Rambler's Top100
Статьи
Александр КАЛИГИН  12 октября 2018

Доставка ТВ-каналов: по земле или со спутника?

Еще пару лет назад доставка телеканалов от правообладателей к ТВ-операторам в России осуществлялась практически исключительно со спутников. Сейчас же ситуация изменилась, и наземная дистрибуция решительно отвоевывает позиции.

В конце сентября состоялся «Петербургский интернет-форум MSK-IX». В рамках мероприятия особый интерес «Теле-Спутника» вызвала панельная дискуссия: «Земля vs Спутник. Опыт распространения телеканалов по наземным сетям. Сокращение издержек вещателей и ТВ-операторов», участники которой обсудили преимущества и недостатки наземного и спутникового способа доставки ТВ-сигнала операторам платного ТВ.

Разница в покрытии

В силу географических особенностей — огромной территории и низкой плотности населения за Уралом — Россия до сих пор не полностью охвачена наземными сетями связи. Может ли в таких условиях всерьез идти речь о наземной доставке телеканалов операторам, или пока эта прерогатива отдана спутнику? Какой из этих способов более предпочтителен?

Технический директор НАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор») Юрий Резвяков напомнил, что существует два варианта доставки телеканалов — по земле и со спутника. По его мнению, нельзя говорить о том, что какой-то из этих способов лучше другого. «В каждом конкретном случае оператор выбирает более качественный, эффективный и доступный по цене способ доставки телеканалов до своего вещательного комплекса», — говорит Юрий Резвяков.

Он добавил, что Санкт-Петербург и Москва — не показательные города. В них уже 20 лет назад все было хорошо с оптикой. Если европейская часть России покрыта наземными линиями связи, то за Уралом сети проложены только по городам южной части — Новосибирску, Омску, Хабаровску, Владивостоку. «А в других городах люди не живут? Там нет операторов?» — задается вопросом Юрий Резвяков. И поясняет: «Что касается дистрибуции ТВ-каналов для операторов, существуют различные варианты. В каждом конкретном случае нужно ориентироваться на оптимальное решение».

Директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин отметил, что на рынке есть распространенное заблуждение, что наземная доставка сигнала больше подходит для крупных городов — региональных центров и мегаполисов. «Я с этим согласен, но частично. Действительно, подключиться к сервису “Медиалогистика” для получения ТВ-сигнала можно в узлах MSK-IX, которые расположены как раз в крупнейших региональных центрах от Санкт-Петербурга до Владивостока. И большая часть потребителей сигнала из наземных источников подключается именно в крупных городах. Но это не означает, что только операторы оттуда пользуются “Медиалогистикой”. К нам подключены провайдеры из Челябинска, Уфы и многих других населенных пунктов», — заявил Григорий Кузин. Он уточнил, что к «Медиалогистике» подключены топ-10 ТВ-провайдеров, которые имеют охват почти по всей территории России, поэтому порядка 80% абонентов получают телесигнал, который операторы берут из наземных источников. «Мы работаем над тем, чтобы “Медиалогистика” пришла и в небольшие города и сравнялась по охвату аудитории и территории со спутниковой дистрибуцией», — поделился планами директор проекта.

В свою очередь продюсер телеканала «Наша Сибирь» Екатерина Кропотова уточнила, что задача вещателя далеко не всегда состоит в том, чтобы покрыть 100% территории страны. Главное — сотрудничество с операторами. «Чем с большим количеством крупных операторов мы сотрудничаем, тем лучше. Важен не охват территории, а охват аудитории. А основная аудитория проживает в крупных городах», — заявила Екатерина Кропотова.

Начальник отдела регионального развития телеканала РБК Ирина Станкевич придерживается иного мнения. Она считает, что пока никакая наземная доставка не может заменить спутниковую, так как те города и деревни, которые охватывает спутник, не всегда доступны для наземных сетей. «Я бы очень хотела, чтобы наша компания решала совершенно другие вопросы, которые не связаны с доставкой сигнала и охватом аудитории. Но для нас важна работа с регионами. Наши региональные партнеры делают свои региональные версии нашего канала. С раздачей сигнала у них бывают проблемы. Поэтому нам необходима технологическая платформа, которая поможет их решить. Очень бы хотелось для разных регионов это делать в режиме одного окна. Наземная доставка пока полностью не заменит спутниковую, но она годится в качестве резервного канала доставки сигнала», — сказала Ирина Станкевич.

Комическое «качество»

Одной из главных проблем спутниковой доставки является чуткость спутникового сигнала к природным явлениям и другим помехам. Контролировать качество сигнала телекомпаниям и операторам при этом весьма проблематично.

Руководитель отдела продаж ЗАО «Первый ТВЧ» Любовь Василенкова рассказала, что все телеканалы «Первого ТВЧ», за исключением канала «Наша Сибирь» в формате 4К UHD, дистрибуцией которого занимается телекомпания, представлены на спутниковой платформе. При этом «Первый ТВЧ» сотрудничает с проектом «Медиалогистика» с момента его запуска. «Наша телекомпания более трех лет предоставляет операторам возможность выбора доставки сигнала. Мы не говорим о том, что они обязательно должны брать сигнал по земле, а информируем, что если они хотят получать отличное качество картинки без каких-либо преград, можно выбрать наземную доставку, так как на всех спутниковых платформах периодически происходят сбои», — комментирует Любовь Василенкова.

Александр Калигин, главный редактор, «Телеспутник»

Полная версия статьи опубликована на портале Telesputnik.ru
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!