Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2018
Александра КРЫЛОВА  17 апреля 2018

Цифровая трансформация: государственные цели и облачные инструменты

Понимание, что российской экономике нужна цифровая трансформация – глубинные преобразования производственных и бизнес-процессов, а также схем взаимодействия участников экономической деятельности, – уже существует на самом высоком уровне.  

Как, с помощью каких технологий и кем эти преобразования должны проводиться? Ответ на этот вопрос сообща искали участники 7-й международной конференции Cloud & Digital Transformation, организованной «ИКС-Медиа» и собравшей в этом году около 300 делегатов.

Сценарии цифровизации

 
 
 
 
 

Процесс преобразований, основанных на применении высоких технологий, был актуализирован летом-осенью 2017 г., когда правительство нашей страны утвердило государственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Госпрограмма трактует цифровую экономику как хозяйственную деятельность, в которой ключевую роль играют данные в цифровой форме и которая способствует формированию единого информационного пространства, развитию информационной инфраструктуры в стране, созданию и применению российских ИКТ, а также формированию новой технологической основы для социально-экономической сферы. Документом определены индикаторы, которые должны свидетельствовать о том, что цели программы достигнуты. Так, согласно госпрограмме, в 2024 г. в России будут функционировать не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках. Кроме того, к этому сроку в стране заработают 10 цифровых интеллектуальных платформ для здравоохранения, образования, ЖКХ.

Процесс формирования единой информационной среды посредством интеграции электронных сервисов, продуктов и информационных систем – такое определение дала цифровой трансформации Татьяна Толмачева,  управляющий партнер аналитического агентства iKS-Consulting. В качестве интеллектуального вклада агентства в изучение этого процесса она предложила считать электронные сервисы «единицей измерения» уровня цифровизации экономики.

Таких сервисов в России уже создано и используется немало. Официальная статистика портала госуслуг показывает, что электронное взаимодействие по линии «государство – бизнес – граждане» находится далеко не на начальном уровне. По данным Минкомсвязи России, в 2017 г. услугами этого интернет-ресурса федерального значения воспользовались 62 млн россиян, т.е. практически все экономически активное население страны; сертификаты электронной цифровой подписи получили 15,2 млн юридических и физических лиц; необходимые для участия в торгах сертификаты усиленной ЭЦП – 2,5 млн. Государство сегодня активно занимается и внутренней автоматизацией бизнес-процессов бюджетирования, управления госзакупками, управления комплексом регионального и муниципального имущества, мониторинга исполнения государственных программ и территориального планирования. И важно, по мнению аналитика, что оно системно подходит к построению инфраструктуры цифровой экономики, включающей в себя такие «узлы», как межведомственные государственные распределенные сети и электронный документооборот, единая система аутентификации и идентификации, платформы анализа больших данных, а также системы шифрования и информационной безопасности.

Для Министерства энергетики РФ сценарий цифровой трансформации предусматривает формирование единой доверенной информационной среды для обмена технологическими данными как между субъектами отрасли электроэнергетики, так и с компаниями из смежных отраслей, внедрение риск-ориентированного управления, создание системы мониторинга надежности энергоснабжения и управления ею. Также ведомство планирует разработать систему формирования отраслевых заказов для стимулирования машиностроительной и микроэлектронной промышленности, а на завершающем этапе оно будет готово предоставлять сервисы конечным потребителям. По словам Елены Медведевой,  заместителя директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России, по результатам НИР и пилотных проектов ведомство в этом году представит типовые технические требования к платформе единой доверенной цифровой среды, необходимые для проведения конкурса. В числе возможных его участников рассматриваются «Ростелеком», «Ростех» и дочерняя компания «Росатома» – РАСУ.

