов все равно остаются дополнительными услугами, им требуются партнеры из другого сегмента участников рынка «умных домов» – компаний, специализирующихся на разработке таких решений и имеющих соответствующие платформы.

Игроков в этом инсталляционном сегменте «умного дома» на сегодняшний день очень много, констатирует Максим Савватин, однако среди них пока нет ярко выраженных лидеров. Так что операторам, крайне заинтересованным в стабильной работе таких решений и в положительном восприятии их пользователями, приходится вырабатывать критерии выбора партнера-поставщика. Во внимание принимается, как давно присутствует то или иное решение на рынке, как идут продажи, каковы планы его развития в перспективе двух-трех лет, и, конечно же, поддерживаются ли в нем самые современные технологии и промышленные протоколы, такие как Z-Wave.

Впрочем, надо сказать, что разработчикам решений «умного дома» партнерство с операторами выгодно, поскольку оно открывает им доступ к гораздо более широкой аудитории потенциальных пользователей из числа абонентов, дает им поддержку сильного бренда, маркетинговое продвижение решения и его техническое обслуживание.

***

Словом, для повышения уровня проникновения услуг «умного дома» требуются совместные усилия разработчиков таких решений и операторов связи, а также понятные и доступные для потребителей модели оплаты.

Фото: class="daria-goto-anchor">http://casual-home.ru/
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!