Rambler's Top100
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  28 мая 2018

Цифровизация ЖКХ: время пилотов

Жилищно-коммунальное хозяйство – сфера, цифровая трансформация которой обеспечит экономию ресурсов для государства и для управляющих компаний и повысит удобство оплаты их потребления для жителей. В какой стадии находится процесс перевода ЖКХ на цифровые рельсы сегодня?

Татьяна Толмачева, основатель iKS-ConsultingОчертания рынка

Необходимость автоматизации в сфере ЖКХ уже никто не ставит под сомнение. Более того, в прошлом году в России было реализовано немало пилотных проектов, инициированных региональными властями и/или операторами связи. В Москве за это время появился Единый оператор коммерческого учета ФГУП ЕИРЦ и Единый диспетчерский колл-центр АСУ «Объединенная диспетчерская служба департамента ЖКХ и благоустройства Москвы». В Иннополисе оператор «МегаФон» установил «умные» счетчики. А «Ростелеком» совместно с компанией «Техтроникс» внедрил систему удаленного сбора данных с общедомовых приборов учета в Новосибирской области. Тем не менее, констатировала Татьяна Толмачева, основатель iKS-Consulting, на конференции «Интернет вещей в жилищно-коммунальном хозяйстве – IoT в ЖКХ», пилоты и тесты в этой сфере пока не стали масштабируемыми решениями.

По итогам 2017 года объем российского рынка систем диспетчеризации и автоматизации учета потребления ресурсов составил 4 890 млн руб. Из них 3185 млн руб. приходилось на автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), 1052 млн руб. – на автоматизированные системы коммерческого учета тепловой энергии (АСКУТЭ) и 653 млн руб. – на АИС, ведущие коммерческий учет газа (АСКУГ). При этом, по оценкам Татьяны Толмачевой, более 80% потребителей таких систем – это промышленные предприятия, которые рассчитывают за счет их внедрения получить экономию ресурсов, прежде всего, электроэнергии, и снизить таким образом затраты на свое жизнеобеспечение.


Как вовлечь домохозяйства

Ускорить проникновение счетчиков с функцией автоматической передачи показаний в домохозяйства могло бы принятие решения об их обязательной установке в многоквартирных домах, за которое сегодня ратует Минстрой России. В этом его поддерживают коллеги из Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (ранее – Минкомсвязь России ). «Мы за то, чтобы определить сроки и зафиксировать обязанность по установке счетчиков с функцией дистанционной передачи данных, – сказал Дмитрий Поплаухин, заместитель директора департамента этого ведомства.  –  В первоочередном порядке – для застройщиков, которые должны такие приборы в новостройках устанавливать». При этом процесс внедрения «умных» счетчиков в домохозяйства должен регламентироваться законодательством и быть постепенным. В этом случае регулятор готов добавить функционал приема показаний таких приборов в ГИС ЖКХ (эта система уже действует во всех регионах России, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).  «По моим личным оценкам, – заключил Дмитрий Поплаухин, – такую работу можно выстроить в течение трех-четырех лет».

Надо сказать, что предложение Минстроя России переводить на использование «умных» счетчиков новые многоквартирные дома и дома после капитального ремонта имеет под собой основание. В жилищно-коммунальном хозяйстве из-за незаконных подключений, ошибок при снятии показаний и при заполнении квитанций, а также из-за неисправности приборов учета и других технических проблем теряется 30–40% электроэнергии, 50% воды и до 60% газа. Эти данные привел Дмитрий Ивушкин, руководитель отдела разработки компании ICBcom.

Коренному изменению ситуации должна послужить разработанная этой компанией система для автоматизированного сбора и передачи по различным каналам связи показаний счетчиков расхода электроэнергии, воды, газа и тепла, призванная помочь управляющим компаниям взять под контроль потребление всех этих ресурсов, снизить расходы на персонал, исключить возможность хищения электроэнергии. А, кроме того, она позволяет им разрабатывать более гибкие тарифные планы для разных категорий потребителей. Поскольку положительный экономический эффект от внедрения подобных решений для управляющих компаний налицо, они могут взять на себя полностью или частично расходы на установку «умных» измерительных приборов.

Мировой опыт

Вообще же вопрос о том, кто должен платить за смарт-счетчики, в мире решается по-разному. В Великобритании, к примеру, установка интеллектуальных приборов учета потребления электроэнергии с функцией автоматической передачи показаний дотируется государством. В Индии эти затраты переложили на жителей. «Умные» измерительные приборы с 2017 года обязаны установить домохозяйства, ежемесячно потребляющие более 500 кВт, а к 2019 году к ним добавятся и жители, чей объем потребления электроэнергии в месяц выше 200 кВт.

По похожему пути, отметил Кирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных услуг J’son&Partners, пошли и в Германии, которой, кстати, к 2020 году предстоит добиться 80%-ного проникновения счетчиков с функцией дистанционной передачи показаний, чтобы выполнить условия Третьего энергетического пакета «Инициативы по электроэнергии» Еврокомиссии. К концу 2017 года в стране было установлено только 832 тыс. таких устройств, зато приняты законы о цифровизации оборота электроэнергии, об использовании таких «умных» приборов, а также закон, обязывающий устанавливать электросчетчики во всех построенных и реконструированных зданиях и по запросу потребителя электроэнергии. С 2017 года этой нормативной правовой базой предусматривается принудительная установка интеллектуальных счетчиков для домохозяйств, потребляющих более 10 тыс. кВт в год, а начиная с 2020 года, -- для домохозяйств с потреблением свыше 6 тыс. кВт в год.

