Rambler's Top100
Статьи
Александр ГУСЕВ  06 апреля 2018

ЕГИСЗ по закону

Министерство здравоохранения опубликовало проект постановления правительства РФ «Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

Документ доступен на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ.

Обзор

Документом устанавливаются правовые основы функционирования Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), в том числе задачи системы, основные функции, порядок доступа к информации, порядок и сроки представления и обмена информации, операторов и участников системы и т.д.

Предполагается, что ЕГИСЗ позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:
  • повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования;
  • повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационной поддержки деятельности медицинских организаций;
  • повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях.
Документом предусмотрено, что ЕГИСЗ включает в себя следующие компоненты и подсистемы:
  • федеральный регистр медицинских работников (ФРМР);
  • федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО);
  • федеральная электронная регистратура (ФЭР);
  • федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ФИЭМК);
  • федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД);
  • специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;
  • информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности;
  • федеральный реестр нормативно-справочной информации (ФНСИ);
  • подсистема обезличивания персональных данных;
  • геоинформационная подсистема;
  • защищенная сеть передачи данных;
  • интеграционные подсистемы.

В приложениях 1 и 2 достаточно детально прописан состав регистрируемых и предоставляемых данных, которые должны обрабатываться ЕГИСЗ.

Комментарии и мысли по документу

Прежде чем рассмотреть и дать комментарии по этому документу, приведем одну важную выдержку из Федерального закона от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (полный текст тут).

Согласно этому закону, в наш основной федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ включена статья 91 «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения», п.1 которой гласит: «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации:
  • федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения;
  • информационных систем в сфере здравоохранения ФОМС и ТФОМС;
  • государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов РФ;
  • медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО);
  • информационных систем фармацевтических организаций (ИС ФО)».
Все эти ИС объединены одним общим названием «Информационные системы в сфере здравоохранения».

При этом 242-ФЗ предусмотрена отдельная статья 91-1 «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения», п.1 которой гласит, что «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [Минздравом России] создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ, или в терминах 242-ФЗ – «Единая система»). П. 2 этой статьи говорит о том, что «положение о единой системе» утверждается Правительством РФ. Собственно, во исполнение этого пункта 242-ФЗ и разработан опубликованный Минздравом проект постановления.

ЕГИСЗ – это теперь только федеральные сервисы

Первое и, пожалуй, самое важное, на что необходимо обратить внимание, состоит в законодательном уточнении определения – что же такое ЕГИСЗ.

Напомним, что согласно разделу 6 «Общая архитектура системы» приказа Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении Концепции создания ЕГИСЗ» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России № 348 от 12.04.2012, текст документа), система состояла из централизованных и прикладных компонентов органов и организаций здравоохранения, разделяющихся на федеральный и региональные уровни, включая МИС МО.

Теперь, с вступлением в силу 242-ФЗ и ожидаемым утверждением «Положения о ЕГИСЗ», архитектурный контур существенно изменился. Теперь ЕГИСЗ – это именно федеральная государственная информационная система в сфере здравоохранения, оператором которой является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Минздрав России.

Региональные сегменты, включая региональные медицинские информационные системы (РМИС) и медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО), теперь не являются частью ЕГИСЗ. Получается, что РМИС необходимо относить к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а МИС МО выделены в отдельный класс продуктов, которые полностью сохранили свое название в тексте 242-ФЗ. Таким образом, рассматриваемый проект нормативного документа регулирует ЕГИСЗ именно как федеральную ГИС и, согласно 242-ФЗ, должен быть утвержден на уровне правительства. Остальные программные продукты, которые входят в контур информационных систем в сфере здравоохранения, включая иные информационные системы, ГИСы субъектов РФ и МИС МО будут урегулированы отдельными приказами Минздрава, уже разработанными и находящимися в разной степени готовности.

Получается, что после утверждения положения о ЕГИСЗ приказ Минздравсоцразвития № 364 нужно будет отменить, так как он фактически вступает в противоречие с действующим федеральным законом.

