Rambler's Top100
Статьи
Юрий ГИЛЕВ  15 октября 2018

Электронное государство сегодня

В 2018 году Россия поднялась на три пункта в рейтинге развития электронного правительства, который регулярно составляет ООН, и впервые вошла в группу стран с индексом Very High, заняв 32-е место. Москва, в свою очередь, стала первой в этом рейтинге среди городов.

Предоставление сервисов без очередей и задержек, автоматическая оплата коммунальных счетов и штрафов, запись к врачу онлайн и подача судебных документов прямо из дома – все это значительно упрощает взаимодействие рядовых граждан с различными ведомствами и открывает новые возможности для развития государственного управления.

Проблемы государственной цифровизации

И все же, несмотря на то что электронные госуслуги в России активно развиваются, говорить об их совершенстве еще рано. Дело в том, что большинство сервисов, которые предоставляются на портале госуслуг, предполагают только подачу заявления в электронном виде. Все дальнейшие операции зачастую ведутся с бумажными документами, т.е. получить услуги удаленно попросту невозможно.

Вместо того, чтобы полностью реализовывать потенциал информационных систем, многие руководители ведомств, особенно региональных, рассматривают их лишь в качестве вспомогательного инструмента. Этот подход нужно в корне менять. Пора переходить к реестровому способу управления информацией, который подразумевает хранение мастер-данных в цифровом виде и использование бумажных документов только в качестве копии, когда она нужна.

Еще одной проблемой является распыление услуг между ресурсами. Существует не только федеральный, но и локальные порталы госуслуг, о существовании которых жители некоторых регионов даже не знают. А некоторые услуги и вовсе можно получить только через ведомственные порталы, например, на сайте Федеральной налоговой службы или Пенсионного фонда. Это создает дополнительные неудобства для пользователей, так как на каждом новом ресурсе приходится заново проходить аутентификацию и привыкать к интерфейсу. Гораздо проще получать все виды госуслуг через разные сегменты одного портала, используя один личный кабинет для всех своих нужд.

Ведомственные структуры используют разные справочные материалы, из-за чего не получается организовать полноценное электронное взаимодействие между ними. Чтобы повысить качество предоставляемых государственных услуг, стоит прийти к единому стандарту нормативно-справочной информации. В июле текущего года была принята программа «Цифровая экономика РФ». Одним из ее важнейших пунктов стала разработка нормативной базы, которая позволит перейти к полноценному оказанию услуг в электронном виде.

Другой важный вопрос, который стоит сейчас перед государством, – это создание порталов открытых данных. На сегодняшний день накоплено колоссальное количество информации, которая могла бы быть интересна гражданам. Пока она не используется в полном объеме, но в перспективе на ее основе можно создать множество новых сервисов, полезных для бизнеса и общества. Например, министерство внутренних дел Великобритании разместило у себя на сайте множество открытых данных, которые легко можно скачать. Большой прорыв в этом направлении сделал Росстат, и уже к концу этого года на сайте ведомства должен заработать новый удобный компоновщик отчетов по целому перечню данных.

К сожалению, телеком-инфраструктура не во всех регионах развита одинаково хорошо, поэтому необходимо ее улучшать, чтобы максимальное количество граждан имели доступ к онлайн-сервисам. Не менее важна популяризация электронного формата госуслуг – нужно, чтобы люди всех возрастов понимали, насколько такое взаимодействие с ведомствами проще и удобнее.

На данный момент уровень информатизации различных органов власти существенно разнится, что, в свою очередь, пагубно сказывается на развитии электронных госуслуг и взаимодействии между ведомствами. Каждая государственная структура должна по умолчанию иметь в составе своей ИТ-инфраструктуры все основные компоненты, иначе невозможно эффективное взаимодействие в рамках электронного правительства. Онлайн-сервисам необходима как минимум возможность интеграции с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), единым порталом госуслуг (ЕПГУ), единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой системой нормативно-справочной информации (ЕСНСИ).

Развитие и перспективы электронных госуслуг

Сейчас портал госуслуг и отдельные ведомства активно работают над решением обозначенных проблем и развитием электронного государства.

Например, в прошлом году силами компании КРОК в рамках построения комплексной информационной системы судов общей юрисдикции Москвы (КИС СОЮ) создан и интегрирован с ЕСИА личный кабинет гражданина в едином портале СОЮ Москвы. С его помощью граждане могут подать документы в суд в электронном виде и получить доступ к материалам дела с их участием. Также было налажено электронное взаимодействие между московскими судами и государственными ведомствами, такими как Прокуратура г. Москвы, Главное следственное управление Следственного комитета по г. Москве, ФГУП «Почта России», Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве и др. Такое нововведение призвано существенно ускорить работу судов, избавить большинство заявителей от необходимости подавать документы в физическом виде, исключить перекрестные запросы документов у заявителей. Целей сотни, и все они позволят перейти на новый этап цифровизации услуг. Пока этот проект реализован только в рамках московских судов общей юрисдикции, но это уже огромный прорыв, который был признан международным сообществом на конференции «Суды 21-го века», прошедшей в мае нынешнего года.

В Администрации Пермского края уже несколько лет работает образцовая система электронного документооборота. Она интегрирована с межведомственным электронным документооборотом (МЭДО), системой межведомственного электронного взаимодействия и региональным порталом госуслуг. Сейчас в системе уже более 10 млн документов, более 500 тыс. обращений граждан. Стоит также отметить проект Московской городской избирательной комиссии. Здесь была проведена интеграция автоматической информационной системы «Население» со СМЭВ, благодаря чему осуществляется проверка сведений о юридических лицах, пожертвовавших деньги в фонды кандидатов, и сведений о кандидатах.

Все больше услуг переводится в электронный вид, региональные госуслуги добавляются на единый портал. На каждом из этих этапов требуется методическая поддержка, формирование и согласование технической документации, обучение персонала работе с новыми системами, которую обеспечивают специалисты компании-интегратора.

Кроме того, в стадии разработки находится чат-бот для портала госуслуг. Это новый тренд, который уже получил широкое распространение в западных государственных структурах и бизнесе. Он призван помочь при взаимодействии граждан с порталом. Пользователи все чаще используют мобильные устройства, и чат-бот способен значительно упростить коммуникацию с поставщиком услуг. Через него можно будет уточнить детали или даже заказать некоторые услуги.

Недавно представители Минэкономразвития заявили, что следующий этап в развитии электронных госуслуг – это их предоставление не только государственными структурами, но и коммерческими. Для коммерческого сектора это возможность предложить новые услуги клиентам. Какая-то часть сервисов может предоставляться банками, так как их уровень информатизации очень высок. Организации финансового сектора смогут стать провайдером многих государственных услуг для предпринимателей.

Также обсуждается возможность предоставления муниципальных услуг социальными службами. Они могут создать большую вовлеченность населения и расширить спектр сервисов.

В обозримом будущем прогнозируется отказ от бумаги и переход на полностью электронный документооборот. Нормативно-справочная информация (НСИ) постепенно переходит под общий стандарт – это позволяет различным ведомствам заговорить на одном языке. Единая система НСИ также будет использоваться во всех открытых данных, которые будут выкладывать государственные ведомства. И таких данных будет становиться все больше и больше. Это, в свою очередь, упростит процессы получения базовых услуг и решение многих вопросов. Поэтому так или иначе ведомствам, коммерческим структурам и гражданам придется адаптироваться к новой, цифровой реальности.

Юрий Гилев, руководитель направления решений для электронного правительства, КРОК
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!