Rambler's Top100
Статьи ИКС № 3 2018
Борис ЗИНГЕРМАН  29 октября 2018

От электронных документов -- к цифровым сервисам

Что мешает медицинским организациям и органам управления здравоохранением полностью перейти на электронный документооборот и что приобретут врачи и пациенты, когда такой переход произойдет?

Барьеры на пути ЭДО

Ключевой вопрос, который беспокоит медиков, -- доверие к электронным документам со стороны проверяющих органов, коих в здравоохранении множество. Пока медицинским организациям приходится доказывать, что они имеют право при проверках предоставлять документы в электронном виде.

Другая, не менее существенная для медицинских организаций проблема – высокая стоимость перехода к электронному документообороту (ЭДО). Ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП) должны быть у многих сотрудников медучреждения. Срок действия ЭЦП – год, а ее среднерыночная цена – 3 тыс. рублей. Если учесть, что каждому врачу может понадобиться не одна электронная подпись, а три (для электронных больничных, для электронных рецептов и для других медицинских документов), то становится понятно, что для большинства медицинских организаций это дорогое удовольствие.

В 2006 г. Гематологическим научным центром РАМН был разработан ГОСТ 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения», в котором предлагается обеспечить подписной процесс и систему доверия к документам внутри медицинской организации более дешевым способом. Для этого медорганизация должна принять внутренний регламент функционирования ЭДО. Конечно, при необходимости передачи электронного документа за пределы медорганизациии заверять его электронной подписью придется. Но поскольку все исходящие документы подписываются представителями руководящего звена, то средств на приобретение ЭЦП медицинской организации понадобится существенно меньше. Если же документ подписан лечащим врачом, то его подпись своей ЭЦП удостоверяет заведующий отделением или главный врач. Иногда за копией документа, подписанного в МИС МО, обращается пациент. В этом случае сотрудник, имеющий право ее выдать, удостоверяет своей «бумажной» или электронной подписью, что этот документ является бумажной копией электронного документа, хранящегося в системе.

Поскольку одномоментный переход к электронному медицинскому документообороту не возможен, медорганизациям предстоит довольно длительный период смешанного документооборота, при котором электронные документы сосуществуют с бумажными. Для этого требуется отдельный регламент. В октябре 2016 г. на заседании Экспертного совета по ИКТ Минздрава мною был представлен проект положения о смешанном документообороте, в котором, в частности, содержался запрет на внесение рукописных дополнений в бумажные копии электронных документов, а также был определен приоритет электронной версии для таких документов. Этот проект был одобрен экспертным советом, но дальнейших действий не последовало.

Кроме того, серьезный барьер для автоматизации документооборота медорганизаций -- действующие ныне формы медицинских документов, частью архаичные и не подлежащие переводу в электронный вид. Например, не всегда понятно, как в таком документе после оцифровки различаются его лицевая и оборотная стороны или как организовать его последовательное заполнение несколькими людьми.

Ситуацию мог бы исправить нормативный документ Минздрава России, который установил бы, что формы медицинских документов могут быть пересмотрены при сохранении содержания, т.е. разрешил бы так перестроить существующие в них поля, чтобы их можно было перевести в электронный вид. Также важно, чтобы все новые приказы или письма отраслевого ведомства, в которых фигурируют какие-либо формы электронных документов, четко регламентировали их бумажный и электронный вид. Пока этого, к сожалению, не происходит.

Надо понимать, что все перечисленные выше барьеры не просто сдерживают переход медицинских организаций на ЭДО, но и вынуждаю вести его и в бумажном, и в электронном виде. Главным по-прежнему остается бумажный документооборот, но поскольку какие-то данные все равно нужно вносить в МИС, это порождает двойную работу и естественное недовольство врачей.

Эффект отмены

Между тем от полного перехода медицинских организаций на электронный документооборот выиграют и врачи, которым больше не придется дублировать электронные записи на бумаге и тем самым выполнять двойную работу, и пациенты. О выигрыше пациентов хочется рассказать немного подробнее.

Начну с того, что после внедрения в поликлиниках и стационарах электронного документооборота они, наконец, смогут воспользоваться доступом к своей медицинской документации, т.е. будут в курсе всех проблем со своим здоровьем и, возможно, начнут о нем больше заботиться.

Кроме того, чтобы помочь пациенту, у которого после приема врача, как правило, остается много вопросов, доктор мог бы в полуавтоматическом режиме прикреплять к электронному документу с заключением несколько информационных ссылок на проверенный и признанный в медорганизации источник. Перейдя по этим ссылкам из своего медицинского документа, пациент получит достоверное описание своей проблемы и назначенного лечения. К сожалению, врач почти никогда не успевает «поговорить» с пациентом, а предложенная система позволит пациентам дома спокойно прочесть то, что врач не успел сказать.

К такому заключению впоследствии можно будет добавить и другие персонализированные сервисы. Так, если врач назначил какое-либо лекарство, пациент может установить мобильное приложение, которое напомнит о необходимости его приема, может приобрести гаджет, позволяющий проводить измерения, сохранять их в базе данных и, возможно, передавать их своему врачу.

Тут мы переходим к телемедицине в широком смысле слова, подразумевающем дистанционное взаимодействие пациента с лечащим врачом и с системой здравоохранения в целом. К примеру, при выписке из стационара человек останется под наблюдением того же врача, который вел его в клинике и продолжит наблюдать его, только теперь дистанционно, в период реабилитации. При этом лечащий врач сможет дистанционно отвечать на возникающие у пациента вопросы.

Конечно, такой подход увеличивает нагрузку на врача, но части пациентов подобные сервисы могут предлагаться на платной основе. Скажем, определенный объем услуг – очный прием доктора -- покрывается из фонда ОМС. А с тех, кто хочет получить необходимую информацию без дополнительного приема, можно брать плату за превышающий этот объем сервис.

Иными словами, будущее здравоохранения неразрывно связано с цифровыми сервисами, от записи пациента к врачу через интернет и дистанционного наблюдения лечащим врачом к электронным рецептам, которые существенно помогли бы хроническим больным, и к доставке по этим рецептам лекарств.

Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины, INVITRO, член Экспертного совета по ИКТ Минздрава России
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!