Такое изменение имеет вполне понятное объяснение. Если бы ЕГИСЗ далее рассматривалась как система, включающая региональные сегменты и МИС МО, то Минздрав России с законодательной точки зрения должен был бы осуществлять полное сопровождение всех ее компонентов, в том числе финансирование региональных и учрежденческих систем, каналов связи, мер безопасности и услуг по сопровождению и развитию. Таких денег у Минздрава просто нет. В реальности развитие региональных сегментов осуществляется на региональные средства и, по сути, напрямую федеральным Минздравом не регулируется. Поэтому, чтобы привести ситуации de facto и de jure под общий знаменатель, ЕГИСЗ теперь будет рассматриваться именно как федеральная система. Но при этом она будет обеспечивать общую оркестровку всех других информационных систем в здравоохранении путем одной общей НСИ и единых протоколов и принципов информационного обмена.

Другие интересные изменения


Документом предусмотрены достаточно жесткие требования к срокам предоставления сведений. Например, информация о расписании приема врачей, вызове врача на дом, факте приема врачом пациента или сведения о подписанном врачом медицинском документе должны быть размещены в ЕГИСЗ в течение одного рабочего дня с момента получения актуализированных данных, сведения о медицинских работниках – в течение трех рабочих дней, о медицинских организациях – в течение пяти рабочих дней. Фактически речь нужно вести о том, что подключенные к ЕГИСЗ РМИС и МИС МО обязаны передавать информацию в режиме онлайн, чтобы не нарушить регламентированные сроки. Как мы покажем далее, это требование с 1 января 2019 г. будет распространяться и на коммерческие (частные) медицинские организации.

Приложение № 2 очень подробно и детально расписывает – какая именно информация из федеральных сервисов ЕГИСЗ кому может быть предоставлена, включая ссылки на правовые основания для такого предоставления. Теперь в одном месте законодательно закреплено – кто что может получить для обработки.

Из состава федеральных подсистем исключили как самостоятельный сервис «Административно-хозяйственную деятельность» (АХД). Теперь информация, ранее составлявшее наполнение АХД, согласно п. 2.12 приложения № 1 входит в состав федерального реестра медицинских организаций.

В разделе II п. 3 пп. к) предусматривается следующая функция ЕГИСЗ: «предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования ЕПГУ,… иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг». Иными словами, основной способ предоставления сведений гражданам – это, конечно, ЕПГУ, но если есть иные системы (включая ГИС субъектов РФ), в которых собираются данные о работе МО или услугах, которые они оказывают, – то и ими тоже. Таким образом, мы получили явное законодательное разрешение на работу региональных порталов здравоохранения и сервисов записи к врачу через интернет, о судьбе которых мы в прошлом году несколько переживали.

Очень важная законодательная норма, создающая, наконец, правовые основания для реформирования медицинской статистики, предусмотрена в разделе II п. 3 пп. о). В ней установлена следующая функции ЕГИСЗ: «организация статистического наблюдения в сфере здравоохранения и формирование сводной аналитической информации по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи». Напомним, что сейчас государственное статистическое наблюдение в сфере здравоохранения осуществляется не Минздравом и тем более не информационными системами ЕГИСЗ – оно осуществляется путем сдачи бумажной статотчетности, утверждаемой Росстатом. Опубликованный проект постановления правительства предусматривает возможность реформирования этой порочной и устаревшей по сути практики. Если все, что прописано документом, удастся развить и реализовать, включая постепенную интеграцию медицинской статистики в ЕГИСЗ и перевод ее целиком в электронный вид с формированием на основе уже имеющихся в системе данных, то это будет очень правильным и нужным шагом со стороны регулятора. Такие изменения помогли бы, наконец, освободить МО от огромной нагрузки в части медицинской статистики и вместе с тем реально повысить эффективность управления и достоверность управленческой аналитики, о чем мы писали, например, тут.

Важное изменение коснулось федеральной ИЭМК. В разделе III п. 13 федеральная ИЭМК описывается как «... подсистема, предназначенная для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений…». Ключевое слово тут – «обезличенных». Как известно, сейчас в ИЭМК передаются и хранятся вполне себе персональные данные, включая ФИО и дату рождения пациентов, сведения о полисе и т.д. Теперь Минздрав приводит это в соответствие с положениями ФЗ-323. Для того чтобы не нужно было переделывать уже реализованные и работающие интеграции РМИС и МИС МО с ФИЭМК, в состав ЕГИСЗ вводится специальная подсистема обезличивания персональных данных, которая как раз и будет осуществлять деперсонификацию получаемых от МИС МО персональных данных.

