Rambler's Top100
 
Статьи
Игорь Геннадиевич БАКЛАНОВ  03 декабря 2018

Новое дыхание телефонии

С появлением голосовых помощников и контекстных роботов речевой интерфейс «человек – компьютер», а с ним и телефония переживают второе рождение.

Вот уже более 20 лет мы живем в мире интернета. Компьютерная безграмотность почти везде ликвидирована, современные гаджеты позволяют пользоваться электронными услугами даже младенцу. Мы почти живем в интернете: здесь идут торговля, обсуждение последних новостей, знакомства, обучение и пр. В этом блеске новых коммуникаций меркнет свет самого древнего и архаичного коммуникационного изобретения человечества – телефона.

Телефонная связь по-прежнему жива, но явно вытеснена на периферию технологии. Появление первых мессенджеров (Skype, WhatsApp, Viber и т.д.) сделали телефонию для операторов связи совершенно убыточным предприятием. В конце 90-х на конференции МГТС одна израильская компания выступила с заявлением: «Мы не предлагаем вам никакого оборудования для телефонии, телефонный трафик вы уже потеряли. Мы предложим вам ряд решений, которые позволят зарабатывать на базе клиентов. Это единственное, что у вас останется». Тогда это звучало скандально. Но все произошло именно так. Потом появилась технология SoftSwitch, которая сделала АТС – ключевой элемент связи – дешевым и программным. Сейчас он уже виртуализирован до уровня «виртуальной АТС». Потом пришла волна революции сотовой связи с персонификацией, роумингом, новыми цифровыми услугами – и звезда телефонии померкла, «…как перед новою царицей порфироносная вдова».

Телефонная связь сейчас исчезает социально. Молодое поколение предпочитает чат, текст вытесняет разговор, эмоции передаются новыми иероглифами эмодзи. Человек все меньше разговаривает по телефону.

И вдруг… рост телефонного трафика. Откуда? Почему?

Просто технология сделала новый виток, и «порфироносная вдова» вновь становится влиятельной особой. Никто не отменил цифровые технологии, вектор научно-технического прогресса не изменил своего направления. Просто «заговорили» компьютеры. В наше время речевые технологии доросли до уровня, когда голосовой робот больше не воспринимается как ненавистная девушка «Нажмите 1-2-3». Теперь это контекстные роботы, с которыми можно поговорить. Siri, Алиса, Ok, Google и другие проекты стали знаковыми для отрасли. Телефонным спам входит в нашу жизнь. Роботы анкетируют, спрашивают наше мнение, рассказывают ребенку сказку на ночь, принимают показания счетчиков, навязчиво звонят, упрашивая оплатить долги.

Интересны результаты внедрения речевых технологий. На одной из конференций по «умным» городам компания CyberLing представила результаты внедрения разработанного ею приложения для сбора показаний счетчиков. Казалось бы, у всех есть компьютеры, все могут передать показания через личные кабинеты энергетических компаний. Услуга сбора показаний данных «со слуха» едва ли будет востребована. Но нет. После ее запуска трафик увеличивался по 20% ежемесячно и совокупно вырос в 2 раза. Потому что удобно. Потому что не нужно лезть в личный кабинет. Просто позвонил и сказал.

И это наводит на размышления, что станет в будущем интерфейсом между человеком и «умными» системами. Компьютер? Мобильный телефон и мобильные приложения? «Умный» телевизор? А может быть, самое древнее средство коммуникаций – наша речь?

Речевые технологии создают интересный прецедент. Человек может говорить с городом, с его системами. Говорить без помощи всей компьютерной надстройки – просто по телефону. Этот интерфейс точно будет универсальным.

Парадокс нашего времени. Мы предпочитаем тексты, роботы больше говорят… Мы как будто идем навстречу друг к другу, смешивая наши коммуникации.

Но самое главное – в нашу жизнь снова приходят звук и речь. И это отлично. Речь формирует человека как мыслящее существо. Потеря ее делает нас глупее. Но перед нами новое дыхание телефонии. И значит, мы останемся людьми…

Игорь Бакланов
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!