Rambler's Top100
 
Статьи
Светлана МИШИНА  09 апреля 2018

Эра «цифровых дирижеров»

Что нас ожидает к 2030 году? Как мир изменит партнерство человека и машин? Как будет распространяться и храниться информация?

Развитие технологий меняет целые отрасли и жизни отдельных людей. Мы наблюдаем изменения каждый день, и их количество возрастает в геометрической прогрессии. Поэтому возникла идея собрать мнения руководителей компаний по всему миру, чтобы узнать, каких изменений стоит ожидать в ближайшее десятилетие и как они повлияют на нашу жизнь в целом, развитие общества, бизнеса и людей в частности. Institute for the Future в партнерстве с Dell Technologies выяснил мнения экспертов из разных стран о развитии технологий и о тех изменениях, которые они принесут в нашу жизнь. Их ответы легли в основу выпущенного в итоге исследования.

Результаты этого исследования интересны не только ИТ-компаниям, но и широкой аудитории – тренд-вотчинг и футурология сегодня помогают не только представить, к чему мы идем, но и вовремя скорректировать планы развития существующего или создания нового бизнеса, личный план развития или план развития детей и внуков. Кроме того, не секрет, что тот, кто первый «оседлает» новые тренды, получает обычно самый большой выигрыш.

Технологии, приближающие будущее

Развивающиеся технологии — робототехника, искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение, виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность, облачные вычисления — определяют уже сегодня, кто и как будет работать в ближайшие десятилетия. Они будут влиять не только на нашу повседневную жизнь и развлечения (с чем обычно у многих ассоциируется VR), но и на то, каким образом мы получаем новые знания, принимаем решения (как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности) и то, как мы заботимся о себе и своем здоровье.

Уже сегодня можно видеть сервисы, которые помогают с помощью VR и AR планировать целые производства и производственные циклы, проектировать и испытывать виртуальные заводы и производства, обучать персонал и повышать квалификацию, собирать и анализировать данные не только о бизнес-процессах, но и о процессах, которые происходят внутри нас. Я имею в виду приложения, которые отслеживают пульс, активность, давление и даже эмоциональное состояние сотрудника (если мы говорим о корпоративном применении) или отдельных людей (если говорим о частном использовании).

Красной нитью через все исследование проходит мысль о том, что мы входим в эру взаимодействия, партнерства людей и машин. Это партнерство сделает из нас не пользователей, а «цифровых дирижеров». Люди будут осуществлять многие действия через машинный интерфейс (как сегодня, например, задают голосом вопросы или устанавливают маршрут). Дальше такое взаимодействие все плотнее будет входить в повседневную жизнь. Как сказал научный фантаст Уильям Гибсон, «будущее уже здесь, просто оно еще не распределено равномерно». Я бы добавила, что то же самое можно сказать и о технологиях.

Исследование коснулось разных отраслей: здравоохранения, производства, медиа и развлечений, финансовых сервисов, автотранспорта — и затронуло практически всю окружающую нас экосистему. Сегодня нет ни одной отрасли, которая не подверглась бы цифровизации, и все большее значение будут иметь уровень и качество предоставляемых цифровых услуг.

Как улучшить здоровье целой нации?

Интересно в качестве примера заглянуть в будущее рынка здравоохранения и услуг для здоровья, который, по прогнозам, достигнет объема в $200 млрд к 2020 году (Statistica, Value of Global Digital Health Market from 2015 to 2020). Что ожидает нас к 2030 году? Как этот рынок изменит партнерство человека и машин, как будет распространяться и храниться информация, как будут проводиться диагностика и лечение? Сможем ли мы продлить жизнь или стать бессмертными? Чтобы заглянуть в будущее, нужно начать с настоящего, ведь многие технологии существуют уже сегодня. Так, можно предположить, что технологии, которые разрабатываются многочисленными стартапами и сейчас позволяют заботиться о здоровье отдельных людей, в будущем, по мере накопления опыта и данных, смогут менять и улучшать здоровье и самочувствие целых наций. Например, уже сегодня разрабатываются программы, которые с учетом накопленной статистики и данных могут прогнозировать, в какие дни наиболее высока вероятность заболеть. Таким образом, население целого города или страны сможет получать предупреждения или уведомления.

Проще рассматривать тренды на конкретных примерах. Я не даю точных прогнозов, скорее призываю креативно посмотреть на возможное развитие отрасли под влиянием технологий. Цифровые устройства смогут отслеживать загрязнение воздуха или наличие аллергенов, упрощая жизнь астматиков и аллергиков. Сервисы, которые существуют уже сегодня, помогут найти доктора нужной квалификации максимально быстро и близко к месту нахождения человека, а специализированные сервисы для докторов позволят проводить онлайн-консилиумы и принимать коллегиальные решения (тем более что данные пациента часто доступны онлайн в личном кабинете, оцифровка идет полным ходом, вызывая бурные обсуждения общественности).

Удешевление геномных тестов также дает возможность предсказать индивидуальную предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям и дать персонализированные рекомендации по здоровому образу жизни и соответственно наиболее эффективной тактике продления жизни и сохранения ее качества. Уже сегодня есть «рободоктора», а профессиональные доктора прибегают к помощи искусственного интеллекта. Роботы и устройства могут помочь расшифровать результаты тестов и анализов. А облачные сервисы помогают собирать информацию и даже строить краудфандинговые сервисы для финансирования исследований. Ведь то, что не под силу одному человеку, вполне под силу миллионам контрибьюторов. Устройства также будут объединяться в сети, и данные начнут анализироваться в комплексе. А попробовать их работу можно будет в виртуальной реальности.