Позиция производителя Карина Абагян, директор по стратегическому развитию, ПАО «Микрон»

Можно ли перекладывать расходы по установке «умных» приборов учета расхода электричества и других ресурсов на население в России, где тарифы с 2005 по 2015 год выросли в 4 раза? Карина Абагян, директор по стратегическому развитию компании «Микрон», которая привела эти данные Росстата, в качестве одного из основных принципов регулирования рынка интернета вещей для ЖКХ назвала «неувеличение финансовой нагрузки на население». «Внедрение технологий не должно приводить к увеличению сумм в счете», – убеждена она. Способ решения задачи – развитие модели Smart metering as a service, уже действующей во многих странах Запада. Ее внедрение позволит избежать крупных трат домохозяйств на приобретение интеллектуальных приборов учета, добавив 10–15 рублей в ежемесячный счет за пользование услугой.

Для реализации этих принципов, по мнению Карины Абагян, требуется повышение роли государства в регулировании интернета вещей в области ЖКХ. От него ожидают снятия регуляторных барьеров, препятствующих распространению счетчиков с функцией автоматической передачи показаний, координацию цепочек производства систем, определение стандартов последней мили и защиту рынка в интересах отечественных производителей, в том числе и самих смарт-приборов учета. По оценкам  «Микрона», емкость рынка таких устройств в России составляет примерно 200 млн штук в год.

В ожидании стандарта

По большому счету, сегодня для каждой ниши интернета вещей уже существует наиболее подходящая технология, констатировал Вадим Поскакухин, руководитель проектов компании «Спектрум менеджемент». Для сбора показаний «умных» счетчиков и их автоматической передачи существует целый класс технологий LPWAN (Low-Power Wide-Area Network), разработанных специально для передачи телеметрических данных на большие расстояния, обеспечивающих минимальную задержку сигнала, а также длительный срок питания оконечного оборудования, например, встраиваемых в «умные» счетчики модемов.

В этом семействе представлены радиотехнологии, которые работают в безлицензионных полосах частот, в отдельных участках спектра в диапазоне 863–870 МГц, а также технологии, использующие для работы лицензируемые диапазоны 450, 800, 900,1800, 2100 МГц, в которых сегодня действуют сети сотовой связи. Соответственно комплексные решения в нелицензируемом диапазоне предлагают застройщикам специализированные компании, а также операторы проводных сетей, к примеру, «ЭР-Телеком», а передачу показаний «умных» счетчиков по сотовым сетям готовы обеспечить все ведущие поставщики услуг сотовой связи. Позиции последних укрепились после того, как в декабре 2017 года ГКРЧ разрешала применять технологию NoB-IoT (Narrow-Band IoT) поверх сетей LTE. Сергей Бирюля, руководитель портфеля продуктов «ЖКХ/Энергетика» группы МТС

При этом известные разработчики законченных решений, предназначенных для безлицензионных полос частот, такие как «Стриж» и «Вавиот», внесли свой вклад в развитие технологий LPWAN на российской почве. Первая разработала для своих решений  узкополосный энергоэффективный беспроводной протокол XNB (Extended  Narrowband), а вторая – технологию FB-FI (Narrow Band Fidelity),  протокол обмена для интернета вещей в узкополосном спектре, который в апреле 2018 года был внесен в Росстандарт. Декларируемые разработчиками преимущества решений для безлицензионных полос – российское происхождение, развертывание сети за два-три часа, большой радиус действия базовой станции (до 10 км), долгий срок службы батарей и, что важно для потенциальных заказчиков, быстрая окупаемость. 

Операторы связи при продвижении своих услуг делают акцент на гарантированном качестве передачи сигнала для очень большого количества устройств,  высоком уровне безопасности и сервиса, опираясь при этом на багаж (платформы, типовые решения, экосистему партнеров и опыт), приобретенными ими за годы предоставления М2М-сервисов для ЖКХ на сетях GSM.

МТС, по словам Сергея Бирюли, руководителя портфеля продуктов «ЖКХ/Энергетика» этой группы компаний, после получения разрешения от ГКРЧ развернула тестовые зоны покрытия NB-IoT разного масштаба (от уровня района до уровня города) в ряде населенных пунктов страны. До конца 2018 года этот оператор планирует ввести в коммерческую эксплуатацию сеть NB-IoT  на территории нескольких городов-миллионников. А руководитель продуктового портфеля М2М/IoT компании «ВымпелКом», Максим Павлов, заявил о готовности этого оператора выступать в роли интеграционной платформы для передачи потоков информации из сферы ЖКХ, объединяться с другими участниками формирующегося рынка.

На этапе пилотных проектов отсутствие единых стандартов для передачи показаний «умных» счетчиков, – скорее, благо для формирующегося рынка. Ведь оно позволяет потенциальным потребителям таких решений – застройщикам и управляющим компаниям – выбирать из нескольких беспроводных технологий, обеспечивающих автоматическую передачу показаний «умных счетчиков», а также способствует конкуренции поставщиков таких продуктов и сервисов. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!