В настоящее время Минэнерго проводит два пилотных проекта с компанией «Ростелеком», занимающейся оказанием услуг для нужд госсектора. Ее Единый центр компетенций «Ростелеком – Центры обработки данных» (РТК-ЦОД) представляет собой группу из шести компаний, под управлением которых в России работают в общей сложности 5268 стоек с оборудованием в дата-центрах суммарной площадью 46 тыс. кв. м. На базе объединенных волоконно-оптической магистральной сетью дата-центров РТК-ЦОД предоставляет органам государственной власти из своего распределенного облака такие сервисы, как виртуальные рабочие места, инфраструктура как сервис (IaaS) и платформа как сервис (PaaS), а также платформы управления облачной инфраструктурой, оборудование в аренду и техническую поддержку.

Будущее за облаками

Если взглянуть на российский рынок облачных сервисов в целом, то можно увидеть, что на протяжении 2016–2017 гг. он рос в среднем на 27% в год. По предварительным оценкам iKS-Consulting, его объем по итогам прошлого года – 49,3 млрд руб. Сегмент IaaS этого рынка достиг зрелости, использование инфраструктуры как сервиса стало стандартным для крупных российских компаний, которые в совокупности с компаниями среднего размера обеспечивают более 80% всей его выручки.

 
 

В ближайшем будущем на рынок облачных сервисов, по мнению Станислава Мирина,  консультанта iKS-Consulting, могут серьезно повлиять два тренда. Первый – это выход на рынок операторов связи, заинтересованных в том, чтобы компенсировать снижение доходов от телеком-услуг развитием ИТ-направления своего бизнеса. Второй – активизация провайдеров с Востока, приходящих на смену западным игрокам, чья доля сокращается в связи с введением так называемого налога на Google.

 
 
 
 
 

В ближайшее время на строчки в рейтинге «Топ-10 игроков на рынке IaaS» способны претендовать такие компании, как CITIC Telecom CPC и Huawei. Первая, дочерняя структура одной из крупнейших инвестиционных корпораций Китая CITIC Group, вышла на российский рынок в 2017 г. путем приобретения телекоммуникационного сегмента ГК Linx. Сегодня она продвигает в России решения на базе технологии программно определяемой распределенной сети WAN, SD‑WAN, позволяющие предприятиям в автоматическом режиме, используя любое интернет-подключение, быстро и экономично развернуть и настроить связь между центральным офисом и его филиалами, в том числе в разных регионах страны и даже мира.

Компания Huawei в марте запустила в России публичное облако в партнерстве с 3data, российским оператором сети премиальных ЦОДов. Цель партнеров – построить насыщенное сервисами облако. На момент запуска Huawei 3data Cloud потенциальным клиентам было доступно 20 сервисов, и, по словам Павла Вишнякова,  директора по работе с партнерами компании Huawei, до конца 2018 г. их количество планируется утроить. Все сервисы ориентированы на предприятия, переживающие процесс цифровой трансформации бизнеса, независимо от его масштаба.

К 2020 г. в мире как минимум 50% ИТ-бюджетов будет направляться на использование облачных сервисов и инфраструктур. Такой прогноз сделал Константин Юров,  руководитель технической экспертизы гибридных облачных решений IBM. Уже сегодня большинство компаний задействуют несколько облаков: из одних они получают приложения как сервис, в другие выносят свою ИТ-инфраструктуру и т.д. В перспективе использование мультиоблачных сред будет нарастать. Компания IBM видит свою задачу в том, чтобы помочь предприятиям бесшовно интегрировать разные типы облаков в единую инфраструктуру. Ее стремление поделиться экспертизой в области цифровой трансформации и предоставить возможность из облака пользоваться уникальными сервисами разделяют другие глобальные вендоры.

Являясь удобным инструментом для трансформации процессов разработки, предоставления и потребления ИТ-сер­ви­сов, облачная модель очень подходит для реализации технологического базиса цифровой экономики. Подводя черту, хочется отметить, что курс на перевод российской экономики на цифровые «рельсы», зафиксированный в гос­программе «Цифровая экономика», открывает перед всеми участниками рынка ИКТ новые возможности, которыми можно и нужно воспользоваться. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!