Разделом III п. 15 в состав ЕГИСЗ вводится новый федеральный сервис – «Реестр электронных медицинских документов» (РЭМД). Информация о РЭМД появилась 30 января 2018 г. на портале ЕГИСЗ. Этот сервис подразумевает, что в регионе должны накапливаться подписанные УКЭП врачей медицинские документы. В настоящее время в качестве формата предоставления документов выбран PDF/A. Сведения о документах (но не сами документы!) должны затем быть переданы из РМИС (именно из РМИС, а не МИС МО – обратим внимание) в ЕГИСЗ. Если учесть, что именно эти документы будут храниться с персональной информацией, то, судя по всему, именно РЭМД станет в ближайшее время источником получения копий медицинских документов в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на ЕПГУ.

В разделе III п. 18 содержится перечень из семи специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан (7ВЗН, пациенты с орфанными заболеваниями и т.д.). В этой части есть один важный нюанс, который хотелось бы прокомментировать. Дело в том, что сейчас у нас в стране существует более семи указанных в документе нозологических регистров и баз данных. Например, в нашей публикации представлен список из 60 таких систем. И пусть часть сервисов в этом перечне вынесена в отдельные подсистемы ЕГИСЗ, а часть, возможно, уже не эксплуатируется, все равно остаются некоторые регистры, которые по сути являются федеральными специализированными или нозологическими сервисами, но в ЕГИСЗ оказались не предусмотрены. Например, известный всем «Канцер-регистр» (который вполне себе живой и по которому еще и даже развитие какое-то планируется). Есть и другие системы: «Федеральный регистр стационарного больного с острым нарушением мозгового кровообращения», «Федеральный регистр больных с острым коронарным синдромом», «Государственный регистр больных сахарным диабетом» и т.д. Так вот, нюанс тут состоит в том, что согласно принятой в России законодательной традиции Минздрав может вести в статусе государственной информационной системы (а значит, хранить в них персональные данные) только те продукты, которые явно указаны в каком-то из федеральных законов. Поэтому получается так, что те нозологические регистры, которые пока не получили закрепления в действующих ФЗ, не вошли в состав ЕГИСЗ. Тем не менее такие системы могут хранить персональные данные и обрабатываться на региональном уровне. Далее они могут консолидироваться в существующих федеральных системах, но при этом сведения в них должны быть деперсонифицированы.

Разделом IV п. 36 однозначно определяется вполне логичное и ожидаемое требование о том, что обеспечение достоверности сведений, предоставляемых в ЕГИСЗ, будет подтверждаться посредством использования усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). Представляется, что такой подход наряду с требованием использовать УКЭП в части интеграции с РЭМД, а также другие аналогичные законодательные решения, например требование применять УКЭП для ведения электронных листков нетрудоспособности, все-таки сдвинут с мертвой точки переход здравоохранения на действительно юридически значимый электронный документооборот. И мы наконец-то начнем выходить из замучившей всех схемы «смешанного документооборота», когда врачи вынуждены вести свою медицинскую документацию в МИС и при этом дублировать ее распечатками и ручным подписанием. Неприятность тут подстерегает коммерческие МО (которым придется эти самые УКЭП закупать, а затем ежегодно тратиться на их продление), а также те субъекты РФ, которые по каким-либо причинам до сих пор не создали свои региональные удостоверяющие центры, хотя это и было рекомендовано еще в «Концепции региональной информатизации», утвержденной распоряжением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым № 2769-р от 29.12.2014 .

Разделом IV п. 39 регламентируется состав участников (поставщиков информации) ЕГИСЗ, включая медицинские и фармацевтические организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением МО, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба). При этом для частных медицинских (но не фармацевтических!) организаций сделана оговорка: если они еще не приняли решение о предоставлении информации в ЕГИСЗ, то нормы этого документа не будут применяться к ним до 1 января 2019 г. Таким образом, у коммерческих МО осталось всего девять месяцев на то, чтобы обеспечить и протестировать свои МИС МО в части интеграции с ЕГИСЗ. С 1 января 2019 г. они должны стать полноправными поставщиками информации в систему и обеспечить все те же интеграционные и технологические требования, которые сейчас обеспечиваются в государственном и муниципальном здравоохранении.

Александр Гусев, канд. техн. наук, заместитель директора по развитию, К-МИС

Источник
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!