Видите, насколько плотно переплетены технологии и какие перспективы еще таят в себе решения, которые существуют сегодня? Уже сегодня можно купить весы с wi-fi, которые будут передавать вес и другие измерения в ваш смартфон, а умные часы дополнят их показаниями пульса и отправят все это в облако или приложение, к которому имеют доступ специалисты и врачи. Не удивлюсь, если проводить лечение и выписывать рецепты скоро будут роботы. А хирургические операции с привлечением робототехники уже далеко не фантастика.

Как объединить игроков и болельщиков?


В каждой отрасли технологии могут произвести поразительные изменения. Какие изменения нас ждут в индустрии медиа и развлечений? Эта отрасль -- огромный бизнес, в том числе по продаже билетов. Уже сегодня билеты на самые крупные мероприятия (спортивные, культурные и т.д.) продаются буквально за считанные минуты на сайтах. Интересно, что некоторые университеты ввели стипендии для киберспорстменов, как раньше это делалось для атлетов. Сами киберсоревнования теперь проходят в специально оборудованных зонах, а не на арендованных стадионах, как раньше. Некоторые компании строят целые кибергорода для любителей киберспорта и развлечений.

Можно представить, как технологии сделают игроков и их фанатов единым целым, когда игроки будут чувствовать фанатов, а фанаты -- игроков в буквальном смысле слова (благодаря передаче эмоций и движений) или даже фанаты смогут видеть игру глазами игрока. Такие технологии уже существуют и продолжают совершенствоваться дальше.

Наверняка вы слышали о девайсах, которые позволяют передавать партнеру ритм сердца или ощущения, и хотя сейчас они находятся в зачаточном состоянии, развитие идет семимильными шагами. Так, уже представлен прототип технологичной одежды, которая преобразует эмоциональные импульсы в физические ощущения.

Каким мы видим будущее?


Не останавливаясь на теоретической части, мы задались вопросом, как реальные владельцы компаний сегодня оценивают процессы и перспективы цифровизации. В ходе совместного исследования с Vanson Bourne были опрошены более 3800 руководителей предприятий по всему миру, и мы получили следующие цифры.

Поскольку все видят в основном два сценария развития — либо полное доминирование роботов над людьми, либо роботы в роли помощников, — мнения по всем вопросам разделились примерно поровну. Респондентам задавали вопросы: высвободит ли развитие технологий время у сотрудников, станут ли сложные рутинные задачи уделом роботов, повысится ли уровень киберугроз, нужно ли продумывать сценарии на случай выход из строя автоматизированных систем, нужно ли учить компьютеры распознавать «хорошие» и «плохие» команды (социальный аспект), нужно ли переносить акцент в обучении с содержания на форматы (дистанционное, интерактивное). Мы пытались также выяснить уровень внедрения технологий, планы и видение развития.

Мнения по поводу того, высвободит ли развитие технологий время сотрудников и заберет ли рутинные задачи или все произойдет с точностью до наоборот, разделились примерно поровну (50% на 50% и 42% на 58% соответственно). Примерно такая же картина и в том, что касается кибербезопасности и угроз: 48% респондентов беспокоятся по этому поводу и 52% не беспокоятся. Пополам разделились и мнения, нужны ли сценарии на случай выхода из строя машин. На 45% и 55% разделились мнения по поводу необходимости развивать у компьютеров социальный навык различать «хорошие» и «плохие» команды. 56% считают, что учебные заведения должны концентрироваться на новых формах и способах обучения, а не на содержании обучения.

Однако только 27% опрошенных компаний внедрили цифровые технологии в свои бизнес-процессы, 42% не уверены, останутся ли конкурентоспособными в течение 10 лет, а 57% (больше половины) не успевают за темпами изменений.

Основными препятствиями на пути цифровизации названы «отсутствие цифрового видения и стратегии» (61%), «неготовность кадров» (61%), «нехватка технологий» (51%), «нехватка денег и времени» (37%) и «законодательство» (20%).

Участники верят в успех в следующих направлениях: 94% собираются внедрять эффективные средства киберзащиты, 90% планируют продавать продукты как услуги, 89% респондентов окончательно перейдут на программно конфигурируемую инфраструктуру, 85% будут проводить исследования и разработки для роста бизнеса, 80% опрошенных компаний намерены строить взаимодействие с потребителями при помощи виртуальной реальности, 81% участников будут использовать искусственный интеллект для прогнозирования потребностей покупателей.

Несмотря на несовпадение мнений относительно дальнейшего развития, все опрашиваемые сходятся в одном – мы входим в эпоху кардинальных изменений и игнорировать технологии и тренды не получится, если компания хочет сохранить конкурентоспособность. Проблема в том, что ждать, как будут развиваться события, тоже нельзя, так как высок риск просто не дождаться, сойдя с дистанции раньше. Перед бизнесом стоит выбор: или осмыслить и внедрить технологии, которые помогут вывести качество работы, продукцию или услуги на новый уровень, или плыть по течению, рискуя остаться позади более расторопных конкурентов.

Светлана Мишина, директор по продажам, корпоративный бизнес Dell EMC в России
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!