Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Дмитрий АРХИПОВ  23 июня 2018

Удаленная работа — быть или не быть?

При всех плюсах и минусах дистанционной занятости нельзя отрицать, что за таким стилем работы будущее.

В современном мире все больше рабочих процессов происходит онлайн: деловые встречи заменяют конференц-звонками, для подписания важного документа необязательно его распечатывать, достаточно пару раз нажать на кнопку мышки. В результате технического прогресса многие компании и сотрудники пришли к выводу, что можно вполне комфортно и продуктивно взаимодействовать на удаленной основе.

Удаленная работа — глобальный тренд. Это неудивительно, ведь такой подход к организации труда имеет много плюсов. В первую очередь — экономическая выгода. Компании, имеющей штат удаленных сотрудников, не нужно содержать офис: тратиться на канцелярские принадлежности, оплачивать коммунальные услуги и аренду. Сотрудник же экономит деньги на проезде, питании и даже одежде. Согласно исследованию компании TINYpulse, проведенному совместно с Owl Labs, 25% респондентов отметили именно экономическую выгоду при удаленной работе.

Однако это далеко не единственное преимущество. Работнику, занятому традиционным способом, как правило, бывает сложно соблюдать идеальный баланс между личной жизнью и карьерой. Он тратит много времени на проезд, периодически задерживается в офисе и сильно устает. Возможно, именно поэтому 51% опрошенных выделили возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью как аргумент в пользу «удаленки». Стоит отметить и другие преимущества для компаний. Например, согласно тому же исследованию, организации, работающей полностью на удаленной основе, требуется на 33% меньше времени на трудоустройство нового сотрудника. Кроме того, текучесть кадров в таких компаниях ниже на 25% по сравнению с остальными, то есть сотрудники более либеральных организаций лояльнее к своему работодателю.

В России ситуация немного отличается от глобальной. В отечественных компаниях удаленная работа пока не так распространена, как за рубежом. Например, на сайте «Мой круг» только 35% вакансий в сфере ИT предлагают удаленную занятость, хотя 67% соискателей готовы к такой работе. Как следствие, откликов на вакансии с удаленной работой в среднем в 3--4 раза больше, чем на вакансии с офисной работой. Между тем опрос 3 тыс. пользователей «Моего круга» и «Хабрахабра» показал, что каждый третий сейчас работает удаленно. Не имеют опыта удаленной работы только 20% опрошенных. При этом подавляющее большинство из них рассматривают такую возможность.

Тем не менее исследование Hays и Comunica «Актуальность удаленной работы для работодателей и профессионалов» показывает, что 76% компаний считают: удаленная работа — это тренд на рынке труда. Работодатели объясняют перспективность тренда тем, что профессионалы сейчас ценят свое время и не хотят тратить его на дорогу и различные офисные активности ― 71% считают, что лучше сосредоточиться на выполнении поставленной задачи. Повсеместно усиливается и тренд повышения продуктивности через заботу о себе и соблюдение баланса между работой и личной жизнью, что также характерно и для всего мира. При этом удаленная занятость не обязательно должна подразумевать полное отсутствие офлайн-взаимодействия. На данный момент самая частая форма «удаленки» в России предусматривает появление сотрудника в офисе несколько раз в неделю, на втором месте вариант, при котором сотрудник появляется в офисе не менее раза в неделю.


Безусловно, при всех плюсах и преимуществах у дистанционной занятости есть существенные минусы и сложности как для сотрудника, так и для компании. Для того чтобы такой способ взаимодействия приносил всем сторонам максимальную пользу, следует корректно выстроить рабочий процесс. Для этого стоит разобраться в причинах, которые мешают удаленному сотруднику быть эффективным. Согласно исследованиям Plantronics и Oxford Economics, ключевыми проблемами удаленных работников являются: нестабильное интернет-соединение — отметили 49% респондентов; фоновый шум — 28%; отвлекающие факторы — 16%. Таким образом, компаниям стоит задуматься о техническом оснащении удаленных сотрудников, чтобы их работа была эффективной. В первую очередь должно быть обеспечено интернет-сединение хорошего качества. Немаловажно также наличие гарнитур с шумоподавлением для голосового общения с коллегами и клиентами. Кроме того, необходимо иметь хороший контакт с дистанционным работником, средства контроля выполняемой работы, поддержку постоянной связи. С современными технологиями это довольно просто. Наличие таких сервисов, как Trello, Planner от Microsoft, Asana или «Битрикс24», делает отслеживание выполнения задач удобным и быстрым. Для оперативного обсуждения рабочих вопросов идеально подходят мессенджеры, а для более плотного общения стоит выбрать программы с возможностью проведения видеоконференций, например Skype for Business, GoToMeeting или WebEx.

В целом хочу отметить, что тренд на удаленную работу последние несколько лет набирает обороты и будет развиваться в дальнейшем. Этот тезис подтверждает и недавнее исследование Hays «Поколение Y и рынок труда». Респонденты в возрасте от 18 до 30 лет отметили, что в работе для них одни из самых привлекательных факторов — возможность трудиться из дома (24%) и гибкий график (28%). Кроме того, для 40% опрошенных индикатором успешной карьеры является возможность сбалансировать личную жизнь и работу.

Удаленная работа — это особая форма занятости, при которой как компании, так и сотруднику необходимо иметь определенные навыки и качества. При всех плюсах и минусах нельзя отрицать, что за таким стилем работы ― будущее. Дистанционная занятость позволяет сократить экономические издержки компании, повысить удовлетворенность и продуктивность сотрудников, а также создать эффективную рабочую атмосферу.

Дмитрий Архипов, руководитель направления бизнес-решений, Plantronics
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!